Персидский Залив. Эпизод III. Конец нефтяной мечты

Ilya Ludendorff
7 min readAug 4, 2018

И вот прошли первые недели только что стартанувшего 1991-го года. Сроки, которые ООН дала Ираку на исполнение своего ультиматума вышли, и до этого дедлайна так и не сдался, не смотря на уговоры СССР — своего формального союзника. Я вам больше скажу: Ирак не только не пытался как-то спасти свое положение, он еще и начал угрожать шарахнуть по Израилю. Естественно, никакого мирного исхода в этом деле не будет ждать даже самый конченный оптимист. И пока шла вся эта болтовня, иракские войска, расположившиеся вдоль границы с Саудовской Аравией, вовсю пилили линии обороны. Даже на берегу наклепали минных полей на случай десанта. Сооружения были внушительны, так что их даже прозвали “линией Саддама”. Напротив “линии” на территории Аравии на 500 км. растянулись войска всех сортов и расцветок под командованием американского генерала Шварцкопфа.

Шварцкопф на переднем плане слева

Тем не менее, американцы не планировали сразу ринуться в бой и устроить багдадский блицкриг. На первом этапе наступления планировалось вначале завоевать доминирование в воздухе, разбомбив вражеские аэродромы, затем нанести удары по стратегическим военным и промышленным объектам Ирака, и только после этого развернулась бы сухопутная операция. Здесь важно оценить, какие изменения претерпела стратегия наступлений со времен Второй мировой: если раньше перед сухопутным наступлением этапы артподготовки и авиаударов занимали от силы часы, то для войны в Персидском заливе этот показатель — 39 дней!

К половине первого часа ночи 17 января союзные войска были извещены о своих задачах и уже через час началась активная фаза операции. Первый удар волны в 600 самолетов в сочетании с “томагавками”, выпущенными с кораблей, обрушился на ПВО, аэродромы и центры ядерной и химической промышленности Ирака. Эшелоны в 400–600 самолетов наносили удары с перерывами в несколько часов. И так больше месяца! За этот срок нефтепереработка Ирака снизилась по разным оценками до 50–90% от исходной, энергообъекты были серьезно повреждены, снабжение иракских войск было полностью дестабилизировано вследствие ударов по мостам, переправам и складам гсм. По ходу воздушной фазы операции менялся приоритет целей: если в начале только около 15% вылетов авиации имели целью прямой удар во иракским войскам, то к середине февраля этот показатель доходил до 40%.

В результате, еще до начала наземной операции Ирак потерял около 40% танков, 30% БМП и 50% артиллерии. Решив, что с Ирака уже хватит смерти с воздуха, союзное командование в 4 утра 24 февраля начало наземную операцию. Состояние иракской армии было вообще швах: дивизии, вытянутые вдоль саудовской границы, потеряли из-за налетов до трети солдат и половины техники. И с самого начала американского наступления иракцам стало понятно, что их надежда на всякие там валы, заграждения и минные поля — полное фуфло. Где-то эти укрепления просто объезжали, а где-то сносили такой вундервафлей как скоростной (!) боевой (!!) бульдозер (!!!) Да-да, планированию союзников можно только позавидовать.

Боевой бульдозер M9 ACE

Высадку на территорию Кувейта американцы решили не проводить ибо слишком уж много сил сконцентрировал Ирак в прибрежном районе. Но с другой стороны, этого и не требовалось, так как Ираку пришлось держать войска в ожидании десанта, в то время как они могли пригодиться в других районах. Двигавшиеся же по побережью американские морпехи смогли, благодаря поддержке танков и тралов, проделавших безопасные коридоры в минных полях, продвинуться вглубь Кувейта на 30 км.

25-го февраля остальные союзные войска начали продвижение уже вглубь Ирака. И вот тут начались проблемы откуда не ждали: арабские союзники стали ныть, мол, вы уйдете, а нам тут еще жить, может не будем забираться в Ирак, а просто Кувейт освободим и все? Весь американский план вторжения полетел в песок из-за того, что египетские и сирийские войска буквально остановились на иракской границе и в линии союзных войск появились здоровенные бреши, которые еле успели заткнуть резервными частями.

И пока шла возня с арабами, морпехи наконец-то на своем направлении вышли к Кувейт-Сити, где лицезрели первую в этой войне иракскую танковую контратаку, которую удалось отбить благодаря ударам авиации и артиллерии. Поняв, что Кувейт не отстоять, иракцы начали уничтожать кувейтские нефтяные скважины. Особый геморрой же доставляли иракские ракетные установки “Скад”, которые просто колесили по пустыне, запуская свои ракеты куда попало. Точностью они не отличались, но, например, одна из ракет попала прямо в казарму на американской военной базе в Саудовской Аравии. Там находилось больше двух сотен солдат. Американцы оценили потери в 28 убитых и 97 раненых, но вид превратившегося в горящие руины здания заставляет думать, что потери явно занижены.

26-го февраля начался самый ЭКШОН ибо на сцену вышла элита иракской армии — Республиканская гвардия + бригада иракских коммандос. Иракцы заняли позиции в скалах с целью остановить наступление на авиабазы Джабан и Талил. Американцев несколько часов поливали огнем танки и орудия, пока, в конце концов, на поле боя не явилась американская авиация и “Апачи”, которые быстро выбили иракцев со скал. Еще один бой произошел у захолустья под названием Аль-Бисайся. Хотя боем это особо не назовешь. Да, иракцы навозводили там ДОТов, вкопали танки, в общем, продемонстрировали, что костьми лягут в родном песке. Но как только на горизонте показалась американская так называемая “Железная” танковая бригада, после пары жалких выстрелов, сразу капитулировали.

А вот вечером того же дня состоялось самое мощное танковое сражение войны. В условиях песчаной бури, когда видимость составляла от силы 300 метров, американская кавалерийская дивизия внезапно наткнулась на механизированную иракскую бригаду. “Внезапно” настолько, что движки иракских танков были заглушены, а танкисты шлялись вокруг техники в счастливом неведении. Не прошло и часа, как иракцев расстреляли как в тире: они потеряли 50 танков и около 70 БМП, в то время американцы потеряли лишь 1 БМП. Тем не менее, обе стороны стали стягивать к полю боя свои силы. Иракцы бросили в бой части своих танковых дивизий Республиканской гвардии. Была уже полночь и когда танки обеих сторон сошлись в бою, они буквально перемешались, превратившись в сплошной винегрет. Американским танкам пришлось маневрировать с орудиями, обращенными назад, так как иракцы стремились наносить удары в корму, и тут началось самое хреновое: дружественный огонь. В один момент американцам в темноте показалось, что им в тыл вышли иракские танки, и открыли огонь. Иракцами оказались свои же “Абрамсы”. Янки уничтожили 5 своих танков и 4 БМП. Иракцев удалось остановить только артиллерией и огнем противотанковых установок, но гвардия Саддама не собиралась сдаваться. Американцы, тем временем, снова приняли свою разведку за иракцев, подбив несколько своих БМП. Видя это, на разведчиков обрушили огонь уже настоящие иракцы, подбив еще 9 из 28 оставшихся БМП. Гвардейские иракские дивизии “Тавакална” и “Медина” отходили в пустыню и глушили двигатели, пропуская проезжающую мимо американскую технику и атакуя ее с тыла, но силы иракцев были подорваны. Из-за уничтоженных американцами коммуникаций, гвардейцы были фактически обескровлены, но сдалась лишь малая часть — остальные сражались насмерть, как можно дольше задерживая вражеское наступление. За эту ночь дивизия “Тавакална” перестала существовать в принципе.

Своей гибелью “Тавакална” дала время остальным иракским частям избежать окружения в Кувейте и уйти в Басру, но лучшая боевая единица Ирака была потеряна. 27-го февраля иракское отступление превратилось в паническое бегство. Гвардейская дивизия “Медина” была разбита 1-й бронетанковой дивизией США, а авиация начала бомбить шоссе Кувейт — Басра, по которому сбегали иракцы, после чего за ним закрепилось название “шоссе смерти”. В итоге, за четверо суток были разбиты 12 дивизий Ирака, уничтожены около 1300 танков и 1200 БТР и БМП. Потери американцев были несоизмеримо ниже: 11 танков (в том числе от дружественного огня), 19 БМП, 1 “Апач” и 22 человека убитыми. Но точных потерь пока никто не знает.

По приказу президента Буша с 8 утра 28-го февраля боевые действия были остановлены. ООН составила такие условия для Ирака:

  1. Отказаться от любых действий, направленных на аннексию Кувейта;
  2. Признать свою ответственность за ущерб, нанесенный Кувейту;
  3. Немедленно освободить всех военнопленных;
  4. Предоставить информацию о расположении иракских минных полей;
  5. Назначить представителей для обсуждения условий прекращения боевых действий.

Саддам уже был согласен на все и принял эти условия безо всяких оговорок. Ну а что мы имеем в итоге? Давайте разберем по странам.

Кувейт

Оказался в полной заднице. Вся нефтяная промышленность, за счет которой держалась экономика, была полностью уничтожена. Иракцы сожгли всю инфраструктуру, какую увидели, а всю нефть их хранилищ варварски слили в Персидский залив, так что Кувейт получил удар еще и по экологии. Из-за это в Кувейте даже прошли дожди из нефти!

Ирак

Тоже в заднице. От армии остались одни ошметки. Пользуясь ситуацией курды и шииты подняли восстание, но были подавлены уцелевшими в войне войсками. Сотни крупнейших промышленных и военных объектов уничтожены. Саддам планирует новую войну.

США и их друзья

Отделались минимальными потерями и рады. Саудовская Аравия чудесно спаслась, но все понимаю, что пока Саддам у руля Ирака, нужно все время держать ружье заряженным. Скоро оно выстрелит. А пока самый геморрой — растаскать всю массу своих войск обратно по базам. Такие дела.

--

--