Дисциплинарность

Mitya Morovov
3 min readJan 1, 2015

--

В психологии есть термин «когнитивные искажения». Это систематические, шаблонные ошибки в суждениях, ведущие к суженному восприятию реальности. Например, когда люди пытаются контролировать случайные события: «Ты плохо раздаёшь карты, дай мне» или «Лучше я сам выберу билет, чем получу его от преподавателя». Такие действия немного разгружают мозг и уменьшают стресс. Но сильно ограничивают решения и результаты.

Ошибка восприятия: утка или заяц?

Мне интересно исследовать хотя бы на поверхностном уровне частные случаи таких ошибок в повседневности. Надеюсь, в комментарии придут умные и сведущие люди, чтобы меня поправить или подтвердить мои мысли.

Первая ошибка — это „дисциплинарность“, превращение кусков жизни в дисциплины. Мы стремимся овладеть поведением в конкретной ситуации как учебным предметом и надеемся, что это поможет нам стать лучше (на самом деле не поможет).

Рекламная кампания «Хайнекен» как раз воспроизводит ситуацию «стрессового собеседования»

Например, выпускник идёт на тренинг «Как пройти собеседование в международную компанию», вместо того, чтобы подумать, чем он хочет заниматься. Да, на собеседовании работодатель бывает задаёт неожиданные вопросы, проводит тест на стрессоустройчивость и деловую игру. Так он отсеивает неподходящих кандидатов, а не ставит препоны вам лично. Выпускник, натренированный на эти три «дисциплины», пройдёт собеседование, но не сможет работать. А годный для работы выпускник и без специальной подготовки выполнит задания работодателя.

Пять лет назад я начал учиться ораторскому мастерству и презентациям. Главный урок, который я понял, — прежде, чем говорить, найдите и сформулируйте мысль. Всё. Знание предмета даст вам больше очков, чем умение держать микрофон или дикция ведущего Центрального телевидения. Люди, которые идут «учиться выступать», на самом деле нуждаются в психологе. Они идут избавляться от комплексов. Дисциплина «ораторское мастерство» избавит вас от страха аудитории. Но для успешного выступления вы должны в первую очередь знать, что говорить.

Алексей Каптерев знает, о чём говорить. Фото отсюда

Такие же парни (и иногда девушки) приходят на курсы пикапа. Проблема не в том, что они не знают, как общаться с противоположным полом. У них просто низкая самооценка. Нормальные девушки не любят пикаперов. Недоделанные казановы манипулируют ими, берут секс и не дают ничего взамен. Открою вам секрет от гуру пикапа. Хотите секса? — Не будьте мудаком. Станьте хорошим человеком, и у вас всего будет достаточно.

Гугл выдаёт ≈1 860 000 результатов по запросу «тренинг по продажам». Типичные темы такого тренинга: «как обойти секретаря», «как отклонить возражения», «как убедить клиента». Как вы думаете, почему люди так ненавидят продажников? Почему секретарь не переводит на директора? Почему люди возражают? Зачем убеждать в своей правоте? Продажники часто зациклены на факте продажи, «сделке». Чтобы продать, стоит узнать, нужен ли ваш товар и как он поможет клиенту. И это не техника «узнавания потребностей» — это логика. Если мне нечем убрать комнату, я пойду и куплю пылесос. А если пылесос мне не нужен, но вы навяжете эту покупку, я больше не приду к вам в магазин.

Крутой продавец смотрит на тебя, как на покупателя

Я не хочу сказать, что бесполезно учиться красиво и правильно говорить, читать о стрессовых собеседованиях или тренироваться продавать. Имеет смысл учась предмету думать о том, какое место он займёт в системе жизни. Учитесь не «продавать», а помогать. Не «разводите на секс», а становитесь привлекательным. Не «проходите собеседование», а ищите работу, которая вам подойдёт. Изучайте жизнь, а не осваивайте дисциплины.

--

--

Mitya Morovov

Фиксация процесса познания и рефлексий по поводу и без. Сайт: mityamorovov.ru