Японский дзэн в Купертино. Часть 2.

Повосхищавшись бумажными куклами, я пошла на звук негромкой плавной мелодии и очутилась в подобии актового зала, где глаза мои просто разбежались и не знали, куда сразу пойти: на сцене выступали японские танцовщицы, в другом конце комнаты были выставлены бонсаи , а по центру — снова икебаны, а еще и оружие японское сбоку примостилось.

Начнем по порядку

Японский классический танец

Японский классический танец — это вам не брызжущая жизненной силой лявониха и не танец живота, где женская энергия заводит все вокруг. Это что-то медленное и текучее, взмахи рук в кимоно, почти бесшумные, как будто бабочка открывает и закрывает крылья. При этом, наверняка, каждое движение полно символизма, о котором знают лишь японоведы и сами японцы.

Бонсай

Бонсай — это искусство выращивания миниатюрных деревьев. Его можно сравнить с воспитанием детей, так как одно растение может расти десятилетиями, и все это время его нужно подрезать, придавать форму, поливать, подкармливать.

Растениям практически полностью обрезают корни, выковыривают верхушки, искривляют проволокой ветки, постоянно мучают и обрезают. При этом они сидят в маленьком поддончике с минимумом земли и с капельным поливом. Это очень тяжелый и кропотливый труд — вырастить настоящий бонсай, который будет жить веками — и всё это время эти растения балансируют на грани жизни и смерти, они должны расти еле-еле, но при этом не погибнуть — одна ошибка и 100 лет труда насмарку…

Люди за работой — хозяева деревьев. Они и демонстрируют, как нужно проводить разные манипуляции с растениями

Я поболтала немного с человеком на фото выше, мне было интересно, почему это занятие его привлекает. Оказалось, что впервые он увидел бонсай, когда служил в армии на базе в Японии 35 лет назад. Это его заинтересовало, и он решил попробовать. Попробовал и увлекся так, что, по его словам, дома у него уже множество растений, которые живут и внутри дома, и в саду. Занятие это дает ему удовольствие, спокойствие и отдых. И правда, от него веяло таким спокойствием, таким дзеном, что, видимо, это занятие и вправду благотворно действует на людей. Но это ж какое терпение надо иметь, чтобы дождаться результатов своего труда — не один год пройдет…

Снова икебаны

Икебаны здесь были в более минималистичном стиле, чем предыдущие, но красивые.

Кимоно

А тем временем на сцене была демонстрация одевания кимоно. Сейчас девушка стоит в нижней одежде, на которую и будет одеваться кимоно

Процедура одевания очень долгая, и самому человеку никак не справиться, нужен помощник, который будет все увязывать, подтыкать, завязывать пояс, подкладывать рулоны с тканью.

Вот этот зеленый пояс — оби, он может достигать 4 метров в длину и стоить дороже самого кимоно. Узлы завязываются по-разному в зависимости от случая.

Чайная церемония

Мне очень хотелось посмотреть настоящую чайную церемонию, и поэтому я уселась на первый ряд и приготовилась все рассматривать. Ведущая объясняла, что происходит на сцене. Слева сидят гости, справа в углу — хозяйка, девушка в голубом — мастер церемонии.

Пока готовился чай, происходило действо: мастер церемонии прогревала чашки кипятком, вытирала их платком, строго определенными движениями в строго определенной последовательности. Это все было так медленно и плавно, что я аж прямо ерзать начала на месте. Стала думать, чего это меня так колбасит, и поняла, что я привыкла к совсем другому ритму жизни, другой скорости, мне хочется быстрее, быстрее, а этой церемонии, может, уже тысяча лет, а тогда никто никуда не спешил, проверять почту не надо, и торопиться некуда. Ты просто сидишь, смотришь на умное изречение, написанное не на стене в соцсетях, а на пергаменте на стене, неспешно обдумываешь его, и вот хозяйка с поклоном приносит тебе чай, а посуда вся древняя, и чем древнее, тем лучше. Выпив чай, нужно осмотреть чашку и выразить свое восхищение ее красотой.

Тут вышел Ромик и стал что-то объяснять ведущей, протягивая салфетку, видимо, хотел тоже поучаствовать.

Единоборства

В амфитеатре два дня шли выступления разных школ и видов единоборств

Перед началом выступления — медитация. Человек в белом кимоно — учитель. Как он двигается… При его немаленькой комплекции — совершенно тигриная грация, казалось, он на землю не наступает. Я такое только в кино видела. И ученики его просто беспрекословно слушаются.

А что в это время происходило на улице?

Можно было перекусить таким вот салатом за 5 долларов

и пойти послушать барабанщиков. Когда-то в Минске я ходила на выступление японской группы барабанщиков Taikoza, завершившееся потрясающим салютом, и до сих пор помню ритмы, которые входят в тело и наполняют его энергией. Вот кусочек выступления барабанщиков фестиваля. Кто будет смотреть, обратите внимание на девушку в красном на переднем плане. По-моему, ее просто прет от энергии, смотря на нее, сразу включаешься в музыку и начинаешь кивать головой в такт

В парк все прибывало людей. Может, кому-то интересно, что продается в палатках на городских фестивалях, помимо попкорна и сладкой ваты.

Вот это вовсе не рынок Ждановичи, а даже и Купертино. Я уже так давно не видела палаток с висящими манекенами, что аж взностальгнулось.

Валяные сумочки ручной работы

Супер-овощечистка вызвала небывалый ажиотаж, хотя, по-моему, такие еще лет 5 назад продавались в ГУМе

Экосистемы ручной работы из Гавайев. Содержат маленькую креветку, водоросли, кораллы, камни из лавы, искусственные цветы, бактерии и микроорганизмы. Водоросли растут благодаря свету, креветка питается ими, а также своими же чешуйками после линьки и сокамерниками, если они есть, после их смерти. Продавец утверждает, что системы не нуждаются в корме и чистке, короче, идеальный подарок.

Бамбуковые флейты, изготовленные детьми

Музей Купертино

В комьюнити-центре оказался крошечный музей Купертино, где несколько вещей показались мне интересными. Вот, например, фото сотрудников магазина в 1910 году. Кардиган, по-моему, вполне себе хипстерский.

А это экспозиция, посвященная китайским предпринимателям-выращивателям цветов. Оказывается, китайцы массово начали переселяться в Америку еще в середине 19 века, но лишь 100 лет спустя им разрешили покупать здесь землю. Несколько китайских семей-цветоводов организовало производство хризантем, которые приобрели бешеную популярность и были самым продаваемым растением округа, пока конкуренты из Южной Америки не подрезали крылья, демпингуя ценами, и цветочные плантации исчезли под строящимися домами, как ранее до них винодельни и фруктовые сады.

Тест на знание видов хризантем: нужно вспомнить, как называются виды

И открыть дверцу, а там…Помпон хризантемус

Поиграв с открывающимися дверцами, я отошла и услышала, как мое место заняли. Обернувшись, я увидела инвалидное кресло, в котором сидела пожилая женщина, судя по движениям и издаваемым звукам, после инсульта. Кресло держала за ручки молодая афроамериканка с тысячей косичек на голове, в ярко-розовой майке и леггинсах. Она весело открывала эти дверцы и называла даме виды хризантем, сама задавая себе вопросы как бы от имени женщины и отвечая ей. Мне вспомнился фильм “1+1”, где у богатого француза, прикованного к инвалидной коляске, появился темнокожий помощник, только что освободившийся из тюрьмы и привнесший в его размеренную жизнь дух приключений. Этот фильм настолько прекрасен, что даже воспоминание о нем подняло мне настроение, и я порадовалась, что, кажется, и этой женщине так же повезло.

Суйсеки

Вот про этот вид искусства я, честно говоря, не знала. Увидев на столе лежавшие камни, я подумала, что это, наверное, основа для бонсай или что-то еще. Лишь на второй день я рассмотрела их повнимательнее и поняла, что японцы и здесь умудрились найти момент любования.

Суйсеки — это камни необычной формы и цвета, найденные в потоках, ручьях и реках. Вода и ветер миллионы лет обтачивали их форму. Они представляют собой архитектурное чудо природы в миниатюре. Основное их предназначение — созерцание.

Ну вот и подошло к концу наше двухдневное путешествие. Пока ходила среди всей этой красоты, сформулировала для себя, чем же так цепляет меня японское искусство: большинство занятий требуют терпения, спокойствия, выдержки, расслабленности, неспешности, наслаждения процессом, будь то составление букета, выведение иероглифа, выращивание бонсай. Нельзя это делать кое-как, второпях, не думая о том, что ты сейчас делаешь. Наверное, это то, чего мне в себе не хватает, я быстро перегораю, но очень ценю вот это все в других людях.

Завершился мой фестиваль обедом в кафе с азиатской кухней, где мне принесли бенто с креветками и сыром тофу (бенто — это порция упакованной еды, содержащая рис, мясо или рыбу и еще что-нить, у меня это яйцо, сваренное в соевом соусе и мелкопорубленная говядина).