Крипто-гении, которые испарили триллион долларов. Часть 1 из 4.

Sergey Kalinin
5 min readAug 31, 2022

--

Все доверяли двум парням из Three Arrows Capital. Они знали, что делали — верно же?

© INTELLIGENCER 2022

Источник

Яхта была прекрасна: около 500 тонн измещения на 171 фут стекла и стали, белой, как Санторини. Все закругленные края, пять палуб — одна из них с бассейном со стеклянным дном — были созданы для июля на Средиземном море, ужинов на закате среди островов близ Сицилии, коктейлей на бирюзовом мелководье у берегов Ибицы. Ее будущие капитаны демонстрировали на вечеринках фотографии судна стоимостью 50 миллионов долларов, хвастаясь, что оно будет “больше, чем все яхты самых богатых миллиардеров в Сингапуре”, и описывая планы украсить каюты проекционными экранами, создав на воде галерею для их растущей коллекции цифрового искусства в виде NFT.

Неважно, что изначально они говорили друзьям, что покупают судно за 150 миллионов долларов; суперяхта все равно была самой большой яхтой известного судостроителя Sanlorenzo, когда-либо проданной в Азии, триумфом криптовалютных нуворишей. “Это начало увлекательного путешествия”, — сказал яхтенный брокер в объявлении о продаже в прошлом году, заявив, что “с нетерпением ждет многих счастливых моментов на борту”. Название, которое придумали покупатели, было выбрано с умом — внутренняя шутка, кивающая на криптовалюту Dogecoin, которая одновременно порадует их фанов в социальных сетях и будет понятна всем жалким, бедным “no coiners”: Much Wow.

Ее покупатели, Су Чжу и Кайл Дэвис, два выпускника Андовера, которые управляли сингапурским крипто-хедж-фондом Three Arrows Capital, так и не получили возможности разбрызгать шампанское на носу Much Wow. Вместо этого в июле, в том же месяце, когда яхта должна была быть спущена на воду, дуэт подал заявление о банкротстве и исчез до внесения последнего платежа, бросив невостребованный трофей на причале в Ла Специи на итальянском побережье. Хотя официально она не была выставлена на перепродажу, интимный мир международных дилеров суперяхт был незаметно оповещен о том, что некая Sanlorenzo 52Steel, над пустыми палубами которой развевается флаг Каймановых островов, снова выставлена на продажу.

С тех пор яхта стала предметом бесконечных мемов и шуток в Twitter, центре криптовалютной вселенной. Практически все в этом мире, от миллионов мелких держателей криптовалют до работников отрасли и инвесторов, в шоке и ужасе наблюдали за тем, как Three Arrows Capital, некогда, возможно, самый уважаемый инвестиционный фонд в развивающемся мировом финансовом секторе, потерпел мучительный и постыдный крах. Крах компании, ставший результатом безрассудства и, вероятно, преступных действий, вызвал заражение, которое не только привело к исторической распродаже биткоина и ему подобных, но и уничтожило широкую часть криптовалютной индустрии.

Криптокомпании от Нью-Йорка до Сингапура стали прямыми жертвами Three Arrows. Voyager Digital, публично торгуемая криптовалютная биржа, базирующаяся в Нью-Йорке, которая когда-то оценивалась в несколько миллиардов долларов, в июле подала заявление на багкротство по главе 11, сообщив, что Three Arrows задолжала ей более 650 миллионов долларов. Genesis Global Trading, штаб-квартира которой находится на Парк-авеню, одолжила Three Arrows 2,3 миллиарда долларов. Blockchain.com, ранняя криптовалютная компания, которая предоставляла цифровые кошельки и превратилась в крупную биржу, имеет задолженность по кредитам в размере 270 миллионов долларов от 3AC и уволила четверть своих сотрудников.

Среди самых умных крипто-наблюдателей широко распространено мнение, что компания Three Arrows несет значительную ответственность за более крупный крипто-обвал 2022 года, когда рыночный хаос и принудительные продажи привели к падению биткоина и других цифровых активов на 70 и более процентов, уничтожив более триллиона долларов в стоимости. “Я подозреваю, что они могут составлять 80 процентов от общего объема первоначальной стоимости”, — говорит Сэм Бэнкман-Фрид, который в качестве генерального директора FTX, крупной криптовалютной биржи, внесшей залог за некоторых обанкротившихся кредиторов, возможно, лучше других осведомлен о проблемах. “Они не были единственными, кто обанкротился, но они сделали это гораздо больше, чем кто-либо другой. И до этого у них было гораздо больше доверия со стороны экосистемы”.

Для компании, которая всегда представляла себя играющей только на свои собственные деньги — “У нас нет внешних инвесторов”, — сказал Чжу, генеральный директор 3AC, агентству Bloomberg еще в феврале, — ущерб, нанесенный Three Arrows, был поразительным. К середине июля кредиторы предъявили претензии на сумму более 2,8 миллиарда долларов; ожидается, что эта цифра будет расти и дальше. Казалось, что все в криптовалюте, от крупнейших кредиторов до богатых инвесторов, одолжили 3AC свои цифровые монеты, даже сами сотрудники 3AC, которые вкладывали свои зарплаты в “стол займов” в обмен на проценты. “Так много людей чувствуют себя разочарованными, а некоторые из них смущены”, — говорит Алекс Сваневик, генеральный директор Nansen, сингапурской блокчейн-аналитической компании. “И они не должны, потому что многие люди купились на это, и многие люди дали им деньги”.

Эти деньги, похоже, уже пропали, вместе с активами нескольких аффилированных фондов и частью казначейства различных криптопроектов, которыми управляла 3AC. Истинный масштаб потерь, возможно, никогда не будет известен; для многих криптовалютных стартапов, разместивших свои деньги в этой фирме, публичное раскрытие этих отношений означает риск повышенного внимания со стороны инвесторов и государственных регуляторов. (По этой причине, а также из-за юридических сложностей, связанных с тем, чтобы стать кредитором, многие люди, рассказавшие о своем опыте работы с 3AC, попросили сохранить анонимность).

Между тем, невостребованная яхта вырисовывается как немного нелепый аватар высокомерия, жадности и безрассудства 35-летних соучредителей компании. Поскольку их хедж-фонд находится в разгаре хаотичной процедуры ликвидации, Чжу и Дэвис, как полагают, в настоящее время скрываются. (Несколько электронных писем им и их адвокатам с просьбой прокомментировать ситуацию остались без ответа, за исключением автоматического ответа Дэвиса, который гласит: “Пожалуйста, обратите внимание, что в данный момент я не работаю”). Для индустрии, постоянно защищающейся от обвинений в том, что криптовалюта по своей сути является мошенничеством, “Три стрелы”, казалось, доказали правоту антагонистов.

Чжу и Дэвис — два амбициозных молодых человека, по всем описаниям очень умных, которые, похоже, хорошо понимали структурную возможность цифровой валюты: криптовалюта — это игра в создание виртуальных состояний из воздуха и убеждение других людей с традиционными формами денег, что эти виртуальные состояния заслуживают того, чтобы стать реальными. Они заработали авторитет в социальных сетях, играя роль финансовых гениев-миллиардеров, перевели это в реальный финансовый кредит, а затем вложили миллиарды долларов заемных средств в спекулятивные инвестиции, чтобы добиться успеха с помощью своих больших, влиятельных платформ. Не успеешь оглянуться, как мнимый миллиардер становится настоящим миллиардером, покупающим супер-яхты. Они поняли суть игры, и план работал идеально — пока не перестал работать.

Продолжение следует

Переведено для канала BlockBitNews

--

--