Семейные поиски: какие инструменты какие результаты принесли и сколько на это потрачено ресурсов

Гнуськов
6 min readFeb 6, 2018

--

В этом посте я расскажу про конкретные результаты, которые принесли мои семейные поиски и сколько и каких усилий на них было затрачено. Это рассказ только об источниках, которые помогли мне, может быть вам понадобятся другие инструменты.

Ссылка на предыдущий пост про семейные поиски: https://medium.com/@lehazyo_chatik/про-семейные-поиски-8dd54229983b

1. Интервью + фотографии
Основной, самый прибыльный и интересный способ добычи информации.

Находки:
- интервью с мамой: 46 человек
На это ушло часа 4, наверно

- с бабушкой: 48 человек
Наверно было 3 интервью общей сложностью часа 4

- с дедом: 35 человек
Наверно столько же: 3 интервью общей сложностью часа 4

- с четвероюродной сестрой
Когда я добавил на MyHeritage довольно незначимого для меня троюродного деда, сайт сказал мне, что этот же человек есть в другом дереве.
У четвероюродной сестры своё дерево на несколько десятков человек, но я взял у неё только тех, кто мне интересен, наверно около десятка человек. С ней мы до сих пор общаемся, не только про родственников.

- с двоюродным дедом (братом моего деда) которого я видел раз в жизни
2 интервью, в общей сложности часа 3
Находки: пара новых человек, но много фотографий, в том числе старинных; много историй о людях из дерева, альтернативные версии историй, которые я уже слышал от других людей

- с дядей: 1 раз на полтора часа
Никаких новых людей, но много документов (в доме его семьи скопились свидетельства многих родственников), несколько важных фотографий, а также много диких историй, в реальности которых я сомневаюсь.

2. Метрические книги в ЦГИА СПб и записи о рождении ЦГА
Речь о Санкт-Петербургском архиве и его сайте https://spbarchives.ru
Этот способ поиска состоит в вычитке книг, относящихся к нужной местности и периоду.
Занятие весьма монотонное, но у меня в целом осталось приятное ощущение от него, но наверно это потому, что я много людей нашёл.

Находки: 24 человека
Затраты:
1) время: думаю, не менее 100 часов
2) деньги: может в общей сложности 2000 рублей за доступ к архиву

Оговорка: значительно удешевило задачу то, что я (пользуясь своими прогерскими знаниями) написал свою программу для скачивания снимков из архива. Это позволило мне скачать ~180 дел за 1870–1916 годы и читать их вне зависимости от того, куплен ли у меня доступ к архиву. Но эти архивы и занимают 37 гигабайт.

3. Память народа
http://pamyat-naroda.ru

Это сайт об участниках Великой Отечественной войны.
На нём много информации, он быстро работает и имеет хороший поиск.
Новых людей я на нём не нашёл, но нашёл подробности о нескольких людях, которые уже были в дереве.

4. Первая мировая война
По этой теме я знаю два сайта, на которых информация, похоже, не дублируется:
- http://gwar.mil.ru/
- https://1914.svrt.ru/

Первый очень удобный, но на нём я не нашёл одного из родственников, которого нашёл на втором.

5. MyHeritage

https://myheritage.com/
Если человек в вашем дереве совпадает с человеком из другого дерева, вы, во-первых, получите ссылку на дерево другого человека (если он его не скрыл, с чем я пока не сталкивался).
Один случай пересечения деревьев я уже описал выше, но был ещё один.

Находки: ФИО и даты рождения несколько десятков человек (которых, правда, я не стал себе брать в дерево, т.к. они не имели ко мне отношения, но вдруг вам повезёл)
Затраченное время: не могу сказать, зависит от характера дерева, но речь наверно о десятках минут или часах

6. Общение с исследовательницей из genealogyrocks.ru
Там довольно плодотворное сотрудничество: я передаю имеющуюся информацию, а дама составляет мне список дел, в которых я могу искать полезную информацию. Дальше можно ехать в архив самому получать нужные дела. Но это долго: нужно приехать сначала получить пропуск, потом в этот же день заказать дела, которые вам дадут дней через 10. К тому же архив расположен неудобно (Псковская, 18). Так что я решил, что лучше всё архивное отдам на аутсорс.
Но это дело недешёвое: если составление плана (списка дел, в которых может быть что-то полезное) стоит 500–2000 рублей (что ещё норм), то просмотр одного дела вне зависимости от результата и объёма стоит 750 рублей. То есть и за просмотр метрической книги на 400 страниц, и за один листок вы заплатите одинаково.
Но в целом я пока доволен: дама гораздо лучше меня разбирается в том, как что искать.

Если нужен e-mail исследовательницы:
svetlanalazareva@rambler.ru
Уточнение: дама работает только по Санкт-Петербургу

Находки:
- записи о рождении двух людей, которых я не находил на сайте архива
- подтверждение того, что чел, которого я отверг при своих поисках, всё-таки мой родственник
- партийные докумены моего прадеда и его брата
- запись о крещении моего пра-пра-прадеда
Потрачено: около 3000 рублей

7. Skorbim.com
Это сайт про кладбища России. Выглядит стрёмно, но на нём много полезного.
Там нужен раздел Мемориальные доски: http://skorbim.com/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB.html

Затраченное время: считанные минуты (если искать по конкретным персонам)
Находки: ФИО и даты жизни, место захоронения, захороненные на том же участке люди

По каким-то регионам много записей, по каким-то совсем нет.
Например, очень много записей по Ульяновску.

8. Поисковики
Иногда помогает просто гугление ФИО.
Я обычно пользуюсь при этом инструментом точных соответствий.
То есть если, например, мне нужно искать человека по имени Фёдоров Роман Валентинович, я делаю запрос:
фёдоров “роман валентинович”

Это гарантирует, что два слова в кавычках будут стоять рядом и точно в такой форме, как в запросе.

Находки: благодаря поисковику нашёл семейное дерево ещё одного родственника. Правда он со мной не захотел общаться.

9. Поиск в соцсетях

Находки:
1) по дате рождения, которую узнал от своей бабушки, нашёл свою троюродную сестру, с которой никогда не общался. Через неё — её брата и родителей. Пока с ними не общался, но планирую.
2) ещё двое родственников, с которыми я не общался, тоже пока не решился написать, но однажды напишу
Затраченное время: в моём случае вряд ли больше часа в общей сложности

10. Форум ВГД
Проект Всероссийское Генеалогическое Древо, самый большой ресурс для людей, угоревших по генеалогии. Он пугает своими размерами, но стоит преодолеть страх и попытаться разобраться, куда там можно адресовать свои вопросы по поиску.
http://forum.vgd.ru/

Можно воспользоваться поиском по сайту через гугл и найти тему про нужную местность.
Так, например, я ввёл в гугле запрос
site:forum.vgd.ru псковская губерния деревня антипово

И нашёл тему, где обсуждаются запросы в архив Псковской области. Там я написал, что знаю о искомых людях, задал свой вопрос о перспективах своего исследования и в течение пары часов получил пояснения.

11. familysearch.org

Сайт, созданный американской мормонской церковью. По какой-то причине они в 90-х годах оцифровывали русские метрические книги из нескольких регионов. По счастью, нужная мне татарская деревня там нашлась (правда, чтобы её найти, мне пришлось задать вопрос на сайте Всероссийского генеалогического древа). Это деревня, откуда происходят мои бабушка с дедушкой. Там я нашёл больше сотни носителей знакомых мне фамилий, а незнакомых ещё больше. Из них моими прямыми родственниками было человек 25. Ссылка на сайт: familysearch.org (но лучше спросите на ВГД, могут ли на сайте быть нужные вам книги: там не очень очевидная категоризация). Например, чтобы мне попасть в нужные мне книги, нужно:

  1. Зарегистрироваться
  2. Выбрать в меню наверху: Поиск — Каталог
  3. Ввести Место: “Казань”
  4. Выбрать “ Россия, Казань — Метрические книги — Описи, реестры, каталоги ( 1 )”
  5. Выбрать “Инвентарная книга : фонд 4, опись 176, Казанская духовная консистория, 1873–1895”
  6. Нажать на “Russia, Tatarstan Church Books are available online, click here.”
  7. Нажать “Просмотреть все 3 031 031 снимков”
  8. Выбрать Казань-Чистополь-Чебоксарка (Николаевская церковь)

При этом нужная мне деревня называется Владимировка, но люди из неё крестились в Чебоксарке: без помощи ВГД я бы не нашёл эти книги.

12. Письменные запросы

Помимо архивов есть другие учреждения, в которых может быть интересная вам информация. Из этой категории я чаще всего пользовался ЗАГСами: в них можно написать запрос о выдаче повторного свидетельства о смерти/браке/рождении. Но для получения документа понадобится доказать родство, то есть показать цепочку документов о рождениях/браках, которые показывают, что вы связаны родством с человеком, о котором заказываете документ. Например, чтобы запросить документ о смерти отца моей бабушки, я должен написать бумажный запрос с указанием ФИО и даты нужного события (в нашем случае смерти; дата может быть хотя бы примерной: в ЗАГСе могут поискать по неточному запросу) в ЗАГС, который предположительно зафиксировал данное событие, и попросить переслать документ в ЗАГС, который удобен вам для личного посещения. Когда будет ответ, что запись нашли, нужно будет оплатить гос.пошлину в 350 рублей (на 2020 год) по реквизитам, которые вам дадут в ЗАГСе, и сохранить чек об оплате. Потом показать цепь документов о родстве: в моём случае — 1) о моём рождении: там будет указано имя моего отца; 2) о рождении моего отца: там будет указано имя моей бабушки после вступления в брак; 3) о вступлении моей бабушки в брак: там будет указана её девичья фамилия; 4) о рождении моей бабушки: там будет указано имя её отца. Повторные документы нужны либо для получения ранее не известных данных (частей ФИО; даты рождения/браков/смертей; места рождения), либо для получения документов на других связанных родственников.

Помимо ЗАГС есть ещё архивы ведомств: например, я знал, что мой дед сидел в лагере в конце 40-начале 50. Но ничего не знал о том, за что. Я написал запрос в Центральный архив Минобороны (дед был осуждён во время воинской службы), мол, есть ли у вас что-то про чела с такими-то данными, которого осудили тогда-то. И мне бесплатно прислали его судебный приговор с деталями его злодеяния. Которых более полувека никто из его детей не знал. Вот так иногда просто раскрываются семейные тайны.

Надеюсь, пост вам поможет в поисках.
Если что, пишите:
alexeisergienko@yandex.ru
https://twitter.com/lehazyo_chatik

--

--

Гнуськов

Место для длинных постов, которые не влезают в твиттер.