“Возрождение” тёмного Кинга

Maksim Zhelezniakov
4 min readApr 24, 2015

--

Давненько я хотел где-нибудь записывать свои мысли и мнение на различные темы. Знаете, порой столько всего на уме, и хочется где-нибудь это оставить, а создавать свой блог или сайт на данный момент просто лень. Думаю, Medium для этого неплохо подойдёт. И начать я решил с моих мыслей после прочтения одной из последних книг глубоко уважаемого мной Стивена Кинга — Revival (оно же “Возрождение”).

Revival

Читаю я нынче нечасто, к моему стыду, но несколько книг в год одолеваю точно. И как-то так пошло, что все из моих последних прочтённых принадлежат исключительно Кингу. И пока не тянет читать что-то абсолютно незнакомое, привык я к старику Стиву и его стилю, и всё тут. Пробовал в прошлом году “Игру престолов” — не пошло, начало как в сериале, стало скучно, забросил. Да и всё равно бы не дочитал дальше событий сериала: зачем спойлерить себе дальнейшие события, ведь я начинал с шоу. Самое интересное, что познакомился я с Кингом не как основное большинство его читателей, он больше известен как “мастер ужасов” и всё такое. А я начал с “Тёмной башни” — многотомника, нынче состоящего из восьми книг, хотя оригинально всего семь, а восьмую лично я считаю наподобие “спин-оффа”, для меня это книга 7,5. Это одна большая история, которая на вершине моего книжного топ-рейтинга. Советую всем прочитать, хотя понимаю, что не всем понравится, не все дочитают, но попробовать стоит определённо. О ТБ могу писать много, но это не тема этой истории, поэтому найти описание в интернете вам (интересно, кто-нибудь вообще прочитает эту отсебятину?) проблем не составит.

The Dark Tower VII

Не все знают, что старина Кинг в добром здравии и не оставляет перо пылиться на полке. Да, не все его новые книги поражают воображение, поклонники так и привыкли делить его творчество на две части: “старый Кинг” и “новый”, если это вообще уместно. Лично я не считаю, что одно лучше другого, мне в целом нравятся как и новые, так и ранние произведения В чём разница, спросите вы? Самое основное — жестокость и зачастую отсутствие банального “happy end” у раннего Кинга. В жанре ужасов уж тем более. То есть реалистичность в рамках сюжета книги. Герой должен погибнуть — значит, так и будет. В поздних книгах порой меньше действия, где-то сюжет провисает и так далее. Doctor Sleep, продолжение Shining, меня немного даже разочаровало, потому что это совсем не ужасы, а фантастика со счастливым концом. Я люблю фантастику, конечно, просто в данном случае контраст между книгами из одной истории огромен. Тем не менее, в 2011 году вышел роман 11/22/63, один из лучших “позднего Кинга”. По названию уже можно понять, в чём суть, поиск в Google никто не отменял, если не читали. Скажу лишь, что по данному роману уже готовят мини-сериал с Джеймсом Франко в главной роли.

И вот, мы подошли к Revival. Книгу начал читать ещё тогда, когда на русском языке официально она ещё не вышла, то есть в оригинале. Да, одним из мотивов снова взять привычную читалку в руки стало изучение языка. Данный роман отличается тем, что в своей основной сути содержит темноту, “Тёмного Кинга”, если изволите. Это история о человеке, судьба которого тесно переплетена с бывшим проповедником и целителем, использующим “тайное электричество” для исцеления людей. На самом деле, помощь людям — это последнее, чего хочет Чарльз Джейкобс.

Роман представляет собой биографию от лица героя, Джейми, то есть начинается прямо с его детства. Знаете, какая особенность этой книги? Она обманчива. В начале вообще не понятно, о чём будет сюжет, в чём основная мысль, аннотация вообще ни о чём не говорит. Особенно первая половина рассказывает о мальчике и уходе Джейкобса от религии. Самое понравившееся здесь — речь пастора после смерти его жены и детей. Она прямо так и просится на большой экран, да и во многом я согласен с такой позицией, хотя это религиозно скользкая тема.

И в таком неведении я прочитал половину книги. Неведении именно концовки, то есть когда вообще нет никакого понятия, чем всё обернётся. И это заставляет читать дальше. “Ну должна же быть кульминация!” Даже в ТБ было понятно, что в конце Роланд дойдёт до Башни, ну это очевидно. А тут — ничего. Когда сюжет дошёл до исцелений, я предполагал, что в конце герой регенерирует, как Доктор, и станет вновь молодым, “возродится”. Ан нет, всё оказалось совсем не так.

Далее пойдёт та часть, которую некоторые могут посчитать спойлером. Тем не менее, я считаю, что это может помочь решить, читать ли роман или нет. Естественно, никакой концовки и подробностей сообщать не буду, смысла в этом нет. Суть в том, что конечная цель Джейкобса — этакого “злого гения”— заглянуть за дверь по ту сторону смерти. И это ему удаётся.

И вот тут вся тьма. Кинг назвал этот роман “dark piece of work” и вообще заявил, что говорить о нём не хочет. Мне всегда нравились описания Стивена процесса создания очерёдной книги как нечто сверх, как будто какая-то сила нашёптывает ему сюжет, а он лишь записывает. Поздние сюжеты не так часто могут этим похвастаться, то же 11/22/63 — отличное произведение, но нет этого ощущения ниспосланного снизу.

Книга так и просит продолжения и экранизации. Кинг сделал абсолютно то же, что и главный герой Revival —заглянул в замочную скважину и приоткрыл эту дверь, а потом с трудом закрыл.

И стоит стена из древнейшего камня, а в ней дверь, покрытая мёртвым плющом, напоминающим костяные, защищающие её руки. А по ту сторону её шёпот. И так хочется заглянуть, а?

“That is not dead which can eternal lie. And with strange aeons, even death may die” /H.P. Lovecraft/

/24.04.2015/

--

--

Maksim Zhelezniakov

Студент и гик. Гаджеты, сериалы, шутки и приколы. Рад общению ;)