Изменяющийся мировой порядок

Sergey Kalinin
15 min readApr 18, 2020

--

Рэй Далио, со-директор по инвестициям и сопредседатель Bridgewater Associates LP

Источник

Я полагаю, что предстоящие времена будут радикально отличаться от тех времен, которые мы пережили в нашей жизни, хотя и схожи со многими другими событиями в истории.

Я верю в это, потому что около 18 месяцев назад я предпринял исследование взлетов и падений империй, их резервных валют и их рынков, вызванное тем, что я увидел ряд необычных событий, которых не было раньше в моей жизни, но я знал, что случалось много раз в истории. Наиболее важно то, что я наблюдал слияние 1) высокого уровня задолженности и крайне низких процентных ставок, что ограничивает полномочия центральных банков по стимулированию экономики, 2) больших разрывов в уровне благосостояния и политических разногласий внутри стран, что приводит к росту социального и политического конфликты и 3) растущая мировая держава (Китай) бросает вызов чрезмерно существующей мировой державе (США), что вызывает внешний конфликт. Самое последнее аналогичное время было в период с 1930 по 1945 год. Это очень меня беспокоило.

Когда я изучал историю, я увидел, что это слияние событий было типичным для периодов, которые существовали примерно как 10–20-летние переходные фазы между большими экономическими и политическими циклами, которые происходили в течение многих лет (например, 50–100 лет). Эти большие циклы состояли из колебаний между: 1) счастливым и процветающим периодами, когда богатство наращивалось и производилось продуктивно, и те, кто обладает властью, работали слаженно, чтобы способствовать этому, и 2) несчастными, удручающими периодами, в которых есть борьба за богатство и власть, которые нарушают гармонию. и производительность, а иногда и приводят к революциям или войнам. Эти плохие периоды походили на очищающие штормы, которые избавляли от слабостей и излишков, таких как слишком большой долг, и возвращали основы к более прочной основе, хотя и болезненно. В конечном итоге они вызвали адаптацию, которая сделала всю систему сильнее.

Ответы на этот вопрос можно найти только путем изучения механизмов, стоящих за подобными случаями в истории — периода 1930–45 годов, а также взлетов и падений Британской и Голландской империй, взлетов и падений китайских династий и других, чтобы разблокировать понимание того, что происходит и что может произойти. [1] Это и было целью данного исследования. И теперь началась пандемия, которая стала еще одним из тех больших событий, которые никогда не случались со мной, но случались много раз до моей жизни, и мне нужно было лучше понять.

Мой подход

Хотя может показаться странным, что управляющий инвестициями, который должен принимать инвестиционные решения в короткие сроки, будет уделять так много внимания долгосрочной истории, но по своему опыту я понял, что мне нужна эта перспектива, чтобы хорошо выполнять свою работу. Мои самые большие ошибки в моей карьере произошли из-за того, что я пропустил большие рыночные движения, которых не было в моей жизни, но случалось много раз раньше. Эти ошибки научили меня, что нужно понять, как экономики и рынки работали на протяжении всей истории, и в далекой перспективе я мог изучать вневременную и универсальную механику, лежащую в их основе, и разрабатывать вневременные и универсальные принципы правильного обращения с ними.

Первый из этих больших сюрпризов для меня произошел в 1971 году, когда мне было 22 года, и я работал в “яме” Нью-Йоркской фондовой биржи в качестве летней подработки. В ночь на воскресенье, 15 августа 1971 года, президент Никсон объявил, что США нарушат свое обещание разрешить замену бумажных долларов на золото. Это привело доллар к падению. Когда я слушал выступление Никсона, я понял, что правительство США не выполнило свое обещание и эти деньги, как мы знали, перестали существовать. Это не может быть хорошим подходом, подумал я. Итак, в понедельник утром я вышел в зал биржи, ожидая столпотворения, когда акции нырнули. Да, было столпотворение, но не такое, как я ожидал. Вместо падения фондовый рынок подскочил примерно на 4 процента. Я был шокирован. Это потому, что я не испытывал девальвации валюты раньше. В последующие дни я углубился в историю и увидел, что было много случаев девальвации валюты, которые имели аналогичные последствия для фондовых рынков. Изучая дальше, я выяснил, почему, и я узнал кое-что ценное, что могло бы помочь еще много раз в моем будущем. Мне понадобилось еще несколько этих болезненных сюрпризов, чтобы вспомнить, что мне нужно было понять все крупные экономические и рыночные изменения, которые произошли за последние 100 с лишним лет и во всех крупных странах.

Другими словами, если какое-то большое и важное событие произошло в прошлом (например, Великая депрессия 1930-х годов), я не мог точно сказать, что это не произойдет со мной. Благодаря моему исследованию я обнаружил, что было много случаев одного и того же типа происходящего (например, депрессии), и что, изучая их так же, как врач изучает многие случаи определенного типа заболевания, я мог бы глубже понять, как они работают. Я работаю так, чтобы изучить как можно больше важных случаев, а затем составить картину типичного случая, который я называю архетипом. Архетип помогает мне увидеть причинно-следственные связи, определяющие, как обычно развиваются эти случаи. Затем я сравниваю, как конкретные случаи обнаруживаются относительно архетипического, чтобы понять, что вызывает различия между каждым случаем и архетипом. Этот процесс помогает мне уточнить мое понимание причинно-следственных связей до такой степени, что я могу создавать правила принятия решений в форме утверждений «если / тогда», т. е. Если X случится, тогда сделайте Y ставку. Затем я наблюдаю, как происходят реальные события относительно этого шаблона и того, что мы ожидаем. Я делаю эти вещи очень систематическим образом со своими партнерами по Bridgewater Associates. Затем я наблюдаю, как происходят реальные события относительно этого шаблона и того, что мы ожидаем. Затем я наблюдаю, как происходят реальные события относительно этого шаблона и того, что мы ожидаем. Я делаю эти вещи очень систематическим образом со своими партнерами по Bridgewater Associates.[1a] Если события подтверждены, мы продолжаем делать ставки на то, что обычно происходит дальше, и если события начинают отклоняться, мы пытаемся понять, почему и корректен ли наш курс.

Мой подход не академический, созданный для научных целей; это очень практичный метод, которому я следую, чтобы хорошо выполнять свою работу. Видите ли, как глобальный макроинвестор, игра, в которую я играю, требует от меня понимания того, что может произойти с экономикой лучше, чем конкуренция. Из моих лет борьбы с рынками и попыток придумать принципы для того, чтобы делать это хорошо, я узнал, что 1) способность предвидеть и иметь дело с будущим зависит от понимания причинно-следственных связей, которые делают вещи изменение и 2) способность понимать эти причинно-следственные связи исходит из изучения того, как они развивались в прошлом. Насколько практичным был этот подход, можно измерить в послужном списке Bridgewater за несколько десятилетий.

Этот подход влияет на то, как я вижу все вокруг

Проведя много таких исследований в поисках вечных и универсальных принципов, я узнал, что большинство вещей — например, процветающие периоды, депрессии, войны, революции, бычьи рынки, медвежьи рынки и т. д. — происходят неоднократно во времени. Они происходят в основном по тем же причинам, обычно в циклах, и часто в циклах, которые столь же длинны или длиннее, чем наши жизни. Это помогло мне увидеть почти все как «еще один из них», так же, как биолог, встретив существо в дикой природе, определит, к какому виду (или «одному из них») принадлежит это существо.

Такое видение событий помогло сместить мою точку зрения с того, что я попал в метель происходящих на мне вещей, и перешагнул через них, чтобы увидеть их закономерности во времени. [2] Чем больше взаимосвязанных вещей я мог понять таким образом, тем больше я мог видеть, как они влияют друг на друга — например, как экономический цикл работает с политическим — и как они взаимодействуют в течение более длительных периодов времени. Я также узнал, что когда я обращал внимание на детали, я не мог видеть общую картину, а когда я обращал внимание на общую картину, я не мог видеть детали. Тем не менее, чтобы понять закономерности и причинно-следственные связи, лежащие в их основе, мне нужно было видеть перспективу более высокого уровня, более широкую картину и детальную перспективу более низкого уровня одновременно, рассматривая взаимосвязи между наиболее важными силами над длительные периоды времени. Мне кажется, что большинство вещей развиваются вверх (улучшаются с течением времени) с циклами вокруг них, как направленный вверх штопор:

Например, с течением времени наш жизненный уровень повышается, потому что мы учимся больше, что ведет к повышению производительности, но у нас есть взлеты и падения в экономике, потому что у нас есть долговые циклы, которые двигают фактическую экономическую активность вверх и вниз вокруг этого восходящего тренда.

Я полагаю, что причина, по которой люди обычно пропускают большие моменты эволюции, возникающие в их жизни, заключается в том, что каждый из нас переживает лишь крошечные кусочки происходящего. Мы как муравьи, озабоченные нашей работой по переносу крошек в наши крошечные времена жизни вместо того, чтобы иметь более широкую перспективу общих картин и циклов, важных взаимосвязанных вещей, движущих ими, и того, где мы находимся в циклах и что может произойти. Получив эту точку зрения, я пришел к выводу, что существует только ограниченное число типов личности, идущих по ограниченному числу путей, которые приводят их к ограниченному количеству ситуаций, чтобы создать только ограниченное количество историй, которые повторяются с течением времени. [3]

Это исследование и как я к нему пришел.

Одно исследование привело к другому, что привело меня к этому исследованию. Более конкретно:

  • Изучение денежных и кредитных циклов на протяжении всей истории помогло мне осознать долгосрочный долговой цикл (который обычно длится около 50–100 лет), который заставил меня взглянуть на происходящее сейчас совершенно иначе, чем если бы я этого не достиг этой перспективы. Например, до того, как процентные ставки достигли 0%, а центральные банки печатали деньги и покупали финансовые активы в ответ на финансовый кризис 2008–2009 годов, я изучал это в 1930-х годах, что помогло нам хорошо ориентироваться в этом кризисе. Из этого исследования я также увидел, как и почему эти действия центрального банка подтолкнули цены на финансовые активы и рост экономики, что увеличило разрыв в уровне благосостояния и привело к эре популизма и конфликтов. Сейчас мы наблюдаем те же силы в период после 2009 года.
  • В 2014 году я хотел спрогнозировать темпы экономического роста в ряде стран, поскольку они соответствовали нашим инвестиционным решениям. Я использовал тот же подход, изучая многие случаи, чтобы найти движущие силы роста и найти вневременные и универсальные показатели для прогнозирования темпов роста стран в течение 10-летних периодов. Благодаря этому процессу у меня появилось более глубокое понимание того, почему некоторые страны добились успеха, а другие — плохо. Я объединил эти показатели в показатели и уравнения, которые мы используем для получения 10-летних оценок роста в 20 крупнейших странах. Помимо того, что это было полезно для нас, я понял, что это исследование может помочь лицам, определяющим экономическую политику, потому что, видя эти вечные и универсальные причинно-следственные связи, они могли бы знать, что если они изменят X, это будет иметь эффект Y в будущем. Я также видел, как эти 10-летние опережающие экономические показатели (такие как качество образования и уровень задолженности) ухудшаются для США по сравнению с крупными развивающимися странами, такими как Китай и Индия. Это исследование называется «Производительность и структурная реформа: почему страны преуспевают и терпят неудачу, и что нужно делать, чтобы преуспевающие страны преуспевали».
  • Вскоре после выборов Трампа в 2016 году, когда популизм в развитых странах стал более очевидным, я начал изучать популизм. Это показало мне, как разрыв в благосостоянии и ценностях привел к глубоким социальным и политическим конфликтам в 1930-х годах, которые похожи на те, которые существуют сейчас. Это также показало мне, как и почему популисты слева и популисты справа были более националистическими, милитаристскими, протекционистскими и конфронтационными, и к чему привели такие подходы. Я видел, насколько сильным может стать конфликт между экономическими / политическими левыми и правыми и сильное влияние этого конфликта на экономику, рынки, богатство и власть, что позволило мне лучше понять события, которые были и продолжают происходить.
  • Проведя эти исследования и наблюдая за многочисленными вещами, которые происходили вокруг меня, я увидел, что Америка испытывает очень большие разрывы в экономических условиях людей, которые были скрыты при взгляде только на средние экономические показатели. Поэтому я разделил экономику на квинтили, то есть посмотрел на верхние 20% получателей дохода, следующие 20% и т. Д. До нижних 20%, и проанализировал условия этих групп населения индивидуально. Это привело к двум исследованиям. В «Нашей крупнейшей экономической, социальной и политической проблеме: две экономики — верхние 40% и нижние 60%» я увидел резкие различия в условиях между «имущими» и «неимущими», которые помогли мне понять большую полярность и популизм, который я видел появляющимся. Эти выводы, так же как и тесные контакты между мной и моей женой, ведущей активную филантропическую деятельность в реальностях и богатства и неравенства сообществах Коннектикута и его школах, легли в основу исследования, названного “Почему и как капитализм должен быть реформирован”.
  • В то же время, благодаря многолетним международным отношениям и исследованиям в других странах, я увидел огромные глобальные экономические и геополитические сдвиги, особенно в Китае. За последние 35 лет я много ездил в Китай, и мне повезло, что хорошо познакомился с его высшими руководителями. Это помогло мне увидеть, насколько замечательными были успехи в Китае и насколько прекрасны возможности и исторические перспективы, стоящие за ними. Эти превосходные возможности и перспективы позволили Китаю стать эффективным конкурентом США в сфере производства, торговли, технологий, геополитики и мировых рынков капитала.

Кстати, вы можете прочитать эти исследования бесплатно на www.economicprinciples.org .

Итак, то, что вы сейчас читаете, появилось из-за моей необходимости понимать важные вещи, которые сейчас происходят, чего не происходило в моей жизни, но случалось много раз до этого. Эти вещи являются результатом трех больших сил и вопросов, которые они вызывают.

1) Длинные деньги и долговой цикл

Ни разу в нашей жизни процентные ставки не были такими низкими или отрицательными по таким долгам, как сегодня. В начале 2020 года более 10 триллионов долларов долга было по отрицательным процентным ставкам, и вскоре для финансирования дефицита потребуется продажа непропорционально большого количества дополнительных новых долгов. Это происходит одновременно с огромными пенсионными и медицинскими обязательствами. Эти обстоятельства подняли некоторые интересные вопросы для меня. Естественно, я задавался вопросом, почему кто-то захочет держать долг, приносящий отрицательную процентную ставку, и насколько можно снизить процентные ставки. Мне также было интересно, что случится с экономиками и рынками, когда их нельзя будет сдвинуть, и как центральные банки могут быть стимулирующими, когда неизбежно наступит следующий спад. Будут ли центральные банки печатать намного больше валюты, в результате чего его стоимость снижается? Что произойдет, если валюта, в которой номинирован долг, упадет, а процентные ставки будут такими низкими? Эти вопросы заставили меня спросить, что будут делать центральные банки, если инвесторы будут избегать долгов, деноминированных в мировых резервных валютах (то есть в долларах, евро и иенах), чего можно ожидать, если деньги, которые выплачиваются, одновременно и обесцениваются в стоимости и стоят процентные ставки, которые так низки.

Если вы не знаете, резервная валюта — это валюта, которая принимается во всем мире для транзакций и сбережений. Страна, которая печатает мировую первичную валюту (сейчас США), находится в очень привилегированном и влиятельном положении, и долг, который номинирован в мировой резервной валюте (то есть долге, выраженном в долларах США), является наиболее фундаментальным строительным блоком для мировых рынков капитала и мировых экономик. Это также тот случай, когда все резервные валюты в прошлом перестали быть резервными валютами, что часто приводило к травмирующим последствиям для стран, которые пользовались этой особой привилегией. Поэтому я также начал задаваться вопросом, будет ли, когда и почему доллар падать как ведущая мировая резервная валюта, и как это изменит мир, каким мы его знаем.

2) Внутренний цикл богатства и власти

Богатство, ценности и политические скачки сейчас больше, чем когда-либо в моей жизни. Изучив 1930-е и другие предшествующие эпохи, когда полярность также была высокой, я узнал, что исходя из того какая из политических сторон победит (т. е. левая или правые) будет иметь очень большое влияние на экономику и рынки. Поэтому, естественно, мне было интересно, к чему приведут эти пробелы в наше время. Мои исторические экзамены научили меня, что, в принципе, когда разрыв в богатстве и ценностях велик, и существует экономический спад, вероятно, будет много конфликтов о том, как разделить пирог. Как люди и политики будут сосуществовать друг с другом, когда наступит следующий экономический спад? Я особенно обеспокоен из-за ранее упомянутых ограничений на способность центральных банков адекватно сокращать проценты для стимулирования экономики. В дополнение к тому, что эти традиционные инструменты неэффективны, печатание денег и покупка финансовых активов (теперь называемое «количественное смягчение») также увеличивают разрыв в благосостоянии, потому что покупка финансовых активов повышает их цены, что приносит пользу богатым, которые имеют больше финансовых активов, чем бедные.

3) Международный цикл богатства и власти

Впервые в моей жизни Соединенные Штаты сталкиваются с конкурирующей силой. Китай стал конкурентоспособной державой для Соединенных Штатов по ряду направлений и растет более быстрыми темпами, чем США. Если тенденции сохранятся, это будет сильнее, чем в США, по большинству наиболее важных способов, которыми империя станет доминирующей. (Или, по крайней мере, он станет достойным конкурентом.) Большую часть своей жизни я видел обе страны близко друг к другу, и теперь я вижу, как быстро нарастает конфликт, особенно в области торговли, технологий, геополитики, капитала и экономической / политической / социальной идеологий. Я не могу не задаться вопросом, как эти конфликты и изменения в мировом порядке, которые произойдут в результате этих событий, проявятся в предстоящие годы и как это повлияет на нас всех.

Слияние этих трех факторов возбуждает мое любопытство и привлекает мое внимание к подобным периодам, таким как период 1930–45 и многие другие до этого. В частности, в 2008–09 гг., Как и в 1929–32 гг., были серьезные долговые и экономические кризисы. В обоих случаях процентные ставки составляли 0%, что ограничивало способность центральных банков использовать снижение процентных ставок для стимулирования экономики, поэтому в обоих случаях центральные банки печатали много денег для покупки финансовых активов, что в обоих случаях вызывало что финансовые цены на активы выросли и увеличили разрыв в богатстве. В оба периода большие разрывы в богатстве и доходах привели к высокой политической поляризации, которая приняла форму большего популизма и сражений между ярыми социалистическими популистами левых и ярыми капиталистическими популистами правых. Эти внутренние конфликты усилились, в то время как развивающиеся державы (Германия и Япония в 1930-х годах) все чаще бросали вызов существующей мировой державе. И, наконец, так же, как сегодня, слияние этих факторов означало, что невозможно понять ни одного из них, не понимая пересекающихся влияний между ними.

Изучая эти факторы, я знал, что краткосрочный долговой цикл запаздывал, и я знал, что в конце концов наступит спад. Я не ожидал, что глобальная пандемия будет тем, что ее вызвало, хотя я знал, что прошлые пандемии и другие стихийные бедствия (такие как засухи и наводнения) иногда вносили важный вклад в эти сейсмические сдвиги.

Чтобы получить представление об этих факторах, которые мне нужны, и о том, что может означать их слияние, я рассмотрел взлеты и падения всех основных империй и их валют за последние 500 лет, уделяя особое внимание трем крупнейшим из них: империи США и доллар США, которые являются наиболее важными сейчас, Британская империя и британский фунт, которые были наиболее важными до этого, и Голландская империя и голландский гульден до этого. Я также менее пристально сосредоточился на шести других значимых, хотя и менее доминирующих, империях Германии, Франции, России, Японии, Китая и Индии. Из этих шести я уделил Китаю наибольшее внимание и посмотрел на его историю в 600-м году, потому что 1) Китай был настолько важен на протяжении всей истории, что он так важен сейчас, и это, вероятно, будет еще более важным в будущем, и 2) в нем представлено много случаев, когда династии поднимаются и низвергаются, чтобы помочь мне лучше понять закономерности и силы, стоящие за ними. В этих случаях появилась более четкая картина того, как другие факторы, наиболее важные из которых являются технологиями и стихийными бедствиями, сыграли значительную роль. Изучив все эти случаи в разных империях и во времени, я понял, что важные империи, как правило, продолжались примерно 250 лет, в том числе 150 или более, с большими экономическими, долговыми и политическими циклами в них, продолжающимися около 50–100 лет. Изучая, как эти взлеты и падения, я мог видеть, как они в похожим образом работали архетипично, а затем я мог исследовать, как они работают по-разному и почему. Это научило меня многому. Моя задача состоит в том, чтобы попытаться передать это.

Помните, что то, чего я не знаю, намного важнее, чем то, что я знаю

Задавая эти вопросы, я с самого начала чувствовал себя муравьем, пытающимся понять вселенную. У меня было гораздо больше вопросов, чем ответов, и я знал, что углубляюсь во многие области, которым другие посвятили свою жизнь изучению. Поэтому я настойчиво и смиренно опирался на знания некоторых замечательных ученых и практиков, каждый из которых имел глубокие взгляды на какую-то часть головоломки, хотя ни у одного из них не было целостного понимания, в котором я нуждался, чтобы адекватно ответить на все мои вопросы. Чтобы понять все причинно-следственные связи, стоящие за этими циклами, я объединил свою триангуляцию с историками (которые специализировались на разных частях этого большого,

Несмотря на то, что я выучил огромное количество материала, который я смогу использовать с пользой, я признаю, что то, что я знаю, — это лишь малая часть того, что я хотел бы узнать, чтобы быть уверенным в своих перспективах на будущее. Поэтому, пожалуйста, поймите, что, хотя это исследование предоставит вам мой общий взгляд на то, что я выучил, а также мои весьма неуверенные перспективы на будущее, вы должны рассматривать мои выводы как теории, а не как факты. Но, пожалуйста, имейте в виду, что даже несмотря на все это, я ошибался больше раз, чем могу вспомнить, поэтому я ценю диверсификацию своих ставок больше всего на свете. Поэтому всякий раз, когда я предоставляю вам то, что думаю, я стараюсь делать это по мере своих возможностей и знаний.

© 2020 Bridgewater Associates, LP. Все права защищены

[1] Для ясности, когда я описываю эти циклы прошлого, я не из тех людей, которые верят, что то, что произошло в прошлом, обязательно продолжится в будущем, не понимая причинно-следственную механику, которая движет изменениями. Моя цель, прежде всего, состоит в том, чтобы вы присоединились ко мне в рассмотрении причинно-следственных связей, а затем использовали это понимание для изучения того, что может на нас надвигаться, и согласования принципов, позволяющих справиться с этим наилучшим образом.

[1a] Например, я следовал этому подходу для долговых циклов, потому что мне пришлось ориентироваться во многих из них за последние 50 лет, и они являются наиболее важной силой, стимулирующей большие сдвиги в экономике и на рынках. Если вы заинтересованы в том, чтобы разобраться в моем шаблоне для понимания больших долговых кризисов и увидеть все случаи, которые его составили, вы можете получить Принципы преодоления больших долговых кризисовв бесплатной цифровой форме на www.economicprinciples.org или в печатной форме для продажи в книжных магазинах или онлайн. Именно эта перспектива позволила Bridgewater хорошо ориентироваться в финансовом кризисе 2008 года, когда другие боролись. Я изучил много важных вещей (например, депрессии, гиперинфляцию, войны, кризисы платежного баланса и т. д.).

[2] Я подхожу ко всему так. Например, создавая и управляя своим бизнесом, я должен был понять реалии того, как люди думают, и выучить принципы правильного обращения с этими реалиями, что я и сделал, используя тот же подход. Если вас интересует то, что я узнал о таких неэкономических и нерыночных вещах, я передал это в своей книге « Принципы: жизнь и работа» , которая бесплатна в приложении под названием «Принципы в действии», доступном в Apple App Store или продается в обычных книжных магазинах.

[3] В своей книге « Принципы: жизнь и работа» я поделился своими мыслями об этих разных способах мышления. Я не буду описывать их здесь, но направлю вас туда, если вам будет интересно.

Больше материалов ищите на моем канале https://t.me/blockbitnews

--

--