О том, что Русский в Китае делает

尼古拉
7 min readFeb 4, 2014

В этом посте я хотел бы рассказать Вам о том, как я попал, после окончания школы, на обучение в Китай, о том, с чем я столкнулся приехав в незнакомую, на тот момент, страну и конечно о том, насколько мне это понравилось.

Школа, экзамены

Не могу назвать себя «хорошим» учеником, ибо многое из того, что мы изучали в школе, мне казалось не интересным, а потому, учился я отнюдь не очень хорошо. Последние несколько лет, в основном, перебирался с тройки на четверку. Даже не верится, но когда-то был практически отличником (В начальных классах ☺). С тех пор, многое поменялось.. Интерес к учебе пропал окончательно. Не редко появлялись мысли о том, что не хватит терпения закончить школу. Желание посещать занятия становилось все меньше и меньше. Но, как ни странно, время шло быстро и наступила пара экзаменов. Само-собой, я готовился. Не сказать, что-бы усердно, но чуть больше минимума я выучил. В итоге, экзамены сданы (сдавал обществознание и историю). И если взять во внимание то, как я готовился, сданы не очень плохо.

Парк на территории университета.

Выбор университета

К выбору университета я подошел.. никак. Если быть честным, этот момент я оттягивал до последнего, в надежде на то, что в конце-концов мне предложат несколько вариантов и я выберу наиболее подходящий. Конечно, я знал, в каком направлении хотел бы двигаться, но ничего для этого не делал. Повторюсь, желания учиться у меня не было.

Неожиданным для меня стало то, что мне предложили поехать в Китай, ссылаясь на то, что Китай, на данный момент, весьма успешен во многих направлениях и обучением там, стало бы очень неплохим выбором. Не удивительно, что этому предложению посопутствовали знакомые, уже обучающиеся в Китае. И я, конечно же, согласился, поскольку, Китай с детства мне был интересен, да и выбора, на тот момент у меня не было.

*Выбор был сделан в период зимних каникул. В это же время, мы передали документы знакомому, который отвез их в Китай и, спасибо ему большое, он заполнил все бумаги, нужные для поступления. Мне оставалась сдать экзамены и после чего ждать. Ждать неизвестно сколько..

**Для иностранных студентов, не знающих китайский язык, университет предлагает два факультета: 1 — Международная экономика и торговля, 2 — Китайский язык и литература. Обучение длится 5 или 4 года соответственно. Для поступления результаты экзаменов не важны.

И вот, в августе, мы получили тот самый зеленый конверт с приглашением ☺ Настало время делать визу. В письме с приглашением была анкета, для получения студенческой визы. Скажу лишь то, что получить ее не получилось. Как оказалось, нужна была справка, которая, на тот момент, была не готова. Пришлось делать туристическую визу.

Даже сейчас, я не понимаю, зачем делать в России студенческую визу, ведь по приезду в Китай, мы все ровно ее переделываем.

Вид из окна одного из общежитий.

В далеке виднеется главный корпус университета.

Китай

В Китай я отправился с нулевыми знаниями китайского языка, и скромным запасом английских слов (если верить неким ресурсам в интернете, этот запас составлял чуть большее 2К слов).

По приезду, мы заселились в общагу, отметились в универе и заплатили за обучение. После чего, у нас была неделя, что-бы свыкнуться с обстановкой и поближе познакомиться с Китаем. Конечно, без знаний китайского, это сделать трудно, по этому, я, как обычный турист, гулял по городу, знакомился с местной кухней, изучал территорию университета. В общем, ждал начала занятий.

Вечером главный копус универа освещается множеством ламп.

Обучение

Изначально, меня готовили к тому, что первые полгода пройдут в неком замешательстве. Обучение, само-собой, проходит на китайском языке. Удивительно, ведь у многих, знание китайского на нуле. Конечно, периодически можно было услышать анлийский, который использовался для того, что бы более подробно объяснить значение того или иного слова. И все ровно, китайский был в приоритете, и, не смотря на то, что мы ничего не понимали, с нами продолжали объясняться именно на нем.

*Забегая вперед, скажу, что сейчас, спустя 4 месяца после начала обучения, я могу понять далеко не все. Конечно, какой-то смысл зказанного учителем уловить можно, но только из-за того, что ты уже понимаешь о чем идет речь. К тому же, учитель старается говорить правильно, относительно медленно, и не используя слэнг, в отличии от большинства китайцев, разговор с которыми, по прежнему, сущий ад ☺

Не буду вдаваться в подробности системы обучения, скажу лишь то, что язык учится как и любой другой, начиная с алфавита и заканчивая заучиванием правил и иероглифов. Сейчас, когда половина семестра позади, выучено более 600 слов и несколько сотен иероглифов. Примерно столько слов в 25 уроках грамматики. Путем несложных вычислений, можно получить следующее: Каждый день выучивались 5-6 новых слов с иероглифами. Не много.

*600 слов без учета выученных в быту.

Но, тем не менее, этого достаточно, что бы, прийдя в магазин, купить килограмм риса и пару упаковок зеленого чая, а по возвращению в общагу, сказать коменданту, что я здесь живу.

Корпус для иностранных студентов.

Быт

Вкратце: жизнь в Китае отлична от жизни в России по многим параметрам. Наиболее значимый, на мой взляд, это люди. Кругом толпы народа, будь то магазин, парк или что-то иное. Стоит прокатиться в обыкновенном китайском автобусе и вы поймете, что пробираться через толпу, распихивая всех на своем пути, когда автобус полон, это нормально. В России люди могут отреагировать не очень адекватно. И я с этим столкнулся, вернувшись из Китая ☺

Каждый вечер, в независимости от дня недели, открываются ночные рынки, где можно найти, практически, все что угодно. Зимой активность этих рынков немного меньше, нежели в «теплое» время года, не удивительно, но некоторые китайцы все же вынуждены выходить торговать.

Ближе к полуночи город погружается в тишину, так не свойственную Китаю. Улицы еще какое-то время продолжают освещаться, но людей, в это время, практически нет. Отдыхают китайцы либо дома, либо в различных клубах, пабах, некоторые, из которых, могут работать до самого утра.

В таких условиях проходили первые экзамены.

Теперь, что касается студентов. На территории университета находятся несколько общежитий для иностранцев. Некоторые, из этих общежитий, можно смело называть гостиницами, по скольку, уровень жизни в них «очень хорош». Первые полгода я жил в лучшей из общаг, но в силу того, что эта общага находится дальше, нежели другие, от учебного корпуса, с нового полугодия я переезжаю в другую. Разница между общежитиями исключительно в размере комнат. Собственно, поэтому, моя бывшая общага мне кажется лучшей. В каждой комнате, точные размеры которых я назвать не могу, живут по два студента. В их распоряжении имеется вся необходимая мебель: стол, шкаф, кровати.. из электроники: телевизор, телефон и кандиционер. Ванная комната отсутствует лишь в некоторых комнатах в одном из общежитий. Доступ в интернет осуществляется по средствам кабеля. (покупается карта, на которой имеются логин и пароль. 100 часов = 50 юаней, 300 часов = 100 юаней). Скорость всего 3-4 мегабита/с. Но на русскоязычных ресурсах нет даже такой скорости. Китайские сайты, напротив, загружаются очень быстро. YouTube, Twitter, как известно, в Китае не работают, но есть множество софта для решения этой проблемы. На крайний случай, можно купить vpn.

Не знаю, как обстоят дела с интернетом у китайских студентов, но живут они куда скромнее иностранцев. В одной комнате могут жить 4-8 человек, не имея, при этом, горячей воды. Не хочу лжеглагольствовать, но ведь не просто так китайцы ходят с термосами?

Для всего прочего, на территории универа имеются: библиотека, бассейн, тренажерный зал (совсем недалеко, за территорией универа, есть другой зал, более популярный среди студентов), спортивные площадки. Зимой стадион приспосабливают для катания на коньках.

Питаются студенты в столовых, оплата в которых, происходит с помощью карточек. Баланс пополняется путем перевода средств с банковской карты, которая была выдана студенту вместе со столовой картой. Немного запутанно, на первый взгляд, но, на самом деле, очень удобно.

Одна из университетских столовых.

Подробнее об оплате: Вскоре, после начала обучения, университет выдаст Вам 2 карточки. Банковская и столовая. Вторая с Вашей фотографией, именем и фамилией. Для того, что бы начать пользоваться столовой картой, необходимо пополнить ее счет. Сделать это можно двумя путями: 1 — прийти в определенное место и просто дать служащему карту и деньги. 2 — Положить деньги на счет банковской карты, используя один банкомат, после чего, используя другой банкомат, перевести деньги. На втором шаге можно обойтись без банковской карты. —

Подводя итоги скажу, что обучение здесь мне очень нравится. За четыре месяца не появилось ни повода думать, что я зря выбрал этот университет.

P.S. Речь в посте идет о 黑龙江大学.

P.P.S. Буду рад ответить на все Ваши вопросы, если таковы появятся.

--

--