Как мы дошли до точки. Откуда появилась абстрактная живопись

Irina Bolshagina
3 min readOct 5, 2016

--

История в 10 картинках

Со времен Аристотеля искусство подражало реальности и рассказывало истории: библейские, мифологические, бытовые, исторические. Это то, что называют “классическим” искусством. Такое искусство обычно кажется понятным, хотя оно полно метафор и смыслов.

Сельский концерт. Тициан, Джорджоне. 1509

Во второй половине 19 века искусство пришло к тому, что перестало копировать жизнь и начало копировать само себя. Получается подражание подражанию. Эта картина Мане цитирует картину выше и еще несколько классических работ.

Завтрак на траве. Клод Мане. 1863

Началась эпоха импрессионистов. Они уже не рассказывают истории, их интересует прежде всего impression — мимолетное впечатление. Они увлекаются оптикой и вместо того, чтобы смешивать краски на палитре, используют локальные мазки разного цвета, которые смешиваются в глазу человека.

Впечатление от восхода солнца. Клод Мане. 1872. Эта картина дала название направлению импрессионизм.

Ответвление импрессионизма — неоимпрессионизм (или пуантилизм) усиливает локальность цвета. Мазки превращаются в точки. На картине ниже Сёра добавляет к зеленому полотну травы желтые и оранжевые точки на солнце, и синие — в тени. Изображение строится как матрица из точек. А фигуры плоские и статуарные. Здесь нет никакой истории, просто созерцание.

Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884

Та же картина ближе. Отсюда остается всего пара шагов до абстракции.

Сёра пойдет еще дальше по этому пути. Это направление называется де-скиль — депрофессионализация. Когда художник специально рисует хуже, чем может. Создается впечатление, что такое произведение может сделать любой. В современном искусстве это достигнет широких масштабов: сейчас художнику вообще не обязательно уметь рисовать.

Цирк. Сёра. 1891

Сезанн тоже был в тусовке импрессионистов, но его работы стоят отдельно. Его больше интересует не мимолетное впечатление, а хорошо сконструированные, выстроенные композиции — появляется геометрия.

Поль Сезанн. Купальщицы. 1905

Дальше начинается кубизм. Это детище Пикассо и Жоржа Брака. На кубизм сильно повлияло открытие африканской скульптуры с ее условностью пластического языка. Авиньонские девицы Пикассо — это цитаты из Сезана, африканской пластики и древнеиберийской скульптуры (лица-маски).

Авиньонские девицы. Пикассо. 1907

Матисс представляет еще одно направление — фовизм. Если в кубизме используются тусклые землистые тона, то в фовизме — яркие краски. Появляется все больше абстракции. Еще есть очертания объектов, но композиция уже превращается в геометрию, в модульную сетку.

Розовая обнаженная. Матисс. 1935

Возникает вопрос: как это все описывать? Вот точка зрения Клемента Гринберга: предметом изображения кубистов является не объекты реальности, а сама картина. Они изображают плоскость картины, распадающуюся на части, на грани, иногда до такой степени, что предметов уже не различить. Это как механизм, который можно разобрать на части, но в разобранном виде он не будет работать. Здесь вроде бы есть свет и тень, но они только геометрические фигуры.

Пикассо. Бутылка перно, или Столик в кафе. 1912

Здесь возникает парадокс. Искусство модернизма построено на цитировании традиции. Но в то же время модернизм отрицает эту традицию, пытается начать все с чистого листа, создать новое искусство. Черный квадрат, в какой-то степени — надгробный памятник классическому искусству, точка невозврата.

Композиция в голубом, сером и розовом. Мондриан. 1938

Это был краткий конспект вчерашней лекции Андрея Фоменко по раннемодернистскому искусству в ГЦСИ Екатеринбург. Подробней про курс лекций.

--

--