Каковы границы тьютора? Хватит ли мне выдержки в работе с разными людьми?

Вадим Карастелев
2 min readMar 7, 2020
Владимир Гагарин

Ведя курс “Интерактивное вопрошание” в магистратуре МГПУ по подготовке тьюторов я дал задание магистрантам прочитать текст Карла Роджерса «Какие бы я задал вопросы, если бы был учителем». А затем им нужно было написать эссе: «Какие бы я задал вопросы, если бы стал тьютором». С согласия авторов представляю их работы.

Владимир Гагарин: “Какие бы вопросы я бы задал себе, если бы стал тьютором?”

Тьюторское сопровождение достаточно ответственный процесс, подразумевающий работу с людьми. Для выработки нужной позиции подразумевается работа над собой. Для лучшего понимания себя в тьюторской деятельности попробуем порассуждать какие бы вопросы я бы задал себе, если бы стал тьютором?

1. Что определяет тьютора?

Мои наблюдения за деятельностью тьютора показали важность занимать партнерскую позицию, удерживаться от желания дать совет, сохранения безоценочности. Наличие умения устанавливать доверительные отношения, создать творческую, открытую среду для самостоятельного познания тьюторанта и осознанной формулировки выводов.

2. Какой должен быть хороший тьютор?

Мне кажется здесь очень хорошо подойдет определение — «никакой». Тьютору свойственна нейтральная позиция. Отсутствует стремление достичь конкретного результата, что отличает его от коуча или тренера. Нет задачи обучить в отличии от наставника, преподавателя или ментора. В качестве результата тьютор понимает динамику изменения в саморазвитии, самопонимании его подопечного и признающий изменения как достижение.

3. Каковы границы тьютора?

Важно понимать каковы границы тьюторского сопровождения, где заканчивается работа тьютора. В каких моментах тьюторское сопровождение граничит с психологией или другими областями. Как распознать эти границы?

4. Достаточно ли я творческий человек?

Процесс саморазвития тьюторанта в рамках встреч с тьютором — это творчество. А значит и сопровождение подразумевает творческую работу с постоянно меняющейся информацией. Хватит ли мне моих творческих способностей, чтобы распознать сильные проявления подопечного? Получится ли понять интерес тьюторанта, при этом не сместив фокус?

5. Достаточно ли у меня инструментов для обеспечения процесса тьюторского сопровождения?

Динамически меняющийся процесс сопровождения подразумевает применение различных техник и методик. В процессе сопровождения может возникать необходимость задействовать эффективный инструмент. Смогу ли я своевременно освоить и регулярно пополнять «инструментарий» для качественного сопровождения?

6. Хватит ли мне выдержки в работе с разными людьми?

Каждый человек индивидуален, обладает характером и различными особенностями. Процесс сопровождения подразумевает много общения. Смогу ли я взаимодействовать с людьми разного возраста и своеобразностью?

Получиться ли у меня стать хорошим специалистом и быть полезным людям и обществу?

Предыдущее эссе.

Анастасия Норштейн: “Стремишься ли ты стать не нужным ребенку? Не манипулируешь ли?”

--

--

Вадим Карастелев

Кандидат политических наук, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошания, г.Москва www.questioning.pro