Восхождение на хребет Куркак

URALZ
7 min readNov 22, 2018

--

Автор: Игорь Яковлев, https://itchyfeet-ural.livejournal.com/

Мое первое знакомство с хребтом Куркак произошло 2014 году. В то время я только начинал интересоваться путешествиями, и покорение вершин уральского региона было чем-то далеким и совершенно чуждым для моего городского образа жизни. Мои познания и опыт в области организации пеших прогулок были равны нулю. И, как можно догадаться, наша встреча с Новоабзаковским тысячником произошла спонтанно и немного скомкано. Однако она открыла дверь в удивительный мир путешествий, и изменила мое отношение к отдыху в целом.

Наш двухнедельный летний отпуск мы проводили в Новоабзаково. Благодаря хорошо развитой инфраструктуре, главный горнолыжный центр Белорецкого района летом превращается в великолепное место для семейного и активного отдыха. Из окон актив — отеля «Горки», в котором мы проживали, открывался великолепный вид на сосновый бор, над которым величественно вздымались покатые склоны близлежащих гор. Глядя по вечерам как закатные лучи солнца раскрашивают в теплые тона облака, проплывающие над вершинами хребтов, я внезапно ощутил острую тягу оказаться на вершине одной из гор и увидеть собственными глазами, как выглядит наш мир сверху.

Окончательно мое желание сформировалось благодаря невероятно красивому пейзажу, который мы совершенно случайно углядели с трассы Белорецк-Магнитогорск. За перевалом Большая Бала (527 метров) мы свернули на грунтовую дорогу, ведущую к деревне Еникеево. Именно здесь хребет Куркак ниспадает покатым склоном к реке Малый Кизил. Место по красоте просто сказочное. Впрочем, фотографии могут рассказать лучше любых слов…

На склонах Большой Балы произрастает невероятное количество ароматной лесной клубники, как в прочем и в близлежащих лиственных лесах. С того самого момента, как мы побывали в Башкирии впервые и попробовали вкус дикой клубники, мы не упускали шанс привезти пару банок вкуснейшего варенья, которое варили прямо на месте.

Насмотревшись на все эти красоты, я твердо решил совершить восхождение на хребет, тем более что высота не казалась такой уж запредельной.

Как только забрезжил рассвет следующего дня, я, наскоро собравшись, отправился по трассе Р316 в сторону Магнитогорска. За заправкой свернул на грунтовую дорогу, ведущую в Муракаево, и доехал до места, где ж/д практически примыкает к дороге. Здесь у трансформаторной будки я оставил автомобиль и направился в сторону хребта. Троп здесь никаких, конечно же, не было, поэтому я старался идти по пути наименьшего сопротивления, огибая кустарники, пролески и небольшие овраги. У подножья казалось, что вершина совсем рядом, и зайти на нее не составит особого труда. Как вы понимаете, я сильно ошибался.

Через двадцать минут пришлось сделать первую остановку, чтобы отдохнуть и оценить пройденное расстояние. Результат был удручающий. Всего лишь четверть предполагаемого пути. С этой точки было хорошо видно уходящую к перевалу трассу Р316. В верхней точке перевала открывается умопомрачительный вид на Белорецк и возвышающуюся за ним гору Малиновую.

По левую руку хребет завершает свой шестнадцатикилометровый путь рядом с деревней Еникеево.

Переведя дух, продолжаю подъем. Вскоре первые лучи восходящего солнца затронули макушки окрестных гор и стали плавно опускаться в долину.

Температура +6, пронизывающий ветер. Изо рта — пар. Но все это не замечаешь, когда взору открывается такой необъятный горный простор Башкирии и Челябинской области.

Вскоре я достиг каменного останца, который для меня снизу казался вершиной. Конечно же, это не могло быть так легко. Останец был очередной ступенью, за которой была еще и еще ступень. Я остановился в нерешительности.

Пока я размышлял на своей дальнейшей судьбой, солнце лениво показалось из-за спины Куркака.

Теплый свет озарил светом оголенные камни хребта. На горизонте проступили еле заметные очертания горы Малиновая. Отсюда она казалась совсем маленькая. Конечно же, на тот момент я не знал названий и просто любовался восходом небесного светила.

За спиной неспешно дымили трубы Магнитогорского металлургического комбината. А чуть левее виднелись очертания горы Магнитной — символа Магнитогорска.

Чем выше я всходил, тем выше становилась трава. Появились березовые рощицы. Легкие кеды совершенно не подходили для движения дальше. От утренней росы они превратились в хлюпающие калоши.

Здравый смысл заставил меня остановиться. Без перекуса, воды и соответствующей одежды дальше идти было бессмысленно. Я смирился с тем, что вершина хребта сегодня так и останется непокоренной. Но разочарования я не чувствовал.

Я отчетливо понимал, что с рождением этого дня для меня раскрылся невероятно интересный и красивый мир природы родного Урала.

Благодаря этой прогулке я навсегда заболел туризмом и жаждой путешествий. С того самого момента как я совершил свой первый подъем на Куркак, зуд в ногах постоянно заставляет меня двигаться и открывать новые места. Стоит ли говорить, что такой образ жизни придает жизни еще больше ярких тонов и делает нашу жизнь неповторимой.

Зарядившись энергией гор, я поспешил назад с чувством того, что сюда я вернусь еще не раз.

Так и закончилось мое первое знакомство с горами Урала.

Восхождение на вершину горы Куркак

Свое обещание вернуться я выполнил спустя год. В 2016 году в ходе большого горного путешествия по Башкирии мы вновь оказались в Белорецком районе. Я не мог упустить шанс закончить начатое восхождение, и добраться-таки до вершины хребта Куркак.

На этот раз я был уже подготовлен гораздо лучше. Изучив карты и пообщавшись с местными жителями, у меня на руках был точный план маршрута. Благодаря сухому лету заехать удалось практически к самой вершине. Но в мои планы неуместно вмешался природный фактор. Дело в том, что за день до моей поездки ветер сменил направление, и плотная дымка лесных пожаров в Сибири заволокла весь Белорецкий район. Так что на этот раз я остался без пейзажей.

Точнее пейзажи то были, только они больше напоминали декорации к фильму Сайлент-Хилл. Не хватало только хлопьев золы в воздухе.

Интересно, что первые виды открываются с небольшой терассы находящегося с южной стороны хребта. С нее видны Новоабзаково и трассы горнолыжного комплекса.

А уже от обзорной террасы, через лесок, ведет отчетливая дорога к вершине.

Высшая точка горы спрятана в березовой рощице, посреди который лежит огромный валун. Если взобраться на него, то вы и окажетесь на вершине.

В тот день с нее я видел лишь белую мглу и еле слышимый шёпот горного ветерка.

Третья встреча случилась еще через год. Мы вновь ехали по Башкирии. На этот раз погодные условия вновь были не совсем благоприятные — постоянные дожди размыли лесную часть дороги и спровоцировали появление сизой дымки испарений над лесами.

Двигаться пришлось медленно, выверяя маршрут, чтобы не свалиться в колеи, вырытые крупной техникой. Перспектива засесть в грязи до ночи совершенно не прельщала. А когда дорога перешла в тропу, по которой, по сути, ездят только квадроциклы, то стало совсем интересно. Два места смог преодолеть только с третьего раза — подъем в горку и шоссейная резина — не лучшие друзья для Forester’а. Протектор моментально замыливался, и порой не хватало каких-то сантиметров, чтобы зацепиться за грунт и выскочить из грязевой ванны. Но именно такие моменты делают результат более ценным дают понять, что все было не зря.

Наконец-то я увидел горнолыжные трассы…

Крошечные домики Новоабзаково и Абзаково и бескрайние леса, наполняющих наши легкие свежим воздухом.

Вдали, среди холмов виднеется озеро Банное (Яктыкуль) — природная жемчужина Абзелиловского района республики Башкортостан.

На вершине уже чувствуется присутствие людей по построенным пирамидкам. Ну не может человек не оставить за собой упоминание о своем присутствии…

Вокруг тишина и кристально чистый горный воздух. Разве можно поверить в то, что буквально в 60 километрах Магнитогорск задыхается в разноцветном дыме выбросов ММК?

Из-за хребта появилась грозовая туча. Нужно было бы поспешить обратно, пока дождь не размыл дорогу окончательно.

Перелистывая фотографии моих приключений, я каждый раз с невероятным теплом вспоминаю это место. Для меня оно стало отправной точкой в природный мир Башкирии. Пусть оно уступает по красоте другим тысячникам Урала, но с твердой уверенностью я скажу, что хребет Куркак имеет свой собственный характер и нрав. Мне очень хотелось бы верить, что люди уберегут его от засорения и сохранят этот памятник в его первозданном виде своим потомкам.

Автор: Игорь Яковлев, https://itchyfeet-ural.livejournal.com/

Источник: https://nashural.ru/mesta/bashkortostan/hrebet-kurkak/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Telegram-журнал “Уралец”

--

--