Ира


“Спортсменка, комсомолка и просто красавица”. С Ирой мы договаривались на съемку почти год. Все что-то мешало. И вот звезды наконец-то сошлись и рассказ о подготовке к Берлинскому марафону и просто про бег готов.

В декабре 2011 года я бросила курить. Однажды до этого я уже бросала курить- поправилась на 15 кг, психанула и начала курить снова, но уже затем, чтобы похудеть. Так что в декабре 2011 года передо мной стояла цель- бросить курить и не поправиться.

Всю зиму я ударяла по тренажерке и делала свои первые шаги в йоге, о чем взахлеб рассказывала своей подружке Кате. Она в ответ рассказывала мне про свои марафоны. Я слушала с интересом, но без энтузиазма. В прошлом я делала две или три сознательные пробежки, но каждый раз все заканчивалось сильнейшей головной болью и отсутствием желания это повторить.

Весна 2012 года началась рано и была очень солнечной и насквозь пропитанной миллионом весенних запахов, особенно для того, кто недавно бросил курить. И тренироваться в закрытом помещении стало совсем невмоготу. Начитавшись советов на форумах, я купила кроссовки Asics Gel Nimbus‎ и пульсометр Polar. Катя подкинула мне программу, по которой можно было начать бегать (http://www.c25k.com/c25k_russian.html). И я думаю, именно покупка пульсометра стала для меня «входным билетом» в мир бега. Как оказалось, когда я начинала бежать даже при совсем не большой скорости мой пульс моментально достигал ЧССmax и я уже бежала на пределе возможностей организма, отсюда и были мои головные боли. Мне пришлось хорошенько замедлиться и набегать свои первые километры с раздражающей черепашьей скоростью. Примерно через месяц я смогла уже немного пробежать по шесть с половиной (минут на километр) без мерзкого пикания пульсометра, означающего, что я приближаюсь к ЧССmax. Так что вывод такой: если прежде вы курили и хотите начать бегать, наберитесь терпения и купите пульсометр, велика вероятность, что он вам пригодиться.

Май и июнь я радостно бегала в парке Космонавтов по будням перед работой и на Трассе здоровья по выходным. Многие «бегающие» со мной согласятся в том, что бежать сложно бывает только первые 30 минут, потом организм адаптируется и бег становится легче и ровнее. Так я наращивала расстояние, пока в первых числах июля, когда я старалась впервые пробежать 18км на 17-м километре на неровном участке дороги мое колено «хрустнуло». Я прихромала в спортивный диспансер к забавному старичку, который редко бывает полностью трезвым, но диагнозы ставит феноменально точно, и сделала «блокаду». Старичок оказался первым в череде тех, с кем мне пришлось пообщаться и в результате мне объяснили, что мой хронический тонзиллит (который был абсолютной новостью для меня) по какой-то особенной схеме медленно поражает мои суставы и, что если бы я не начала бегать, то могла бы еще долго об этом не узнать. Мениск был надорван и порвана связка, так что июль из тренировок выпал, а в августе я потихоньку снова начала бегать. Но параллельно несколько месяцев старательно лечила колено и гланды.

С Катей мы все чаще стали обсуждать разные старты и меня заинтересовал Берлинский марафон. А когда выяснилось, что в 2013 году он будет 40м юбилейным , мне показалось, что это знак) Я подписалась на ленту новостей и стала ждать начала регистрации. В конце сентября появилась новость об открытии регистрации на марафон. Я зашла спустя три часа после начала регистрации и все места уже были заняты. Так чтобы вы понимали: 40 тысяч мест, каждое из которых стоит 60, 90 или 110 евро, были расхватаны менее чем за три часа! Катя начала успокаивать, что мы можем выбрать для начала что-то попроще, чем Берлин, раз уж так получилось. Но меня охватил азарт) И догадавшись, что вероятно не все 40 000 человек захотят/ успеют подкрепить деньгами свою регистрацию, я стала выжидать дополнительные места. Спустя месяц на сайте появилось еще 3000 свободных мест и тут мы с Катей уже были готовы)) Мы отчаянно нажимали на клавиши, сайт не хотел принимать регистрацию, жаловался на перегруженность и предлагал зайти позже. Мы игнорировали его жалобы и продолжали настойчивые попытки зарегистрироваться. И на последних минутах (а 3000 мест разошлись за 20 минут) нам удалось пробиться и получить долгожданную регистрацию)

Наступила зима, выпал снег, Катя подарила мне балаклаву. Я вставала в пять утра, бегала по протоптанным в снегу тропинкам освещенного фонарями сквера и наслаждалась морозным воздухом, рассветом и своей мечтой.

Весной к общей картине добавились романтические отношения. Но развивались они не спеша, так как никакие «останься» не могли конкурировать с необходимостью встать в пять утра и сделать плановую тренировку. И вот однажды прозвучало «оставайся, утром вместе побегаем» и это стало поворотной точкой в отношениях)

В мае вдохновленная желанием перейти на совсем уже правильный бег на плюсну (так чтобы пяткой практически не касаться земли) я купила новые кроссовки Newton Distance и начала бегать как фея на носочках))) мышцы болели и скорость упала, но я продолжала упорно тренироваться на плюсну. Колени при такой технике разгрузились полностью. И тем не менее «подцепив» простуду и провалявшись неделю с ангиной, я вернулась к сильным болям в колене. На сей раз я уже «сдалась» и удалила гланды. Пару недель до операции бегать было сложно, а пару недель после нельзя, еще один месяц выпал из тренировок. И снова «встраиваться» в тренировочный процесс было не очень легко, тем более тут как раз уже было лето, солнце, море, танцы до утра… но мечта была важнее и танцы отложились)

За два месяца до марафона на специализированном сайте для людей, занимающихся триатлоном, я приобрела «коробочку помощников»: упаковку сухих углеводов, солевые капсулы, аминокислоты, легкий «мотиватор», энергетические гели GU и крем от натирания. И если вы спросите мое мнение, то я расскажу, что пока вы бежите до 10 километров, вам нужны только хорошие кроссовки. Когда вы бежите от 10 до 20 километров, то добавьте пластырь на мизинцы (и лучше до пробежки, а не после), добавьте крем от натирания на руку, где крепите карман с телефоном, и на грудь под ремешок от пульсометра, и добавьте изотоник или солевые капсулы, чтобы избежать судорог. Когда вы бежите от 20 и более километров и не планируете делать себе стресс, то добавьте ко всему углеводы, а при систематических тренировках и аминокислоты. И если все это вы встраиваете в график работающего человека и спите по пять-шесть часов в сутки, то добавьте легкий «мотиватор» типа этого https://carbopro.com/index.php?main_page=product_info&products_id=69, от которого не будет ни кофейного мандража, ни желудочных болей. Да, и самое главное, вам может понадобиться терпеливый массажист)

За полтора месяца до марафона я начала еженедельно делать «длинные» (более 20 километров) и у меня начали болеть ахиллесовы сухожилия. Как выяснилось, при увеличении нагрузки особенно при технике «на плюсну» в ахиллесовом сухожилии появляются микротрещины, которые долго заживают, рубцуются и делают связку менее пластичной. Было хорошенько больно и я приняла решение продолжать по выходным «длинные», но больше отдыхать по будням. Хотя самое главное, что меня спасло в этой ситуации — ежедневный массаж. И это очень важная, но не единственная помощь моего мужа, благодаря которой праздник состоялся) Кроме этого он сопровождал меня на «длинных», пробегая вместе со мной первую десятку, а потом часами сидя на скамейке с углеводными коктейлями и аминокислотами, иногда уже в темноте и замерзая, ожидал моего появления раз в час, когда я выпивала очередной коктейль и снова убегала.

В конце августа в Киеве при помощи Kyiv Running Tours я сделала пробежку по Ботаническому саду с известным тренером, профессиональным триатлетом и чемпионом IronMan, Андреем Ястребовым. Он обратил мое внимание на те ошибки в технике бега, из-за которых страдала скорость. И показал упражнения, направленные на отработку правильной техники.

Последняя неделя перед марафоном — отдых и особая диета (3 дня только белок, потом 3 дня только углеводы). И вот он Берлин. На больших европейских стартах за день ДО традиционно проводится спортивная ярмарка. Три небольших ангара, заполненных компрессионкой, спортивными тейпами, кроссовками самых прогрессивных фирм и забитых несколькими тысячами красивых, подтянутых людей с горящими глазами — я себя чувствовала как ребенок в конфетной лавке))) И вот сам марафон, мои первые 42 километра (на тренировках я делала максимум 35). Что заставляло меня двигаться дальше? Комментарии Кати о том, как ей хотелось бы остановиться и вместо бега попить шампанского вместе с теми людьми, которые нам аплодируют — я думала, если ей опытной не легко, то чего уж мне жаловаться, беги и радуйся) Бегущие вокруг меня люди, значительно старше меня, значительно толще меня, бегущие не смотря ни на что. Еще помогало то, что мы мысленно разделили весь путь на участки по 30 минут, через которые мы или пили воду, или съедали отвратительно сладкий гель (но спасибо ему, потому что ничего другого желудок не принимал категорически), или глотали солевые и аминокислоты. И еще у меня была дополнительная мотивация: организаторы пообещали поставить экран на 35м километре, на котором наши близкие смогут через сайт в день марафона написать для нас что-то вдохновляющее. С мужем в тот момент мы только «встречались» и еще далеко не все слова были сказаны, так что интрига для меня была невообразимая. В самые трудные моменты я думала о том, что должна добежать до этого экрана и узнать, что ОН мне написал)))

На марафоне у каждого участника своя цель. Когда я регистрировалась, основной моей идеей было привести себя в такую физическую форму, при которой я смогла бы пробежать марафон без большого стресса для организма. И на финише я чувствовала, что могу пробежать еще 10–15 километров точно. Так что задачу я сочла выполненной)

Всех финишировавших одевали в забавные желтые кулечки. И хотя до этого я не чувствовала себя замерзшей, укутавшись в кулек, я испытала непередаваемое абсолютное счастье!

А до конца понять, что такое берлинский марафон, я смогла на следующее утро. В аэропорту примерно треть улетающих (люди разного возраста, с разным цветом кожи и вырезом глаз, с разными комплекциями, говорящие на разных языках) ходили одинаковой походкой на не сгибающихся ногах и очень тепло понимающе улыбались друг другу.

Но возвращаясь к вопросу мотивации, хочу рассказать свое самое яркое впечатление от этого старта. Когда мы уже прогуливались в желтых кулечках и вернулись на старт, чтобы поддержать аплодисментами тех, кто заканчивал после нас, я смотрела на 70–80-летних (а возможно и более) мужчин и женщин, преодолевающих последний километр марафона, и понимала, что бегать буду всю жизнь. Эта картина навсегда запечатлелась в моей памяти и полностью изменила мое понимание мотивации в беге.