Албания. Часть 2. Море и прогулки в окрестностях Влёры

Катерина Сытник
6 min readJun 19, 2018

Влёра — хороший выбор для первого знакомства с отдыхом в Албании, потому что в один приезд можно покупаться как в Адриатическом, так и в Ионическом море. Если сидеть на пляже во Влёре, прямо перед собой вы увидите остров Сазан, который напоминает спину двугорбого верблюда. Говорят, что граница двух морей проходит как раз по линии, проведенной между двумя «горбами» Сазана. Наш отель Regina City находился на берегу Адриатического моря, поэтому ближайшие пляжи были песчаными. Но если пройти полчаса по набережной влево, на восток, начинаются галечные пляжи с прозрачной, более «плотной» водой Ионического моря. По дороге можно зайти на источник питьевой воды — фонтан в виде льва. Местные жители приходят сюда с пятилитровыми бутылями и запасаются водой. Поэтому можно не бояться и тоже набирать.

В конце набережной расположены спортивные площадки, где дети катаются на роликах, играют в футбол или волейбол. Дети во Влёре проводят время активно и весело. Наблюдая за ними, вспоминаешь о дворовом детстве без гаджетов и о рассказах Марка Твена. На пляже стая мальчишек-подростков купались и прыгали с камня. Это было настоящее братство: они помогали младшим забраться на камень, подшучивали друг над другом, но как-то беззлобно и дружелюбно. А когда мы сидели в Taverna del Mare, во дворе дети играли в волейбол, и мяч залетел в ресторан. Хозяйка ресторана строго отчитала ребят и не хотела им отдавать мяч. Помните, как страшно было в детстве, если мяч залетал в чужой двор?

Албанцы своеобразно водят машины, и правила дорожного движения для них не писаны. Поэтому будьте аккуратны на дорогах. Албанский водитель может остановиться посреди дороги, если заметит знакомого прохожего. Откроет дверь и будет спокойно с ним разговаривать, не смущаясь того, что за ним образуется пробка. На набережной машины из боковых улочек часто выезжают задом, перегораживая поперек дорогу. Почему они не могут немного «покрутиться» и развернуться там, где были припаркованы — не знаю… Обгоняют друг друга на серпантинах без страха и упрека. Мы один раз проехались автостопом (не запланировано — водитель не взял денег), и это была веселая поездка, от безумных обгонов дух перехватывает.

Куда сходить погулять?

В июне во Влёре было очень жарко. На улицах люди появляются только утром и вечером. Днем все где-то прячутся — или дома, или в кафе. В прошлом году я была в июле в Испании, и албанский солнцепёк показался мне более жестоким, чем испанский. Возможно, это связано с тем, что албанцы не беспокоятся о создании тени. Только совсем недавно на набережной высадили сосны. В Испании — более узкие улочки, и часто их накрывают сверху легким тентом. Во Влёре же постоянно жаришься под прямыми лучами солнца.

Но нам ведь скучно просто лежать на пляже или отсиживаться в кафе. Мы гуляли днём! Безумие и отвага! Куда же можно сходить в окрестностях Влёры? На следующий день после приезда мы пошли на развалины крепости в селе Канина (Kalaja e Kaninës). Из Влёры в Канину идет асфальтовая дорога, но мы с помощью Windy Maps (отличное приложение) пошли по грунтовым тропинкам посреди тихих сельских дворов и лесов. На склонах гор мы увидели много строящихся особняков. Видимо, богатые албанцы предпочитают жить повыше в отличие от приезжих, которые мечтают о «домике у моря». Действительно, немного поднимаешься в горы — и сразу становится легче дышать, жара перестает докучать.

Тропинка к крепости

Вход в крепость стоит 100 лек. Туристов очень мало. Из крепости открывается захватывающий вид на море и Влёру. Интересно, что здесь есть вода. На вершине горы посреди крепости находится станция, которая качает воду. Если попросить смотрителя, то он может провести вас к крану, где можно пополнить свои запасы воды.

Посмотрите направо (крепость Канина)
Посмотрите налево (крепость Канина)

В самой Влёре можно сходить на смотровую площадку Kuzum Baba. На горе расположен монастырь дервишей. Но, честно говоря, главная цель — это кафе, где можно выпить кофе с видом на море. Здесь прохладно, спокойно и можно просидеть в полудрёме пару часов, пока не спадет жара.

Кафе на смотровой площадке
Вид на город со смотровой площадки Kuzum Baba

Ещё одно интересное место в окрестностях Влёры — это православный монастырь (недействующий) на острове Zvërnec. От нашего отеля до него было 13 км, поэтому мы решили поехать на велосипедах. Арендовали велосипеды мы в отеле Diamond Hill. Стоимость — 180 леков за час или 1000 леков за сутки. Вначале дорога не доставляет никакого удовольствия, потому что проходит через город. Центр мы прошли пешком потому, что ехать среди машин в хаотичном движении страшновато. Но затем начинается отличная дорога в сосновом лесу, и катить по ней очень здорово. На остров ведет живописный деревянный мостик через мелкую лагуну. Сам монастырь — маленький и осмотреть его можно за пару минут. А дальше лучше просто погулять по островку среди сосен. Жаль только, что лес замусорен.

К сожалению, албанцы мусорят повсюду. В городе очень мало урн, и люди бросают обертки прямо на землю. Еще албанцы не понимают, что пластиковые пакеты — это зло. В каждом магазине вам выдадут пакет, даже если вы купили одну бутылку воды, чтобы сразу же ее выпить. Когда отказываешься от пакета — удивляются. Это бесплатно, — говорят они. В конце концов, стало понятно, что проще согласиться, чем жестами выражать свою позицию. Поэтому из Албании мы привезли изрядное количество кульков.

С любой точки во Влёре виден гористый полуостров Карабурун («Черный нос»), национальный парк. Нам очень хотелось на него попасть, покупаться на диких пляжах, забраться на его вершины. Вначале мы собирались поехать на велосипедах, но потом выбрали автобус. Нам повезло, и мы остановили маршрутку, которая проезжала по набережной мимо нашего отеля. Хотя нам говорили, что маршрутки не подбирают по дороге и надо идти на конечную остановку — в центре, возле торгового центра «Нептун». За полчаса мы доехали до села Орикум, которое находится в 20 км от Влёры.

Полуостров Карабурун

Вдоль моря мы пошли в сторону Карабуруна. Но дорогу нам преградили ворота военной базы. Дальше не пускали. При этом, как рассказывают, выйти всегда можно, никто вас не остановит. А зайти — нельзя. Ворота военной базы расположены на тонкой косе между морем и лиманом, поэтому чтобы ее обойти приходится делать большой крюк вокруг лимана. К слову, на Карабурун можно попасть на корабле, но нас этот вариант не интересовал.

Лиман возле Карабуруна

Мы обошли лиман и наконец-то подошли к началу Карабуруна. Здесь мы встретили итальянцев, которые уже не первый раз бродили по полуострову. Они выразили все, что думают о «crazy army», но сказали, что военные, хотя блюдут свои ворота, не мешают ходить по Карабуруну. На противоположной стороне полуострова, по их словам, находятся «paradise beaches». Идти к ним часов пять, и воды на полуострове нет.

Одинокий отель по дороге на Карабурун

Мы немного поднялись на склон Карабуруна, но мне это давалось нелегко — жарко, а ноги обцарапывал низкий кустарник, похожий на шиповник. Деревьев на склонах мало, поэтому сложно спрятаться от солнца. Еще одним препятствием могут стать собаки, сторожащие стада. Коровы — не глупые и пасутся под редкими оазисами деревьев, в благодатной тени. Я собак боюсь, поэтому стадо приходилось обходить по солнцепёку.

Карабурун так и остался непокоренным. Чтобы пройтись по нему, необходимо хорошо подготовиться. Думаю, надо выходить рано утром и брать с собой максимальное количество воды. Перевалив через гору, остановиться на пляже с палаткой, а на следующий день вернуться обратно. Это должно быть очень здорово, потому что труднодоступность обеспечивает пустынные «paradise beaches».

Албания нам понравилась. Хочется еще побывать в Албанских Альпах, остановиться в маленькой прибрежной деревушке, покупаться на пляжах Ионического моря дальше на восток от Влёры. Есть повод вернуться.