Всё равно сожрёт
Кирилла Серебренникова, руководителя Гоголь-центра, задержали и всё-таки обвиняют в мошенничестве. Можно поковыряться в том, что там было с “Платформой” и другими его проектами, но это детали, пусть и важные.
Краеугольный камень всей истории — капковщина. Сейчас про Капкова как-то все подзабыли, но, вообще говоря, именно он был пионером московской реновации всего, начав с культуры и парка Горького. Нынешние раскуроченные который год улицы и скандальный политтехнологический проект со сносом “пятиэтажек” якобы по просьбам трудящихся — это всё логичное продолжение деятельности Капкова.
2011–2012 годы, когда и заваривалась каша с привлечением Серебренникова, период общественной турбулентности. Мэр Москвы Собянин в каком-то смысле перехватил нерепрессивную повестку Суркова, которого от внутренней политики отстранили. “Креативным классом” занялась московская мэрия, которая начала усиленно строить потешную “европейскую культуру” в городе. Капков просто был публичным пионером тенденции и не факт что изобретателем (и без него прёт бульдозером).
Не будем вдаваться в вопрос того, что в этой масштабной программе урбанизации и модернизации плохо, а что хорошо — всего хватает. Дело в другом. Выборов в стране нет и выборы мэра Москвы, якобы легитимизированные Навальным, всё равно были клоунадой. Понятно, что Собянин отчитывается не перед москвичами, а перед Кремлём. Это значит, что Собянин — активный участник всяческих дворцовых интриг, а не публичной политики. Мнение высокопоставленных чиновников для него — решающее, а мнение москвичей можно смастерить в “Активном гражданине”.
Для того, чтобы в возне под ковром не проиграть, нужно иметь ресурсы. Культурные в том числе. Серебренникову предложили поддержку, деньги и возможность работать. Но это ему предложил не город, не уполномоченные гражданами выборные люди, а представители одного из кланов, башен, если угодно. Режиссёр стал полезным ресурсом, который можно было использовать в борьбе за влияние.
Казалось бы, ничего особенного, жизнь — сложная штука, да, приходится между струек, лишь бы делать свой проект. Проблема в том, что башни, как мы знаем от Незыгаря, каждый день то усиливаются, то ослабевают. Как проще всего нанести удар по вражеской “группе”? Уничтожить какой-то важный для неё ресурс. Может быть, даже не важный, но показательно продемонстрировать кто тут главный. Наехать на модного режиссёра, который создаёт мэру Москвы флёр покровителя высокой современной культуры? А почему бы и нет. Это же не банк даже и не нефтяная компания, кто заступится, телеканал “Дождь”?
Возможно, Серебренников недооценивал ситуацию, возможно, понимал, но пошёл на риск ради искусства. Быть может, потом расскажет. Но для всех остальных это должно быть хорошим уроком — любые благие намерения современной российской власти имеют за собой крайне воинственные планы уничтожения политических противников. Всякий, кто решил без денег и политического веса поиграть на поле государственной инициативы в своих собственных (пусть и максимально альтруистических) целях, может быть с лёгкостью размазан печенью по асфальту. Москва не сразу строилась, кто будет считать щепки на пути к полной и безоговорочной реновации?
