20 тысяч лье под водой
“После каждой прочитанной книги надо писать сочинения” — это утверждение прочно засело в моей голове. К сожалению, не всегда доходит до реализации этого пункта, но сегодня, окончив чтение, я решил, что обязательно это сделаю. Что же, начнём.
Роман Жюля Верна “20 тысяч лье под водой”, пожалуй, стоит отнести в список тех книг, которые обязательно должны быть прочитаны уважающим себя человеком. Стоит ли читать его в школе? Я считаю, что да, но только в старшем школьном возрасте, возможно, даже в 10–11-м классе. Я же прочитал эту книгу только в 20-летнем возрасте, однако, не жалею о том, что не привелось столкнуться с книгой ранее: в детстве некоторых вещей я бы попросту не понял, а так я смог в полной мере насладиться красотой истории о подводных приключениях.
Персонажем, от лица которого ведется рассказ, является профессор Аронакс, изучающий флору и фауну суши и морей, а также минералогию, и являющийся, по совместительству, человеком весьма осведомленным в вопросах анатомии, географии, океанографии и истории. Профессора сопровождает верный помощник Консьель. Консьель специализируется на классификации различных видов морских существ и растений, однако его знания сплошь теоретические, что обуславливает достаточно большое число курьезов, когда он прекрасно знал классификацию, но на деле не мог по виду отличить одну рыбу от другой. Еще одним спутником профессора, по воле случая, оказывается канадский китобой Нед Ленд. Человек сугубо практического склада ума, физически сильный и выносливый, прямолинейный и честный, “нордического склада”, сыграет большую роль в приключениях героев.
Последним персонажем, описание которого я оставил на десерт, является капитан Немо. Капитан субмарины, представляющей собой воплощение мысли инженерного гения, становится человеком, который вершит судьбу товарищей. Образ капитана окутан тайной: откуда у простого смертного могут появиться ресурсы для построения такой субмарины втайне ото всех? Откуда он родом? Какова его история? Какова история людей, сопровождающих его в плавании? И самое главное: что заставило его отречься от человечества и уйти в одинокое плавание? Эти вопросы в течение всего приключения мучают профессора и его спутников. На некоторые они узнают ответы, некоторые же останутся для них тайной навсегда.
В произведении очень живо передаётся описание морских глубин, Ж.Верн подбирает невероятно точные эпитеты для того, чтобы передать всю полноту жизни, разворачивающейся ниже уровня моря: яркие краски, насыщенные оттенки (да-да, я типичный визуал), движение океана, разнообразие флоры и фауны, буйство мыслей, возникающих при созерцании подводных пейзажей — автор буквально переносит читателя в субмарину, ставя его рядом с восхищенными персонажами и заставляя, так же, как они, стоять с разинутым ртом.
Несмотря на то, что порой чрезмерные перечисления увиденных рыб и водорослей утомляют, в этом есть своя прелесть: через подобные описания передаётся “количественное”, если можно так выразиться, богатство океана. Вообще, при чтении книги, у меня не раз возникало чувство удивления, по поводу того, что видов морских животных может быть так много. В некоторые моменты искренне хотелось взять энциклопедию животного мира, открыть раздел, посвященный морям, через которые проходили герои, и начать листать, просматривая картинки и читая описания. Наверное, неплохо было бы, если бы в книге были иллюстрации или заметки со справочной информацией по видам рыб — подобного рода дополнения отлично способствовали бы более детальному погружению в атмосферу подводного мира и, как положительный сторонний эффект, образованию читателя.
Еще одним дополнением, которое улучшило бы книгу, мог бы послужить географический атлас. Подобно тому, как каждое утро профессор мог отслеживать местоположение судна, читатель мог бы строить маршрут Наутилуса на своих картах. Таким образом можно было бы достичь практически “дополненной реальности”, относительно книги.
Помимо прекрасных описаний событий, происходящих вне Наутилуса, Верн красочно раскрывает психологические моменты, касающиеся взаимоотношений на корабле. Личность капитана, внушающая уважение и трепет, однако, в то же время, с нотками неприступной человечности; научный интерес профессора, желание Неда обрести свободу от заточения, искренняя преданность Консьеля — всё это переплетается в тесный комок, над которым читателю не раз придется задуматься. Отношения персонажей не раз проверяются в тяжелейших испытаниях, и заранее очень тяжело предугадать, каким образом поведут себя наши герои. Но именно в этом и есть интрига. Именно это и заставляет, откладывая сон, читать ещё одну главу. Именно это и есть двадцать тысяч лье под водой.