Люди не готовы к биткоину или биткоин к массовому принятию? (часть 1)

Illia Otychenko
7 min readDec 17, 2018

--

Мой учитель по предмету “История экономической теории” очень часто любил повторять одну фразу: “Не оценивайте мысли исторических личностей как современный человек, постарайтесь сами стать их современниками и тогда поймете мотивы возникновения этих идей”. Это был хоть и очевидный, но дельный совет, ведь нынешнее время и реальность условного 16 века сильно отличаются друг от друга. У людей было разное восприятие действительности, они жили в другой экономической системе и у них были другие материальные ценности. Изучая этот предмет, я укрепил свою уверенность, что вне зависимости от эпохи поведение большинства людей соответствует духу времени и современной для них экономической теории. Лишь немногие предлагают нечто улучшенное или более прогрессивное, что со временем набирает новые обороты.

Деньги умерли, да здравствуют деньги!

В марте 1973 года Бреттон-Вудская система фактически прекратила свое существование, но официальный переход к Ямайской системе произошел лишь в 1978 году. Золотой стандарт был отменен и мы вступили в эпоху фиатных денег, которые, согласно Википедии, “поддерживаются за счет веры людей в то, что они смогут обменять их на что-либо ценное”. Таким образом, нынешняя денежная система (официально) существует всего 40 лет, но люди уже настолько привыкли к ней, что для многих она является единственно верной.

Современные экономисты в большинстве своем придерживаются существующей экономической теории то ли из-за отсутствия стимулов для разработки новых идей, то ли из-за нетерпимости центральных банков к инакомыслию. Политэкономисты в основном предлагают незначительные “улучшения” по мере поступления проблем, например политика количественного смягчения после кризиса 2008–2009 гг., которая увеличила закредитованность стран.

Обычный же человек все сильнее погружается в общество потребления и ему важнее удобство использования денег, а не их фундаментальная основа. Наличка, карточки, Paypal и прочие сервисы — все это используется в зависимости от того, что является наиболее удобным в определенный момент. Многим людям неважно чем обеспечены деньги, ведь они могут их обменять на ценный для них товар в любой момент, в результате формируется иллюзорное доверие к нынешней денежной системе.

В итоге, восприятие людей настолько исказилось, что им трудно принять тот факт, что вся денежная система по факту держится на одной лишь вере. От этого становится забавно слышать фразы, что “биткоин ничем не обеспечен”. На подсознательном уровне мы уже воспринимаем фиатные деньги как неизменную данность и сами закрепляем за центральным банком право на управление деньгами. Это очень похоже на то, как в свое время народ воспринимал королевскую власть и право монарха на управление.

Когда дело касается денег, то у людей очень короткая память

Мало кто следит за своими ежедневными тратами, ведь мы платим за что-то по несколько раз за день. Мы практически не замечаем умеренную инфляцию, лишь когда цены на нужные нам товары “внезапно” становятся высокими. Мы практически забыли об итальянской лире, немецких марках, испанской песете, хотя они существовали еще 16 лет назад. Всех их заменил евро, которым пользуются в обиходе всего 20 лет, хотя уже создается ощущение, что он был всегда.

Даже кризисные ситуации уже являются лишь эхом прошлых лет. 1990-е были временем девальваций — британский фунт, российский рубль, итальянская лира и многие другие валюты переживали не лучшие времена. Не так давно турецкая лира падала 22 года подряд то на 40%, то на 80% в год. За последние 30 лет Аргентина трижды объявляла дефолт и приближается к четвертому. После кризиса 2008 года большая часть стран Восточной Европы девальвировала свои национальные валюты в полтора раза.

Из условно недавнего достаточно вспомнить историю в Индии. В 2016 году премьер-министр Индии Наренда Моди спонтанно заявил, что все купюры большого достоинства в 500 и 1000 рупий, которые составляли более 80% всего денежного оборота, больше не являются действительными. Индия столкнулась с национальным возмущением, массовыми очередями и абсолютным хаосом в банках, поскольку граждане бросились обменивать свои внезапно недействительные деньги. Вот так одно решение в нынешней денежной системе может повлиять на жизни миллионов людей.

Несмотря на все эти примеры, многие люди все равно являются ярыми поклонниками фиатных валют и упорно не замечают всю эту историю вечного обесценивания и неожиданных политических решений. Даже современный кризис в Венесуэле достаточно быстро забудется, как и шутки про купюру в сто триллионов зимбабвийских долларов.

Люди практически не выносят никаких выводов из кризисных ситуаций и продолжают жить по инерции, лишь слегка преобразив свою реальность. Скорее всего, первым аргументом будет вопрос: “А какие альтернативы?”. Как минимум диверсификация. Не только валютная диверсификация, но и по всем активам. Скажите, многие ваши знакомые, например, покупали золото до и после кризиса 2008–2009 гг.? Скорее всего нет, ведь это не так удобно, как обмен валют. Была ли у вас или вашей семьи в тот момент финансовая подушка безопасности, на которую вы могли бы опираться? А сейчас она есть?

Допустим, что нет. Ее создание может показаться вам сложным, не к месту и, конечно же, неудобным в данный момент. А неудобное мы не любим, значит переводим этот вопрос в разряд “Неважное”. Оправдано ли?

О дивный централизованный мир

Мы настолько замкнуты в своем мире, что у нас вызывает удивление контраст между человеческими ценностями. Посмотрев фильм “Человек” Яна Артюса-Бертрана, начинаешь понимать насколько разным может быть восприятие действительности у людей. У кого-то нет руки, ноги; кто-то слеп, отбывает пожизненное заключение; кто-то не может без боязни передвигаться по улице, верить в кого ему заблагорассудиться, выбирать с кем общаться; кто-то живет в круговороте насилия, а кто-то в экономике, где деньги превращаются в бессмысленную бумажку. У всех этих людей разные ценности, цели, желания и вам повезло если вы не столкнулись с подобным. Поэтому как человек с совершенно другим восприятием действительности может говорить другому, что ему “по настоящему” необходимо?

Даниэль Джеффрис в своей статье о главной особенности криптовалют описал почему отношение к централизованным структурам и фиатным деньгам зависит от восприятия:

“Представьте, что вы живете в Сирии прямо сейчас. Ваша централизованная инфраструктура разрушена, никто не докажет, что у вас были деньги. Вы не хотите войны, но вы ничего не можете с этим поделать. Вашего дома больше нет, ваши друзья и семья мертвы, ваши банки подвергаются бомбардировкам. Вы изгой, бездомный, без гроша и не контролируете свою жизнь. Хуже того, до вас никому нет дела. Мир перешел от открытых границ до строительства стен повсюду. Вас нигде не ждут, вы не можете оставаться там, где вы находитесь, и вы сломаны.

Но что, если бы ваши деньги все еще были там, записаны на блокчейне, ожидая, когда вы установите свой детерминированный кошелек, укажите правильную кодовую фразу, чтобы восстановить его? Насколько проще было бы начать новую жизнь?”

Власть держащие и многие состоятельные люди живут в “нормальном” централизованном мире, где большая часть вещей работает исправно, а одной из главных проблем является процент по кредиту. Многие не видят необходимости в поддержке технологии, которая может пригодиться в подобной ситуации, так как уверены, что она никогда с ними не случится. Они в основном видят то, что близко их восприятию и системе: отмывание денег, уклонение от налогов, финансирование терроризма и так далее. Поэтому вопрос регулирования криптовалют для них — это не вопрос защиты системы от возможного коллапса, а вопрос защиты системы от привычных проблем.

Чтобы обычный человек из “нормального” централизованного мира обратил внимание на криптовалюты, то они должны дать ему или финансовую выгоду, или еще большее удобство. Не найдя в этом ни то ни другое, данная технология становится для него практически бессмысленной.

Кризисная ситуация заставляет человека изменить восприятие

Поэтому неудивительно, что криптовалюты получили поддержку у населения в таких странах как:

  • Венесуэла с ее гиперинфляцией;
  • Турция и ЮАР, которые столкнулись с новой волной девальвации;
  • Китай, где существует сильный контроль за движением капитала;
  • Индия, из-за недоверия к правительству после истории в 2016 году.

У жителей этих стран были объективные причины разувериться в текущей денежной системе и пойти дальше за стену, в сторону криптовалют. Понятное дело, таких людей меньшинство, остальные просто мирятся с последствиями, но это уже говорит о том, что на криптовалюты смотрят в качестве альтернативы.

Любопытно, но первым упоминанием об использовании фиатных денег в Европе была также кризисная ситуация. Во время испанской осады нидерландского города Лейден в 1574 году у жителей осажденного города не было ни металлических монет, ни кожи, которую иногда использовали для того, чтобы заменить металлические деньги. Поэтому горожане приняли решение воспользоваться бумагой, из которой сделали временную замену металлических денег.

После Лейдена необеспеченные деньги пытались ввести в Швеции и США, но они достаточно быстро обесценились к стоимости бумаги, на которой были созданы. Не было той веры, что есть сейчас. Начали вводиться и бумажные деньги, которые были обеспечены определенными активами, но не все из них были успешными. Например, после эмиссии первых бумажных денег в Норвегии, люди не понимали, что это и почему они должны использовать бумагу вместо ценного металла.

Для людей, которые долго жили в эпоху золота и серебра, бумажные деньги будут необъяснимой диковинкой. Как обычная бумага может быть равноценна серебряной монете? Почему именно эта “бумажка” условно стоит $10, а другая $2? Потому что так написано? Для человеческого восприятия была важна некая фундаментальная основа денег, а не практичность их использования. Привыкание и доверие к новому методу платежа формировалось постепенно, пока не превратилось в безусловное принятие. Такой же путь прошли и электронные деньги, а теперь могут пройти и криптовалюты.

Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции

Большая часть преобразований в денежной системе осуществлялась посредством правящего слоя населения, а народ лишь подстраивался под нововведения. Фиатные деньги, использование золота и других металлов — все это появлялось эволюционным путем и становилось повсеместным по воле власти, а не народа. Денежная система постоянно эволюционировала в ту, которая может предложить более удобную форму расчета и способную удовлетворить растущую экономику.

Идея криптовалют является наоборот революционной, потому что преобразования начались в народе, а власть подстраивается под нововведение. Поэтому неудивительно, что революционный дух и риторика присущи криптовалютному сообществу. Часть криптоэнтузиастов против государственного регулирования, введения правил и норм для пользователей и это выглядит отчасти оправданно, так как система не раз давала сбой.

Все это приводит к тому, что у нынешних криптовалют всего два пути к массовому принятию — эволюционный или революционный. Или власти признают криптовалюты в качестве новой формы денег, будут развивать эту идею и поспособствуют созданию денежной системы, которая основана на технологии блокчейна. Или должен произойти некий экономический коллапс, который окончательно разуверит людей в надежности текущей системы, и тогда власть преобразится. Остается лишь вопрос: готовы ли сами криптовалюты к таким переменам? Об этом поговорим во второй части.

А вот и вторая часть.

--

--