Тимлид: Коммуникация

Ivan Sobolev
4 min readMar 12, 2018

--

Коммуникация — это софт скилл, позволяющий выносить пользу из любого контакта между людьми. Под прямым контактом я имею ввиду непосредственное общение в условиях отсутствия участников коммуникации типа “передатчик”.

Проще говоря, Тимлид должен уметь выносить пользу из любого общения с кем угодно и когда угодно. В этой статье я расскажу как научиться эффективно общаться “1-to-1”.

1-to-1

Самое важное при общении 1-to-1 не использовать один и тот же шаблон разговора, состоящий из вопросов, идущих по порядку.

Мне становится скучно, когда я чувствую, что со мной общаются по одной и той же схеме из курса по “развитию навыков общения эффективного менеджера”.

Я имею ввиду, что 1-to-1 — это не собеседование, поэтому это общение должно быть более личным настолько, насколько это уместно.

Так как же научиться общаться интересно, нестандартно и не уходить в долгие разговоры “о жизни” (то есть ни о чём)?

Т — Тема

Определите один, наиболее важный для вас вопрос или тему. Это самый простой способ провести встречу эффективно :) Это так же просто, как спросить цену хлеба в магазине.

Хорошие примеры:

  • “От чего зависит моя зарплата?”
  • “Куда мне развиваться дальше?”
  • “План по развитию отдела на 6 месяцев”
  • “Идея по внедрению нового процесса”
  • “Нужен Фидбек по проекту Х”

Плохие примеры:

  • “Мой отпуск” (ну твой, и что дальше?)
  • “Хочу рассказать о своих проблемах с чем-то или с кем-то

Р — Результат

Ты никогда не знаешь, какой результат ты получишь в конце встречи. Но ты можешь определить тот результат, который ты хочешь.

Какой результат ты хочешь получить к концу встречи?

Перед значимым разговором я всегда пишу на листочке ответ на этот вопрос. Иногда даже озвучиваю его вслух :) Это поразительная магия, когда после встречи я понимаю, что получил именно то, что хотел.

Как-то раз я задал этот вопрос сотруднику и попросил его написать себе ответ на листочке. Далее мы общались около часа. В конце встречи он прочитал написанное на бумажке и, сам того не осознавая, получил то, что хотел :) Ma-а-а-gic!

Если для тебя очень важно получить какой-то определённый ответ, то озвучивай вслух своему собеседнику тот результат, который ты хочешь получить. На первых порах это может выглядеть даже иронично.

Хорошие примеры:

  • “Совместный план по внедрению услуги Х”
  • “Отчёт по продажам за неделю”
  • “Итоги тестирования на позицию Y”

Плохие примеры:

  • “Не получается сделать задачу Х”
  • “Хочу убедить Васю, что идея Y— крутая” (Вася, может, не хочет, чтобы его убеждали)
  • “Поговорить за жизнь” (чего-чего?)

И — Интервал

Разбивай время общения на короткие интервалы, по 5-20 минут на вопрос в зависимости от сложности.

Во время короткого перерыва могут смениться приоритеты обсуждения, цели, открыться инсайты. Посмотри на список своих вопросов и реши какому из них ты хочешь уделить внимание в следующем интервале.

Это поможет задать фокус обсуждаемой теме и не уйти в бессмысленные рассуждения.

О — Обратная связь

В конце встречи обязательно дай обратную связь.

Если ты не готов её давать сейчас, скажи когда сможешь. Дать обратную связь в течение 3-х дней вполне нормально и чем конкретнее фидбек, тем лучше он будет воспринят.

Хорошие примеры:

  • “Вася, я вижу, что ты умеешь составлять планы, но этот план не соответствует целям отдела/компании вот тут и вот тут”
  • “Да, мы можем поднять тебе зарплату, для этого нужно сделать вот это и вот это”
  • “Я не могу ответить сейчас на этот вопрос, я его записал и дам тебе ответ в течение 3-х дней, договорились?”

Плохие примеры:

  • “Давай поговорим об этом потом” (когда потом?)
  • “Я такие вопросы не решаю” (а кто решает?)
  • “Ты сделал всё не правильно, надо вот так” (вообще жесть)

Заключение

Итого, получаем следующий алгоритм для проведения 1-to-1 встреч:

  • Тема (или вопрос)
  • Результат
  • Интервал
  • Обратная связь

Иногда встреча может пройти не по плану, ты или собеседник получили не то, что хотели. Такое бывает, просто попробуйте подготовиться лучше к следующему разу.

Когда мы в компании пробовали технику 1-to-1, то следовали рекомендациям типа “надо проводить 1-to-1 минимум 1 раз в неделю с каждым сотрудником”

Такая регулярность помогла очень быстро научиться проводить личные встречи, но и так же быстро стала формальностью. Поэтому я провожу 1-to-1 только когда у меня есть вопрос или интересная тема для обсуждения.

При проведении командных собраний можно следовать тем же принципам, что и при 1-to-1. Единственным отличием станет удержание фокуса всей группы. Об этом я расскажу в следующей статье.

Мой Instagram: https://www.instagram.com/destinct/

Illustrations Designed by Dooder / Freepik

--

--