Сказочный остров. Или нет?

Ksenia Chek
8 min readApr 7, 2023

--

Остров Бали, февраль 2023г., часть 1.

пляж Санур, остров Бали

Я так хотела тепла
Я так хотела любви
Я днём и ночь повторяла -
Только только позови
Я так хотела огня
Чтоб море и корабли
Я так хотела
Что улетела
На звёздное Бали

Слава и Дискотека Авария, “Улетела”

“Добро пожаловать на Бали”, баннер в аэропорту

Пробка из аэропорта.

Выйдя из аэропорта, мы очутились в мире мужчин, которые носят юбки, а именно — саронги, традиционную одежду, которая в большинстве случаев выглядит очень красиво. Первый же встреченный нами человек стал навязчиво предлагать нам такси. Стоимость была гораздо выше, чем в заказанном нами онлайн-сервисе (в данном случае это был Grab). Мы вежливо отказались, но человек не сдался. Он следовал за нами практически до того момента, когда приехала наша машина.

За рулем была девушка, что нас немного удивило. До отеля было ехать порядка пяти километров. Уставшие, после перелета, мы думали, что очень скоро сможем принять душ и насладиться местной кухней. Наивные. Мы ехали эти 5 километров больше 40 минут, из-за узких дорог, пробок и множества мотоциклов.

Ну что ж, здравствуй, Бали, остров, который воспевают в песнях, прославляют в мемах и рекламируют в роликах.

В ближайшие три недели мы будем познавать непознаваемое, удивляться обыденному и улыбаться вопреки увиденному. А для краткого анонса я подготовила для вас облако слов, которыми я могла бы кратко описать этот остров. В принципе это все бросается в глаза уже в первый день. Итак, начнем.

Часть 1. Абсолютные контрасты.

Район пляжа Кута

Первое, на что обращаешь внимание, это шум. Адские мотоциклы, орущие австралийцы, игрушка “шарики”, с которой бегают и взрослые и дети. Непонятно, что из этого громче.

В отеле также слышен этот шум. Ночью по нашему первому отелю бегали молодые австралийцы и орали или громко и эмоционально обсуждали день, несмотря на позднее время.

Вечером все барчики и ресторанчики заполняются людьми. Хорошо подвыпившие британцы и австралийцы поют песни и чувствуют себя максимально расслабленно. Слышна и русская речь, но меньше и не так громко.

Первый отель на пляже Кута

“Что мне шум”, — подумала я. Ведь я приехала на океан. На следующий день мы отправились купаться, ведь пляж был совсем недалеко. Однако, чтобы попасть туда, нужно было пройти дорогу с ларьками, где каждый продавец считал своим долгом тебе рассказать о товарах, массаже, перекрывая дорогу и касаясь тебя, пока рядом кто-то активно играл в шарики “лато-лато”. А затем надо было пройти торговый центр с замысловатой навигацией.

Что такое шарики “лато-лато”? Это два шарика на веревочке, где основная задача — чтобы они стукались между собой с огромным грохотом. В них играют от мала до велика, пытаясь устанавливать свои рекорды по способу сталкивания шаров. Наверное, у них есть какой-то сакральный смысл и даже польза для моторики рук, но шум, который они издают, был слишком тяжел для моих ушей. Шарики эти любят по всему Бали.

Симпатичный торговый центр

И вот, наконец-то, воспетый трэвел-блогерами пляж Кута. Конечно, мои ожидания были высокими. Я представляла себе что-то наподобие этого, собственно, это фотография из интернета про пляж Кута.

Картинка из интернета

В реальности все обстояло намного сложнее. Мусор валяется прямо на песке.

Постоянно подходят торговцы с мороженым/татуировками/массажем/маникюром/украшениями. Реально, каждую минуту к тебе подходит человек.

На наших глазах мусор с пляжа убирали. Я подумала, ну ладно, это же на берегу, ничто мне не помешает зайти в океан. Я зашла по щиколотку, и мою ногу тут же обняла длинная прозрачная пленка от упаковки.

Больше здесь в воду я не заходила.

Да, говорят, в сезон (май-сентябрь) здесь нет мусора, поскольку меняются течения. Но от этого приятнее на душе не становится.

Через пару дней мы отправились на нижнюю оконечность острова, где тот же интернет обещал идеальные пляжи. Оказалось, что это было то самое место, где проходил саммит G20 в 2022 году.

Здесь отдельная, закрытая от посторонних глаз территория, чистые дорожки, идеальные газоны, и все очень красиво. Здесь увеличилось количество русской речи, а на подходе к океану стали попадаться русские серферные школы.

Серферский уголок, но посмотрите, какие здесь камни

Место действительно очень красивое, здесь расположены шикарные отели. Практически нет мусора, цветущие деревья, ну вот же, можно сказать, вот куда надо ехать…

Там, где можно купаться, оооочень мелко, а дальше уже постоянные волны и группы серферов, что уже и не очень безопасно в плане купания.

На пляже нет инфраструктуры, и, переодевшись под деревьями, полежав почти на дне две минуты вместо купания, мы вернулись в наш шумный райончик, встречая по пути традиционные статуи, храмы и даже такого колоритного парня, впряженного в свою же тележку:

Мы возвращались через новый модный мост (скорее всего тоже построенный для G20), где удалось немного поспотить (половить самолеты) прямо из окна такси.

Помимо мусора, океан таит в себе и другие опасности. На Бали впервые в жизни я увидела такие таблички:

Маршрут эвакуации в случае цунами

При выборе темы дипломной работы на кафедре математического моделирования у меня была возможность провести исследование на тему цунами. В центре Сибири сложно представить себе ситуацию, когда тебе всерьез нужно заниматься проблемами цунами, поэтому я выбрала другую тему. Увидев такие таблички, я почему-то вспомнила об этом. Возможно, понимание процессов возниковения и распространения цунами и их моделирование способствовало снижению тревожности при виде таких указателей, но вряд ли.

И все же океан удивителен и прекрасен. В один из вечеров мне понадобилось сходить в торговый центр, и по дороге я увидела закат. Не поленилась, и снова вышла на пляж с мусором. Восхищению моему не было границ. Бесконечный берег, буйные волны, безумный, в стиле Мунка, закат. Фото ниже — это жалкая пародия на реальность.

Такое невозможно забыть. И тем больнее осознавать, как такую волшебную планету могли загадить мусором.

Для справки:

Министр рыбных ресурсов объявил о том, что “Если мы не решим эту проблему к 2030 году, в океане будет больше пластика, чем рыбы”.

Тем не менее, складывается впечатление, что проблема с мусором заботит только избранных. Тут же рядом с пляжем спокойно сидят и выпивают туристы, наслаждаясь теплым воздухом, фешенебельными магазинами и услужливым обслуживающим персоналом.

Впрочем, мы здесь тоже просто туристы, любующиеся природой и поражающиеся местному жизнелюбию. Аналогично тайскому “сабай-сабай” и греческому “сига-сига” здесь есть свое выражение, которое звучит примерно как “джанан кватИт” (может быть я не совсем верно его написала, поправьте в комментариях, если кто знает).

На Бали принято делать дары (местные называют это подношение для гармонизации энергии). Каждый вечер семья садится и плетет небольшую корзинку, наполняет ее едой, цветами и благовониями. Утром (каждое утро!) такая корзинка выставляется рядом с домом, кафе, храмом, магазином. В общем, везде, где есть люди.

В некоторых случаях к корзинкам на ступеньках делают дорожки из цветов и лепестков

В целом это выглядит необычно и красиво, но лично меня шокировало то, что эти корзинки (тарелочки?) лежат прямо на асфальте, и тут же по ним ездят мотоциклы, автомобили, а где-то просто люди вытаптывают своими ногами.

Кухня на Бали довольно своеобразная. Индонезийская еда в большинстве случаев очень кислая и пережаренная. Часто при заказе курицы или утки, ты получаешь все это мелко порубленное и с костями. Через пару дней такая еда становится поперек горла.

Вид из одного из местных варунгов (столовых индонезийской кухни)

Поистине шикарны из местной кухи здесь только напитки — свежевыжатые соки, кофе и коконаты.

В отличие от Таиланда, здесь невероятно вкусные и сочные драгонфруты (питтахайя). Слева сок из драгонфрута, справа — из манго. Оба очень вкусные.

Кофе растет в Индонезии, и в каждом регионе он немного отличается. Здесь есть кофейни, где ты можешь выбрать фильтр-кофе или эспрессо из зерен конкретного региона. Забегая вперед, скажу, что кофе на Бали изменил все мои кофейные привычки, и боюсь, что навсегда.

Я до сих пор вспоминаю это кафе в торговом центре, где подают только два вида зерен, из тех мест, где кофе рос испокон веков. Можно попробовать чистое зерно, а также бленд (комбинацию зерен в определенных пропорциях). К каждой кружке подается описание того, что ты пьешь. Это мой новый уровень!
“Привет, меня зовут Патрия. Я, возможно, не супермодель, но мои друзья говорят мне, что я довольно горячая. …” Ну где вы так можете еще познакомиться с кофе :)
Атмосфера всей кофейни

Коконаты здесь на каждом шагу. Мой супруг сказал, что он может пить коконаты только на Бали, ибо в других местах они “пахнут носками”. Я с этим не согласна, но они здесь действительно хороши. А в некоторых местах их при подаче еще и красиво оформляют.

Неделя на Куте подошла к концу, и мы отправились вглубь острова изучать “всеми блогерами любимый” Убуд, о котором я напишу в следующей части. Убуд славится своими изделиями из дерева, живописью, рисовыми полями и многим-многим другим.

Такой ли сказочный остров Бали? Но ведь у каждого своя сказка, и никто не обещал, что здесь не будет сложностей для ее персонажей.

Карта “сокровищ Бали” взята отсюда

Увидеть своими глазами.

Индонезия, остров Бали, пляж Кута, февраль 2023г.

--

--

Ksenia Chek

Hi, my name is Ksenia. I am an IT nomad and dreamer from Siberia. My Telegram: batterfly21. My goal is to see the world with my own eyes.