Кандзэон хайку с пучком жгучей крапивы

Иса Лариса
2 min readAug 8, 2018

--

*
Когда-то очень давно, в прошлой жизни уже, мой Учитель объяснял, почему никто, кроме японцев, не пишет хайку. Были приведены всякие логические доводы и настроенческие соображения. Тогда я принимала все на веру и была уверена на сто процентов в словах Учителя.

Прошла некая жизнь. Которая проходит каждую секунду, но этих секунд было уже очень много. И теперь я понимаю, что Учитель держал между нами зеркало. Причем, как я понимаю, зеркало это было двустороннее. Амальгама внутри, а вокруг две отражающие поверхности.

Может я не смогу точно пояснить, почему так вижу. То есть эти его слова отражались во мне верой в него, что все, что он говорит, суть есть — истина, а в нем самом они отражались состраданием ко мне, его ученику. Потому что никогда, якобы, не написать русскому человеку хайку. Такой кандзэон, который пришел не в облике феи, в белом, с волшебной палочкой, а строгий и жесткий учитель хора с пучком свежей жгучей крапивы.

Ибо потому…

Так вот. Это было лирическое отступление. Прошла некая жизнь. И сейчас я знаю, что написать русское хайку можно. И их пишут. Не заморачиваясь на то, что “не пишут”. Практикуют, учатся, спорят и снова и снова и снова — пишут.

Учителю сейчас я могла бы привести в довод, что чань очень серьезно и гармонично акклиматизировался в Японии. В качестве дзен.

Они (древние японцы) в какой-то момент открыли секрет, как выжать соки из истока чань. Просто не надо переносить повадки и внешние какие-то красивости учения, чуждые традиции и явления на чужую землю. Надо взять основу, хоньи, учения и прививать его на свои местные реалии. Без уподобления и пафоса.

Тут я сделаю еще одно маленькое лирическое… Буквально вчера прочла, на волшебном сайте с хокку, мнение одного адепта, что чтобы понимать хокку, чтобы писать хокку, надо в обязательном порядке начинать кушать палочками, пить зеленый чай без остановки, учить японские слова и выражения, кланяться в кимоно всем соседним пугалам и тогда богиня Аматэрасу спустится смотреть в зеркало и на вас снизойдет великое счастье — хокку. Благословенное и красивое, как сливы в саду у Гэндзи.

Мда. Хэ-хэ, там не так красиво было написано, я своими словами дополнила…

Девчонки на выпускной бал часто идут в белом. У мальчишек белый верх. То же с невестами и женихами. Белый — цвет не только чистоты. Он умеет окрашиваться в любой цвет. Принимать на себя любые краски. И нам надо оставаться с этим ощущением белого. Основы. Мы пишем хайку. Не потому, что у нас узкие глаза и мы говорим японские слова. А потому, что мы понимаем ее, эту основу и видим, что главное не в сакурах и ямах, а совсем в другом.

Мы приживем хайку. И это будут хайку.
Авось!)

майский вечер —
тянется к лампе в саду
удлинитель

(Влад Васильев)

--

--