Почему бизнесу больше не нужны просто разработчики

Victor Malyshev
6 min readDec 20, 2019

--

Давно в моей голове крутится несколько мыслей по поводу разработки. В целом я решил их “выписать на бумагу” чтобы лучше осознать и может кому-то будет это полезно. Эта первая статья из серии про разработчиков.

В целом эта серия не будет про технологии или подходы к разработке, такого очень много, да и я являюсь экспертом в очень узком профиле)) Зато я постараюсь раскрыть что-то, что есть кроме технологий. Я не имею в виду пресловутые soft-skills (в которые уже пихают буквально всё), но в целом мысли по поводу того что происходит с IT, и куда движется отрасль с точки зрения обычного разработчика, можно сказать эдакого “Вити” над которым столпилась куча менеджеров и все что-то хотят.

А начинается всё с истории, по классике. Был у меня знакомый коллега, разработчик, про которого я не могу сказать ничего плохого. Звали его Ш (чтобы вдруг не подвести человека). Мистер Ш был выходцем из Индии)) И до того, как вы навесите на него каких либо ярлыков (как все мы обычно делаем), я скажу что он был очень умён. Возможно это самый умный индус, с которым мне доводилось работать. В то время он был деливери менеджером на одном из проектов в компании, где я работал. Он уже давно переехал в Штаты со всей семьёй, но несколько раз приезжал к нам чтобы провести какие-то тренинги или просто на неформальную встречу. На одной из таких встреч у нас состоялся диалог, который тогда показался мне как минимум странным:

Украина, говорил он, сейчас очень похожа на Индию лет 10 назад.

(Ага подумал я, конечно, апликейшен сарвар). Но он продолжил:

Я понимаю что ты думаешь что в Индии не такие умные люди и может быть ты прав. Но там есть умные разработчики, просто из-за того что их очень много кажется, что средний уровень очень низкий. В Украине средний уровень выше, но я совсем не об этом. Какой размер всего сектора IT в вашей стране?

Я ответил, что не очень большой (примерно в 15–25 раз меньше чем в Индии на то время), но он достаточно стремительно развивается. Это правда. Тогда Ш продолжил:

Верно, поэтому я и сказал про 10 лет. Понимаешь, 10 лет назад в Индии Java была священным граалем. Все хотели её учить и могли легко рассчитывать на работу, по крайней мере сеньоры. Со временем разработчиков становилось всё больше и больше, а в Индии это значительно больше чем у вас. Через несколько лет, любой работодатель мог выбирать среди 20 сеньор-разработчиков или даже больше. Все они были одинаково подкованы в плане технологий (ну или почти одинаково). Тогда что подталкивало заказчика сделать выбор?

Я честно не знал. Ну если все сеньоры, то просто посмотреть, хороший ли он человек. В смысле, подходит ли он вам культурно. Но в Индии всё проще — там все супер воспитанные, даже бесит. Тогда Ш казал мне то, что мне показалось дикостью:

Так же как произошло в Индии, в Украине в скором времени бизнесу не нужны будут просто разработчики. Люди, которые просто хорошо знают технологии. Этого будет недостаточно. Бизнесу нужны люди, которые понимают бизнес. А именно, разработчики которые смогут понять нужны бизнеса и на этом основании предоставить лучшее решение.

Я, конечно, не поверил в это. Мне показалось это просто глупостью или неправильным пониманием рынка, который был в Украине на тот момент. Но я запомнил наш диалог.

Теперь отмотаем назад, в наше время. Не более года назад я был на локальном митапе, где докладчик рассказывал про какой-то крутой фреймворк для бизнеса. Я в крутые фреймворки не верю и просто прихожу потроллить таких докладчиков)) Ну так вот, он показал, в принципе, простой фреймворк, на котором можно было сделать какие-то базовые вещи а-ля админку или подобное. На вопрос, а как же всё остальное? Где скорость, встраиваемость, перформанс, mobile-first, как это всё кастомизировать — он ответил: а зачем? Это ведь бизнес приложение, оно должно быть отстойным: серые кнопочки, дурацкие панели, медленное и практически не кастомизируемое приложение. Зато оно делает свою работу.

Меня этот ответ повёрг в шок. Как же так? Ведь мы живём в такое время, когда всё должно быть круто. Люди, которые работают в бизнесе, обязательно должны страдать? Да и потом, это худшее что хочет услышать продукт овнер от разработчиков — мы тут написали, но дальше это изменить никак нельзя, пользуйтесь тем, что есть. Тем более когда в наше время появляется всё больше и больше замечательных сервисов. Почему они смогли, а наша компания нет? Это плохо для бизнеса, правда?

Это привело меня к мысли про украинский IT рынок в целом. Ни для кого не секрет, что львиная доля разработчиков у нас занимается аутсорсом. Понятно почему, да и сложилось так исторически. Может быть это и есть причина? Из-за того, что люди работают в аутсорсе и воспринимают проект или компанию в штатах как что-то абстрактное, у нас всех сложилось такое отношение к работе которую мы выполняем? Какое? Наплевательское! (Там было и другое слово)

Да чего уж, я и сам был таким! Что надо сделать? Да мне было всё равно. Предоставьте мне дизайн, описание логики фичи, и как это протестировать (и то последнее я часто делал сам).

И всё, я даже не буду напрягаться и сделаю это практически на автомате.

И ещё я легко мог показывать это клиентам и помогать тестировать QA. Но сейчас думаю — а зачем? Где все вопросы? Какую проблему решает эта фича для наших юзеров? Почему предложенная реализация самая лучшая? Кто кроме продукт овнера это проверял? Есть ли фидбек от юзеров? Как это вписывается в общую картину и продукт который мы делаем? И так далее.

Похоже на продуктное мышление? Возможно, но я считаю это больше похоже на старый добрый DDD. Разработчик должен разбираться в том, что он делает! Конечно, есть всякие domain experts, и я не смогу разбираться в домене так же хорошо, как и они не смогут разобраться в технологиях, которые мы используем. Но понимание бизнеса всё больше и больше становится частью работы любого человека в IT. Быть именно полноценным участником команды, а не просто исполнителем (человеком который добавил зелёную кнопку).

Повторюсь, всё чаще и чаще я вижу что разработчики (да и все кто принимает участие в разработке продукта) работают как команда. Это значит, что каждый человек должен принимать участие в обсуждении и решении проблемы. А технологии отходят на второй план. Как бы это не звучало. А почему? Ответ простой — юзерам пофигу что у вас под капотом если ваш продукт не решает их задачи! Крутой AWS с кафкой и прочими изысками вроде gPRC. Плевать! Микросервисы? Пофиг. Как и пофиг на то, что разработчикам сложно сделать те или иные вещи. Мне часто говорят — в Гугле же сделали, и вы придумайте. И хоть это очень не честно (где мы и где Гугл), но идея в том чтобы вместе делать продукт настолько офигенным, насколько это возможно. А это, я уверен, нельзя сделать просто добавляя фичи или делая продукт быстрее. Этот тренд уже достаточно чётко отрисовывается в компании, где я работаю. И, хоть все разработчики, включая меня, как могут сопротивляются этому, уверен, что это прийдёт рано или поздно.

Как это может происходить? Вся команда собирается для решения проблемы и тратит иногда до половины времени выделенного на весь проект (половины, Карл!) для того чтобы быть АБСОЛЮТНО уверенными что решение, которое они предлагают, самое лучшее по критериям, которые нужны. Это может звучать немного абстрактно, но на деле всегда приводит хорошим результатам. Взамен разработчики вольны брать любые технологии для решения. Вообще любые. Ну и самое главное, что в конце это либо общая победа либо поражение для всех (второе обычно не случается, дело во времени). И не нужно показывать пальцем на виновного, ведь любой проект становится общим делом.

Только подумайте. А ведь мистер Ш был прав. Может быть не на 100%, но я всё-таки понимаю его теперь. Раньше технологии могли указывать бизнесу, как ему себя вести. Но вскоре стало понятно, что технологии должны помогать делать бизнес легче и решать задачи эффективнее. Для этого не нужно менять то, как на самом деле люди делают этот бизнес. Хороший продукт — это продукт который можно внедрить практически незаметно. А для этого все должны работать как одна команда))

Вместо выводов скажу, что умение разбираться в бизнесе просто необходимо любому в наше время. Это как знание английского 10 лет назад, без этого любой человек очень быстро дойдёт до своего потолка.

Совсем не скучно, правда? И почти ни слова о технологиях) И теперь, на выражение: Так вот почему ты так много зарабатываешь!?, я буду отвечать, что я на самом деле просто хорошо делаю свою работу!

--

--