Немецкий фриланс в Африке

Ilya Ludendorff
5 min readOct 26, 2019

После Второй мировой бывшие солдаты Третьего Рейха занимались кто чем. Кто-то остался в Германии, может быть даже Западной, если повезло. Кто-то особо ушлый пил коктейли на южноамериканских пляжах, кто-то оказался в Индокитае и воевал там с вьетнамцами. А мы сегодня говорим о том, кто променял жизнь на Родине на судьбу наемника в солнечной Африке.

И имя сегодняшнего героя — Зигфрид Мюллер.

Родился он 26 октября 1920 года в городке Кроссен-на-Одере, который в наши дни уже и не Германия совсем, а Польша. В 33-м вступил в юнгфольк, затем в гитлерюгенд, после попал в вермахт. Служил вместе со своим отцом, полковником вермахта, на Восточном фронте. Отец погиб в 42-м, а сам Зигфрид получил пулю в позвоночник уже в 1945-м. Госпиталь, в котором он лечился, успел эвакуироваться в Данию, где он и попал в плен к англичанам, а уже в 47-м вышел на свободу.

Зигфрид Мюллер

После войны Мюллер устроился в американскую промышленную полицию, учил военное ремесло, тусовался с такими же бывшими солдатами вермахта на службе НАТО, с которыми обсуждал самые передовые новинки в теории современной войны. Интересно, конечно, но не то. Совсем не то. Ему не хотелось быть теоретиком в кружке друзей. Он хотел реальной опасности.

И вот наш товарищ завербовался в “Бритиш Петролеум” и уехал по контракту в Северную Африку. Там он занялся реально опасным делом: разминировал поля времен сражений Роммеля с англичанами. Но более важным было то, что Зигфрид успел заручиться интересными знакомствами…

Жило-было в Африке начала 60-х такое государство как Катанга. Катанга эта пыталась отделиться от Конго и, по совместительству, была еще и самым богатым полезными ископаемыми регионом этого самого Конго. И вот президент этой Катанги, которого звали ни много ни мало, а Чомбе связался с Зигфридом и предложил ему “деликатную работу” по его военной теме.

Моис Чомбе, президент Катанги

Зигфрид уже было рванул в Катангу на интересную работенку, но по его приезду уже все было закончено: набежали миротворцы ООН, раскидали сепаратистов, а Чомбе свинтил жить в Испанию. Обидно. Но возвращаться в Европу уже не хотелось, и Мюллер устроился работать в отель в Конго, в котором тусили всякие бизнесмены, наемники и прочие политики. От постояльцев он собирал инфу обо всем, что происходило в Конго и понимал: ждать войны уже не долго, ведь ООН скоро покинет эту страну.

Запад вообще очень переживал за Конго. Со дня на день власть там могли захватить коммунисты, так что нужно было искать верного марионеточного правителя. Он нашелся: тот самый Моис Чомбе. Его ненависть к коммунизму перевесила его сепаратистские загоны в глазах западных правительств, что позволило ему занять пост премьер-министра Конго. А вот в Конго его косяков не забыли: несколько регионов страны сразу охватило мощное восстание, которое Чомбе решил подавить с помощью белых наемников. Час Мюллера настал.

Майор Майк Хоар

Мюллер оказался в отряде называвшемся “5 Commando” под командованием майора Майка Хора aka Сумасшедшего или Бешеного Майка, бывшего британского военного, а теперь наемника.

Восстание получило название “Симба”, а повстанцы сразу же, на волне борьбы с правительством антикоммунистов, заручились поддержкой Советского Союза.

Впервые 5 Commando столкнулся с симба в ходе операции “Watch Chain”. Цель была такова: захватить расположенный на берегу озера Танганьика город Альбертвиль, выбить оттуда повстанцев и освободить захваченных в заложники европейцев.

Красным показана территория восстания Симба в Конго

Все бы хорошо, но организована была операция черти как. Раций нет, знание местности нулевое и как результат полный цирк: Бешеный Майк случайно вывел своих наемников прямо к штабу повстанцев, где в тот момент была куча людей. Восставшие занимались тем, что (внимание!) ждали шамана, который дарует им неуязвимость перед боем. Не вдаваясь в долгие размышления, Бешеный Майк приказал атаковать. Сам Мюллер вспоминал это следующими словами:

Мы были на расстоянии 10–15 метров, когда вдруг началась стрельба и крики… В моём отделении сразу оказалось двое убитых. Оба немцы. Лейтенанта рядом со мной ранило пулей в плечо и копьём в щёку. Ещё ранило одного итальянца. Он хрипел, и изо рта шла кровь. Мы оттащили его в сторону, к двум убитым, и скрылись

Повстанцы-симба

Кое-как с боем отряду удалось эвакуироваться. Но через несколько дней уже при поддержке конголезской национальной армии Альбервиль был все-таки взят, а заложники освобождены.

За свои заслуги в этой операции Мюллера повысили до капитана и позволили собрать свой собственный отряд под названием 52 Commandо. Естественно, Мюллер понасобирал в него всяких немцев из ЮАР, а незанятые вакансии забил наемниками из Европы.

У местечка Боэндэ 35 наемников Мюллера и 80 солдат армии Конго 19 сентября 1963 столкнулись с 6000 восставших. Кое-как обороняясь, Мюллеру удалось продержаться до подхода помощи в лице подразделений конголезской армии и уже 24-го сентября взять город.

Далее все пошло как по маслу: не прошло и трех месяцев, как Мюллер смог подавить выступления восставших во всей Экваториальной провинции.

После подавления восстания путь в Германию ему был закрыт:

Я узнавал из газет, что был военным преступником, ветераном СС, что меня комиссовали из НАТО из-за психического расстройства, что в Конго я эксплуатирую негров, таскаю в кармане «Майн Кампф», которую перечитываю после каждого боя… О, это были чёрные времена!

Так что пришлось отправиться в ЮАР. Там он продолжил заниматься военной теорией, выпустил книги по современному наемничеству и войне в Конго, но так и не отделался от презрения своих соотечественников, умерев в 83-м году от болезни.

Наемники и пленные повстанцы

А тот самый Бешеный Майк жив до сих пор! В этому году у него юбилей — целых сто лет!

--

--