Как они на самом деле выбирают кандидатов

Itkin Mike
3 min readFeb 13, 2016

--

Сейчас, когда после праймериз в первых двух штатах стало окончательно понятно, что и у демократов и у республиканцев процесс номинации не просто затянется глубоко в весну, но может продлиться до самых летних конвентов, стоит разобраться, как именно этот процесс работает, и какие именно его детали могут повлиять на то, кто станет кандидатами в президенты от обеих партий.

Республиканцы пытаются понять правила распределения делегатов

Ну что, начнем с базовых принципов, работающих для обеих партий. Кандидата в президенты выдвигают на конвенте (съезде партии), который проходит летом. У республиканцев он будет 18–21 июля, у демократов на неделю позже. Каждый штат посылает некоторое, определенное сложными и разными для разных партий правилами, количество делегатов, которые голосуют за выдвижение кандидата. Чтобы победить, кандидат должен набрать больше половины голосов всех делегатов. Дальше начинаются различия.

Начнем с республиканцев. На их конвенте все делегаты — обещанные (технически не совсем, но по факту вроде да). Этот термин значит, что партийные правила обязывают их голосовать за определенного кандидата в зависимости от результатов праймериз в их штате и вне зависимости от их личных предпочтений. При этом в некоторых штатах победитель праймериз или кокуса забирает всех делегатов, а в некоторых — пропорциональная система (в Айове и Нью-Гэмпшире так). Проблема в том, что это обязательство действует на них только в течение первого раунда голосования. Если после него победитель не определен (никто не набрал больше половины всех голосов) — делегаты “освобождаются” и могут голосовать за кого угодно. Обычно до этого не доходит — задолго до съезда все кроме одного, ушедшего в отрыв по обещанным делегатам, кандидата выходят из гонки и формально “освобождают” кандидатов заранее, чтобы на первом же голосовании показать единение партии единогласным выдвижением. Последний раз такого не случилось в 1972 году и запросто может повториться вновь.

Во-первых, есть Трамп, безграничное эго которого может не дать ему сняться, даже если он будет сильно проигрывать по делегатам. Но скорее всего сильного отставания у него не будет, и его верные белые-без-высшего-образования избиратели доведут его до съезда с существенным процентом голосов. Во-вторых, Круз, которому достанется жирный ломоть пирога от евангелистов и ультраконсерваторов в южных штатах уже 1-го марта. И в-третьих, из троицы Рубио–Буш–Касих должен остаться кто-то один, кто объединит истеблишмент и соберет делегатов там, где их больше всего, на берегах океанов — в Калифорнии, Нью-Йорке, Нью-Джерси и Флориде. Предполагается, что именно этот оставшийся будет главным бенефициаром конкурентного (contested, brokered) конвента, поскольку большинство делегатов являются частью этого самого истеблишмента. Партийные функционеры, по слухам, уже начали активно готовится к такому сценарию, прорабатывая стратегию борьбы в зале съезд.

Берни насмехается над их потешными правилами. Он еще не знает, что ждет его самого

Демократам в этом году такой расклад не грозит — кандидатов-то всего двое. Но, как оказывается, у демократической партии совсем не демократические правила номинации. Помимо 4,051 обещанного делегата, которые разыгрываются в праймериз, голос на конвенте есть у 712 так называемых суперделегатов: нынешних и бывших президентов и вице-президентов, действующих губернаторов, сенаторов и конгрессменов, а так же топовых партийных функционеров.

Окей, это странно, но жить с этим вроде можно…

Как вы, наверное, догадываетесь, у Клинтон, которая была госсекретарем нынешнего президента-демократа и остается женой предыдущего, есть кое-какие связи в этой партии. А Сандерс напротив, всю жизнь был инди-конгрессменом и формально стал демократом только в ноябре. Вот и получается, что Хиллари уже формально поддержали 416 суперделегатов, а Берни — только 14, включая его самого, как сенатора.

Вот теперь Берни возмущен

Вообще говоря, за всю историю праймериз суперделегаты никогда не решали исход съезда, избиратели всегда разбирались без них . Но с другой стороны, никогда еще над партией не висела угроза номинировать человека, который вслух называет себя социалистом, и никогда еще поддержка одного из кандидатов истеблишментом не была такой единодушной.

--

--