Пост #2. О первых шагах

Leysan Zigangirova
9 min readMar 9, 2017

--

Пора рассказать о том, как я готовила свой трэвел-блог о путешествиях в одиночку к запуску, о выборе названия, хостинга для блога и первых маркетинговых активностях.

Позиционирование и название

Начнем с обзора рынка. Тревел-блогов много: кто-то рассказывает о романтичных приключениях, кто-то посвящает свой блог своей любимой стране, а кто-то просто делится красивыми фотографиями в Instagram. Поэтому перед запуском блога, раз уж я решила посвятить его путешествиям, мне важно было найти некую нишу, которую я бы была в состоянии занять (как бы сказал старина Траут: “Позиционируй или умирай”). И учитывая то, что я не фотограф, так что визуальной составляющей я козырнуть не могу, моим основным преимуществом может быть только текстовый контент.

Я пересмотрела кучу российских и зарубежных блогов о путешествиях, и заметила следующие тренды:

  • В основном все путешествуют с кем-то (друзья или вторая половинка), о чем потом пишут подробные отчеты с большим количеством фотографий.
  • Есть те, кто фокусируется на какой-то стране или городе, рассказывая о местных достопримечательностях, кухне и событиях (в основном это те, кто переехал жить в новое для себя место).
  • Instagram является для тревел-блоггеров чуть ли не более важной платформой для рассказа о своих путешествиях, чем сам блог.
  • Большое количество блогов (даже раскрученных) не имеет адаптивной верстки, так что попытка посмотреть контент через мобильное устройство оканчивается провалом.
  • Много тех, кто рассказывает о бюджетных поездках: как и когда отхватить дешевый билет, получить cashback на мили, забронировать отель со значительной скидкой.

Изначально я как раз думала о блоге с фокусом на последнюю тему, считая ее наиболее полезной, а значит, имеющей наибольший потенциал для привлечения аудитории, но такого контента очень и очень много, выделиться будет сложно. Потом я нашла англоязычный блог The Planet D, где супружеская пара делилась своими соображениями, чему может быть посвящен трэвел-блог. Так вот там я прочитала весьма очевидную мысль: “Пишите о том, что вам нравится в путешествиях”. Так что ответ на вопрос “О чем должен быть блог?” легко нашелся: я люблю ездить в путешествия одна (“Мы и не догадывались, что ты такой социопат” — сокрушаются мои коллеги), вот об этом и буду писать. Повторный обзор рынка показал, что в рунете раскрученных блогов именно такого характера нет. Есть блоги о самостоятельных путешествиях, но они вовсе не о том, как отправляться в одиночные поездки.

Целевая аудитория проекта — молодые люди обоих полов 18–35 лет. Младше брать нет смысла, потому что многих родители не пустят в одиночное путешествие, старше — большинство к уже тридцати годам уже обзаводятся семьями и путешествиями в одиночку уже не интересуются. Хотя гипотезу с возрастом правильнее всего будет проверять при тестировании различных маркетинговых инструментов, где можно будет поэкспериментировать с настройками таргетинга.

Вторая задача, которая стояла перед запуском, — это подобрать подходящее название. Название должно четко определять суть продукта, быть запоминаемым, а так как блог — это цифровой продукт, оно еще должно и с легкостью находиться на просторах интернета, так что чем ближе оно к тому, о чем вы пишите, тем лучше. Поэтому такие романтичные и задорные названия типа “Звезды в рюкзаке”, “Ветер в голове” и “Записки авантюристки” были отброшены в сторону, и выбор был сделан в пользу лаконичного и очень прямолинейного “В одиночку!”. У данного названия есть пара преимуществ:

  • Относительно не длинное название: сравните “В одиночку” и “Звезды в рюкзаке”. Это важно при верстке блога и регистрации домена.
  • Были свободными как домен v-odinochku.com (почему не .ru прочтете чуть ниже), так и логин для аккаунта в Instagram (v_odinochku — хорошо бы для единообразия иметь тоже логин v-odinochku по аналогии с сайтом, но дефис не разрешен в названиях в инстаграме).
  • “В одиночку” позволяет также обыгрывать названия постов в блоге: каждый пост о новом месте может быть озаглавлен как “В одиночку в МЕСТО”, что опять-таки при работе с SEO будет работать на повышение посещаемости блога.

При этом мне хочется донести до аудитории, что в рамках блога я делюсь полезной информацией, рассказываю о том, почему так здорово путешествовать в одиночку и пишу вдохновляющие посты. Все это нашло отражение в теглайне (слогане) блога: “Жизнеутверждающий и полезный блог о том, как путешествовать одному”. Теглайн будет основным сообщением как в самом блоге, так и в аккаунтах в Инстаграме и Фейсбук.

Чтобы добавить еще ценность для пользователя, все посты с маршрутами и советами можно легко скачать в виде PDF себе на телефон, чтобы иметь под рукой в поездке и не тратить время на копирование информации с сайта. Скачивание такого PDF-документа будем иметь в качестве одного из целевых действий, которые ожидаются от пользователя (по аналогии с покупкой в интернет-магазине).

Выбор площадки для блога

Я не frontend-разработчик и не верстальщик, а задачи сделать сайт с навороченным функционалом у меня нет, так что для создания блога мне хотелось использовать одну из платформ, которые предоставляют готовые шаблона. В качестве вариантов рассматривались три: Wordpress, Tilda и Wix.

Wordpress

CMS-ка Wordpress — то, что приходит на ум прежде всего, когда речь идет о создании некого несложного сайта. Главные преимущества — это возможность использования готовых шаблонов, нулевая (если вы согласны с доменом типа blog.wordpress.com) или низкая стоимость (платите только за покупку домена), огромное количество всевозможных туториалов и форумов, где можно проконсультироваться.

Но! Платформа все же удобнее для тех, кто умеет хоть какие-то навыки создания сайтов и умеет немного программировать на php. Мне было неудобно заполнять онлайн-шаблон, а уж создание блога с полноценным доменом вообще целая морока: домен нужно выкупать отдельно через сторонний сервис хостинга, который поддерживает Wordpress, нужно отдельно скачивать и работать с дистрибутивом Wordpress. Кроме того, есть проблемы с просмотром превью сайта в Safari.
Наверняка, все не так уж и сложно, и можно сесть и с этим все разобраться, но я решила не тратить на это силы.

Tilda

Российская CMS, ориентированная прежде всего на начинающих блоггеров и стартаперов. Из преимуществ очень приятные с точки зрения дизайн шаблоны, полностью русская и доступная для понимания поддержка и отличный блог, в котором можно почерпнуть интересные как для бизнеса, так и для себя идеи. Но! Бесплатный тарифный план поддерживает лишь ограниченный функционал и подойдет для сайта-визитки, нежели для полноценного блога с регулярным и обширным контентом. А стоимость самого дешевого платного тарифа получается дорогой относительно других вариантов $10 в месяц при единовременной оплате за весь год (то бишь 120 баксов) или $15 при ежемесячной оплате.

Wix

Еще одна раскрученная платформа для создания сайтов. Имеет кучу готовых шаблонов под различные нужды, будь то интернет-магазин, блог или корпоративный сайт. Из преимуществ — возможность воспользоваться широким набором функций в бесплатной версии и очень удобный для работы интерфейс, что даже таким “чайникам” как я все понятно. Платная версия позволяет воспользоваться полноценным доменом без привязки к .wix.com, причем в отличие от Wordpress зарегистрировать домен можно сразу же через wix.com без заморочек с внешними хостингами. Но! Платформа очень и очень тормозит, периодически слетают стили и не сохраняются правки

Я попробовала создать блог с первым постом на всех трех платформах и в итоге решила остановиться на wix.com по двум причинам — простое использование и соотношение цена/качество. Я выбрала себе самый дешевый план, который в год вместе с покупкой домена v-odinochku.com обошелся мне в 2998 рублей.

Готовность продукта

Идея сделать подобный экспериментальный проект пришла мне в голову в начале февраля. Для запуска необходимо было подготовить сам продукт, то есть блог: выбрать название, нишу для позиционирования, хостинг, наполнить его контентом. У меня есть четкое убеждение, что подобные блоги, как и любые другие digital-ресурсы, не нужно запускать “голыми”, то есть нужно не сообщать о вашем намерении сделать блог, а сразу же выпускать его готовым к использованию. Это значит, что должно быть продумано меню, каждый раздел заполнен соответствующим контентом, а в случае с блогом, уже должны быть готовы 2–3 поста (в идеале, разнесенные во времени публикации, чтобы продемонстрировать динамику развития блога).

Мне хочется донести до пользователей сообщение, что этот блог — содержит правдивую и полезную информацию. Поэтому я старалась пронести это сообщение как на главной странице сайта через теглайн, так и в разделах “О блоге”, “Как пользоваться блогом” и “Контакты”. Здесь важно пояснить, что так как блог позиционируется как личные заметки, то стиль и тон написания должны иметь пресловутый personal touch. Я вот до сих пор считаю описание в разделе “О блоге” далеким от идеала, так что планирую его в ближайшем будущем переписать.

Кроме того, сайт должен быть продуман с точки зрения дизайна и верстки. Нужно отдать должное создателям Wix, работать в нем действительно удобно, готовые шаблоны легко кастомизируются, есть большое количество цветовых палитр и шрифтов. Кроме того, есть такая фича, как возможность подписаться на обновления блога, так что пользователи будут получать уведомления на почту, как только будет выпущен новый материал. Хочу попробовать подписку на обновления также сделать целевым действием при работе с Яндекс.Метрикой и Google Analytics в будущем.

Отдельно создается мобильная версия сайта, которая также должна быть полностью готовой к моменту запуска, ведь в России доля потребления контента через мобильные устройства приближается к 80–90%, в особенности у ЦА моего проекта — юзеров 18–30 лет.

Маркетинговый план запуска

В качестве даты запуска была выбрана красивая дата — 1 марта, ибо первые пользователи, которых я планировала привлечь, — это мой круг общения в социальных сетях, а первый день весны является отличным инфоповодом для обоснования и привлечения внимания.

К моменту запуска был подготовлен не только сам продукт, но и первый инструмент его продвижения, который, как я писала выше, является чуть ли не главным у блоггеров, это аккаунт в Instagram. К моменту анонса аккаунт Instagram также должен оставлять впечатление живого и полезного, поэтому первые посты были сделаны еще 27 февраля. Мне кажется, можно и раньше делать, например за неделю, чтобы во время широкого анонса люди, заходя в аккаунт видели все разнообразие контента. За время моей подготовки Instagram-аккаунт я открыла для себя много нового, чему хочу посвятить отдельный пост чуть позже, собрав чуть больше статистических данных.

И, наконец, сам момент анонса. Чтобы привлечь наибольшее внимание и стимулировать посещаемость блога и подписку на аккаунт в Instagram, я решила воспользоваться одной из популярных “фишек” блоггеров: небольшой презент в виде эксклюзивной открытки, которую я вышлю каждому из тех, сделает публикацию у себя в социальных сетях с упоминание моего новоиспеченного блога. Дизайн для открытки я действительно заказывала эксклюзивно у иллюстратора из Амстердама, который нашелся на просторах ресурса illustrators.ru, где можно подобрать себе стилистику на свой вкус и лад. Стоимость дизайна для подобного заказа варьируется от 1500 до 5000 рублей, сроки — обычно в пределах двух недель. Я нашла подходящего мне по стилю исполнения иллюстратора за 1500 рублей. Печать открыток стоит 1000 рублей за 100 штук и такой тираж можно сделать за сутки.

С учетом тех, кто сделал посты, а также пары открыток для личных нужд, у меня остается еще 78 открыток. Изначально я хотела сделать заказ на меньшее количество (50 вместо 100), но не нашла подходящей типографии. А вообще такой остаток неудивителен: не стоит переоценивать стремление людей сделать репост за открытку, насколько бы они к вам хорошо не относились. Кроме того, теперь вот мне кажется, подобная механика более эффективна при большем числе подписчиков. Например, известный блоггер и путешественник mishka.travel перед своим путешествием в Антарктиду тоже подготовил 400 открыток, которые он все и раздал, судя по количеству комментариев с адресами под постом. Однако, у него почти что 85 тысяч подписчиков. Вот и вся математика. Так что надо будет вновь опробовать подобную механику, когда число подписавшихся будет больше.

С остатками открыток думаю поступить следующим образом: сделать небольшие наклейки с адресом сайта, аккаунта в Instagram или QR-кодом и отнести в ближайшую кофейню или магазин типа “Республики”, заодно протестировать, как подобный оффлайн-инструмент влияет или не влияет на онлайн-траффик. Если есть еще гениальные идеи, как с ними можно поступить — делитесь.

Вопросы для размышления:

  1. Насколько правильным является выбранное позиционирование? Что можно добавить или изменить в блоге, чтобы усилить это позиционирование?
  2. Сколько контента (постов) должно быть в блоге перед запуском, чтобы создавалось впечатление готового продукта? У меня было 3 поста на момент запуска, нужно было больше, меньше или столько же?
  3. За какое время до официального анонса нужно запускать Instagram? Я запустила за два дня до 1 марта, может, нужно раньше?

В конце каждого поста буду также подсчитывать, сколько денег я потратила на свое экспериментальное обучение, чтобы по окончании сравнить со стоимостью курсов по маркетингу.

Текущий баланс: 5498 рублей

--

--

Leysan Zigangirova

“Digital без купюр” - реалити-блог, в котором рассказываю, как, используя различные инструменты маркетинга, я пытаюсь раскручивать digital-продукт