Троица: Ян Гэ верит в символизм в трехкратном объеме

Хульета Беглянка
4 min readOct 22, 2019

--

Я всегда с особенным интересом отношусь сторонним проектам молодых ребят из «Гоголь-центра». Сам театр считаю пристанищем постоянно бурлящей творческой энергии, периодически выдающим очень интересные идеи (по крайней мере я часто удивляюсь). Так, прошлый октябрь запустился с «Кислотой» Горчилина (хорошая дебютная работа, которая мне откликнулась), этой осенью смотрю «Троицу» актрисы, певицы и режиссера (теперь уж точно) Ян Гэ.

Как нетрудно догадаться об азиатских корнях девушки, так несложно заметить китайский флер (довольно жирный) в ее фильме. Вообще «Троица» — настоящее лоскутное одеяло из самых разных культурных кусочков: здесь много раз 25-м кадром мигает одноименная икона Андрея Рублева; параллельно вставляются кадры типа «трех жриц судьбы», играющих в китайскую головоломку и реагирующих на происходящее в фильме (роль трех жриц исполнили мама и тетушки Ян Гэ); товарами-субститутами (взаимозаменяемыми) являются религия и секс и еще много чего не то что бы зашито в фильм, а то, из чего фильм сшит. Скрытые смыслы настолько совсем не скрытые, что интерпретировать что-либо не приходится (постоянные кресты и распятия, цветовая гамма под настроение главных героев, отсутствие одного города и языка и т.д.). Слишком нарочитый символизм и желание сделать все «не просто так» бьет через край (что можно сказать о фильме, режиссеру которого тридцать лет, «Троица» участвовала в конкурсе 30-го «Кинотавра», а закрытие фестиваля состоялось в день Святой Троицы). Сложно отнести это к недостаткам фильма или назвать странностью — это самобытность (упорно подбирала одно слово, которым можно охарактеризовать картину).

Сюжет очень простой: есть семейная пара, где Она преподаватель китайского, а Он непонятно кто, но ревностный католик; Она изменяет Ему со студентом-мулатом и пытается развестись.

Три главных актера и одно трансцедентальное существо подобраны классно: китаянка Ян Гэ (Марго по фильму), секси-чернокожий Георгий Бликштейн, российский, но безупречно англоговорящий Андрей Курганов в роли мужа и американец Один Байрон (еще один актер «Гоголь-центра», которого я горячо люблю), появляющийся в фильме всего на восемь минут, но разыгрывающий классную психотерапевтическую тираду не только для главных героев, но и для каждого из зрителей (мне, например, в тот день, когда я смотрела попала в сердечко фраза «обрежь волосы, в них столько лишней информации» — и я такая сижу только из парикмахерской и чувство свободы просто переполняет).

Дверь ко всему происходящему открывается через ключ: в ситуации измены не всегда понятно, где жертва и редко однозначно можно доказать, кто и в чем виноват.

Фильм как бы предлагал нам пройти тест: смотри есть три разных героя — кому из них ты сопереживаешь больше всего? Как ни странно для меня самой, я переживала мужу, которому изменили; мужу, который максимально растворен в своей женщине и готов простить (в его случае очистить в церкви) все нехорошее, что она ему сделала; готов заплатить ей за то, чтобы она показала грудь, а он подрочил (т.к. у нее желания заняться сексом с мужем нет); он где-то мерзкий, где-то жалкий, но я и сейчас ловлю себя на мысли, что мое сердечко отдано ему (что это? мои реальные страхи, мое зеркало или просто хорошо исполненная роль?).

Самым большим упущением лично для меня было нераскрытие мотива, заявленного в трейлере (который вызвал у меня недюжинный интерес). Это жизнь по четырем правилам: делай то, что хочется; не делай того, что не хочется; на все вопросы отвечай прямо; все претензии начинай со слова Я. Мне думалось, что это классная идея, что я посмотрю, как все происходит с героиней и проведу эксперимент на себе. Фильм пошел в другое русло, поэтому пробовать придется самостоятельно и беспримерно.

Самым большим достоинством лично для меня стали операторская работа (молодая и маленькая Мария Андросова) и выбранная для сопровождения музыка. Очень крупные планы, в выделенных моментах такой безупречный свет, что скринить и скринить (да, кстати, манера съемки там тоже наделена кучей символов). Использованные композиции написал и воспроизвел Влад Наставшев (известный театральный режиссер, который сам наполняет свои спектакли и сочиняет музыку). Сначала песни в конце кажутся необычными (неуместными?), а потом они протыкают тебя такой болью и драматизмом, что лучше и нарочно не придумаешь.

Не отнять одного: фильм снят с максимальной свободой, невиданной (мной) для российского кинематографа. Интерес вызывает не столько сам фильм (хотя как опыт, конечно, да!), а сколько акт его творения. Ян Гэ, как обычный человек из нашей жизни, персонаж очень яркий. Свой прошлый фильм («Троица» — уже второй) она сняла за сто рублей, а в съемочной группе были только она и оператор (та же девочка, что и в «Троице»), актерами выступали друзья по театру. Когда смотришь ее работы сразу видно: она мыслит по-другому. Ну а что можно ожидать от китаянки (родной язык равно способ мышления), больше 10 лет живущей в России и по своей воле принявшей православии, играющей в одном из самых неординарных театров Москвы и обладающей отличным чувством юмора и бешеной самоиронией?

--

--

Хульета Беглянка

маленькие эссе о кино, черт возьми, только не могу настроить описание статей нормально. t.me/julieta_eldeseo