Текущие впечатления от Нила Стивенсона (тезисно)

White Rabbit
2 min readAug 30, 2017

--

Нил Стивенсов — писатель, который меня не то, что удивил, а прямо-таки поразил в хорошем смысле слова. Этим маленьким открытием я и решил поделиться.

Впервые я услышал эту фамилию в контексте “Криптономикона”. Мне его чательно советовал неудавшийся коллега, убеждал, что это самое понятное разъяснение доказательства с нулевым разглашением (информации), которое ему попадалось. К тому моменту я уже был фанатом Брюса Стерилинга и Уильяма Гибсона. Описание и отзывы вдохновили меня на чтение. Так я впервые (за осознанный период жизни) познакомился с жанром исторического романа. Тот коллега оказался прав.

После “Криптономикона” стойко тянуло читать Нила Стивенсона ещё и ещё. Достаточно редкое для меня ощущение. Спустя полгода я все-таки решил не отказывать себе в желаниях.

На стол мой легли три томика Барочного цикла и “Вирус REAMDE”. Четыре тысячи страниц и порядка пяти тысяч рублей были для меня невиданной щедростью в отношении писателя, у которого я читал только одну книгу.

По случайности чтение началось с “Вирус REAMDE”. После “Суммы технологий” Станислава Лема, книга отдавала беллетристикой средней руки. Конечно, читать описания экосистем (и их этногенеза) целых виртуальных миров (типа WoW) и про смену парадигм целого поколения было весьма интересно. Страх, зависть и банальное непонимание, как кучки пикселей могут приносить такие деньги и влиять на экономику в мировых масштабах, у текущих власть имущих. А дальше начался боевик, около айтишний, но все-таки весьма типичный. Русская мафия, Ми-5, перестрелки, погони, несуразные и невнятные проявления страсти, религиозные фанатики и прочий микс, из эскизов среднестатистического боевичка. Книга не поразила, даже слегка разочаровала. Оставшиеся томики еще пару месяцев провалялись на полке.

Благо дотянулся позднее и до них. “Барочный цикл” оказался продуманным, взвешенным и амбициозным шедевром в каждой мелочи. Он сумел превзойти даже “Криптономикон”. Если жанр киберпанк понимать как истории синтеза технологий и их влияния на жизнь в целом, то это самое точное попадание в жанр, которое мне пока доводилось видеть. Действия трилогии происходят во второй половине шестнадцатого — начале семнадцатого века и охватывают как старый, так и новый свет. Трилогия притязательна к читателю на предмет знания и понимания истории того периода. Это последовательный и детальный рассказ про появление новой системы миры во всех её составляющих. Развитие банковского дела и коммерции, золотой век пиратства, замещение алхимиков на натурфилософов, церковные конфликты, архитектурные и культурные изменения, дворцовые интриги, войны и эпидемии. Это история написана языком не трендов, цифр и сухих выводов, а языком живых людей, их судеб, переживаний, споров, страхов, заговоров, интриг и амбиций. Стивенсон умело разворачивает перед читателем прекрасно срежиссированный спектакль с сотнями подсюжетов. Он на редкость умело управляется с этим ансамблем, не теряя исторической достоверности и логики изложения. Пока это лучшие 3 тысячи страниц художественной литературы, которые мне довелось читать.

P.S. “Барочный цикл” состоит из “Ртуть”, “Смешенье”, “Система мира”.

--

--

White Rabbit

Книголюб. Пишу изредка на отвлеченные темы, чтобы себя дисциплинировать.