Гражданская война в России: Let’s get ready to rumble!

Начало

Ilya Ludendorff

--

Приступим к истории Гражданской войны в России с небольшого описания обстановки, в которой она началась. Не хочу растекаться мыслью по древу в этом плане, так что буду краток. С самого начала ХХ века Российская империя кубарем катиться в говно. Тут вам и заторможенные реформы, тут вам и “маленькая победоносная” война с Японией, а затем и мясорубочная Первая мировая. Все это стоило колоссальных жертв, а отсюда — полное крушение как авторитета официальной власти, так и ее идеологии. Сначала Россия навернула революцию 1905-го, которую таки удалось вывезти, а вот в 1917-м уже не повезло. Как результат имеем крушение монархии и раскол общества.

А после Октябрьской революции все вообще превратилось в форменный цирк. Товарищ Ленин, которому еще предстояло обратиться в липовый мёд, любил всем рассказывать о праве наций на самоопределение. И как только грянул залп “Авроры”, этот суверенитет стали грести все кому не лень, из-за чего территория бывшей империи распалась на кучу самостоятельных территорий без каких-либо экономических связей и центральной власти.

Развал армии привел к тому, что миллионы солдат начали возвращаться домой, раскаляя и так уже взвинченную политическую обстановку. И это все на фоне Брестского мира, который хоть и худой и лучше войны, но, блин, за что мы в траншеях сидели и дышали газом все эти годы?

Тем не менее, в ноябре-декабре 1917 большевики находятся на пике своей популярности. Призывы к миру, земля — крестьянам, национализация всего, что видишь и прочая популистская дребедень находили сердечный отклик среди населения. Но важно понять, что из себя представляла эта популярность. На эту тему есть интересный эпизод. Весной 1918-го в ЦК большевиков пришло письмо от крестьян, состоявших в партийной ячейке глухого села Саратовской губернии. И в этом письме крестьяне просили ЦК прислать им в село “апостолов”(!) для просвещения местного населения. Звучало это так:

Просветите нас темных, направьте нам апостолов, да уразумеют премудрость учения сего

Под “учением” подразумевался, есессна, социализм. То есть народ ведется на лозунги, но что это за идеология вообще такая социализм — ни в зуб ногой. И так по всей стране.

Контра

Уже в конце 1917 в Донскую область начали стекаться такие персонажи как генералы Корнилов и Деникин. Собранные ими силы из числа офицеров, юнкеров, гимназистов и студентов не были многочисленны и не могли обрести мало-мальской социальной опоры. Да что там говорить: даже избранный на войсковом круге атаманом А. М. Каледин не смог убедить казаков, вернувшихся с фронта, воевать с красными. У казаков было вообще довольно своеобразное мировоззрение. К красным они ненависти не испытывали: они, мол, мир с Германией заключили, молодцы. А вот кого казаки реально ненавидели, так это иногородних понаехавших крестьян, которые стремились отнять и поделить не только помещичью, но заодно и казачью землю. Таким образом, формирование, названное Добровольческой армией, оказалось численно ничтожным, насчитывая лишь около 5 тыс. человек.

Генерал Корнилов

Но набирать людей где-то надо, верно? Корнилов, возглавивший добровольческую армию, подумал и решил, что раз с донскими казаками каши не сваришь, надо двигать на Кубань — там казаки более легкие на подъем. Но нифига подобного: на Кубани казаки тоже вообще не хотели воевать. Добавьте к этому, что местное население было сплошь просоветским и поймете, в какой заднице оказалась Добровольческая армия, которая теперь была вынуждена отражать постоянные удары партизан.

О дивный новый 1918-й или демократия по-ленински

В конце 1917 большевики запилили такую чудесную вещь, как Всероссийская чрезвычайная комиссия, или ВЧК, с Дзержинским во главе. Эта чудесная организация за полгода раскинула сети своих подразделений, в которых теперь работали несколько тысяч сотрудников, а в ее распоряжении были собственные войска в 26 тыс. человек.

5 января 1918 в Петрограде начало работу Учредительное собрание. Создание этого органа значилось в программах большинства либеральных и социалистических партий, возлагавших на него планы по решению все проблем страны. Не стали исключением и большевики, надеявшиеся на завоевании в нем большинства. Почти половина избирателей приняла в нем участие и каков итог первых демократических выборов? Эсеры взяли 40,6%, большевики — 22,9%, другие социалисты — 17,8%, и еще 18,7% получили всякие кадеты с казаками и прочие правые. Таким образом, большинство завоевали эсеры. И эсеры, ненавидевшие большевиков, вознамерились разогнать Совнарком и создать новую власть, без Ленина и Троцкого. Казалось бы, дело большевиков проиграно, и они отправляются на свалку истории, но…

УЖЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ, 6 января Ленин приказал разогнать Учредительное собрание и расстрелять собравшихся в поддержку Учредилки демонстрантов. Сразу же начались репрессии против социалистических партий: их провозглашали контрреволюционными, их газеты прикрывались, лидеры и активисты арестовывались. Все эти действия ясно показали населению: Ленин и его большевики действуют лишь с целью удержания власти, ничто другое их не интересует. И это поколебало симпатии и рабочих с крестьянами и разного рода мелких интеллигентов и буржуазии.

А 15 января Ленин решил запилить свою собственную армию. Совнарком принял декрет о создании РККА, добровольной армии рабочих и крестьян. Но армия по началу вышла так себе. Пошли в него совершенно разнородные ребята: от солдат старой армии, до всяких анархистов. Добавьте к этому выборность командиров, всеобщее голосование по вопросу о том, выполнять приказ или нет, и поймете, что это по сути был за сброд. И когда немцы с австрийцами пошли в наступление, эта потешная армия просто разбежалась кто куда.

Типичная крестьянская армия

Не смотря на свое дерьмовое качество, РККА имела огромное преимущество над своими противниками внутри страны. Никакая другая сила не могла похвастаться такой поддержкой населения, так что красноармейцы смогли быстро установить советскую власть в Сибири и на Дальнем Востоке. Им даже удалось удержать Екатеринодар, штурмовавшийся частями Корнилова.

Время лозунгов закончилось к апрелю-маю 1918. Именно тогда состоялись первые выборы в Советы, когда о большевиках судили уже по реальным делам, а не про крикам с броневика. И что из этого вышло? Большевики на выборах совсем обделались, а в Советах большинство заняли ВНЕЗАПНО меньшевики и эсеры. У меньшевиков была, кстати, достаточно умеренная и разумная, соответственно своему времени, программа: денационализация банков, урегулирование отношений рабочих комитетов с предпринимателями, свобода слова, выбора, восстановление учредительного собрания. В общем, сплошная демократизация. И как на это отреагировали большевики, спросите вы. Очень просто: большевики разогнали Советы к чертовой матери. Давайте посмотрим на примере. Тамбов. На выборах побеждают меньшевики с эсерами. Новый совет только приступает к работе, как в зал заседаний вваливаются большевики. На вопрос, зачем большевики сюда вообще явились, комиссар достал пистолет и сказал: “Вот мой мандат”. Ну и совет разогнали пинками под зад. Демократия-с!

Но о том, как народ обалдел от такого подхода — совсем скоро

--

--