«Книга Нового солнца» Джин Вулф

@fantasy_sf
3 min readNov 18, 2017

--

Джин Вулф лучший американский писатель фэнтези и научной фантастики, возможно лучший из живых американских писателей.

Нил Гейман

«Книги нового солнца» — сложное чтение. Научная фантастика, написанная в фэнтезийном стиле; кларковское «любая достаточно развитая технология неотличима от магии» в руках Вулфа приобретает новое значение — что будет, когда человечество в своих научных поисках дойдет до конца? во что превратятся люди, для которых пространство и время не будут иметь значения? Но если бы Вулф ограничился интересными идеями и сеттингом, литературные критики не сравнивали бы его с Борхесом и Прустом. Вулф — один из лучших стилистов современной фантастики. Он мастер приема «ненадёжный рассказчик» и у каждой его истории есть двойное дно. Это писатель, которого перечитывать чуть ли не интересней, чем читать в первый раз.

Я считаю, что литература хороша, если ей может наслаждаться образованный читатель. А перечитывать с еще большим удовольствием.

Джин Вулф

«Книги нового солнца» рассказывают о путешествии юного ученика палачей Северьяна Хромого. Главный герой, наивный юноша, обладающий эйдетической памятью, отправляется в странствие под древнему, уставшему от самого себя миру Урс после того, как нарушил клятву палача (Urth — Вулф обыгрывает название нашей планеты — Earth — и имя норны судьбы Урд (Urðr), которое может читаться и как Урс). На пути он встречает множество странных людей, попадает в удивительные ситуации и места. Временами читателю сложно в них ориентироваться, поскольку для Северьяна в большинстве из них ничего странного нет. Многие тайны и загадки книги возникают просто от того, что главный герой не считает нужным их объяснять. Ведь мы же не объясняем друг другу, что такое интернет, рассказывая, как нашли интересный сайт. Впрочем, при внимательном чтении, большинство секретов раскрывается. Путешествие Северьяна носит еще и второй, символический смысл, как и почти каждая сцена книги.

«…мы полагаем, будто символы созданы нами. На самом же деле это символы создают нас, определяя наши формы своими жесткими рамками. Солдату, принимающему присягу, вручают монету — серебряный азими с чеканным профилем Автарха. Принять монету — значит принять на себя все обязанности, связанные с бременем военной службы; с этого момента ты — солдат, хоть, может быть, ни аза не смыслишь в обращении с оружием.»

Хотя сам Вулф в интервью говорил, что его герой «христианин, не Христос», от ассоциаций очень трудно избавиться. В конце концов, Северьян даже воскресает из мертвых. Но одно дело, когда люди не верят в Христа, и совсем другое, когда он сам в себя не верит.

Будучи верующим католиком, Вулф исследует вопросы веры и насыщает книгу христианским символизмом, не переходя при этом в проповедь. Он не пытается доказать что-то читателю или обратить его в веру. Это именно исследование, попытка заглянуть в душу человека и человечества. Многие сцены наполняются смыслом только если немного отступить в сторону и попытаться воспринять их как притчу. Впрочем, есть вероятность, что и это не поможет и понятны они станут только по окончании цикла.

В коричневой книге, с которой я не расстаюсь, говорится, что нет ощущения более необычного, чем то, которое испытываешь, бродя по городу, не похожему ни на один из виденных ранее, — ибо это означает открывать в собственной душе новые, неожиданные закоулки. Мне, однако, довелось изведать нечто еще более странное: я бродил по городу, в котором уже прожил некоторое время, так и не узнав о нем ничего.

Вулф всегда был предметом споров в фантастическом сообществе. Поклонники восхищались намеренной сложностью и многогранностью его работ, ненавистники настаивали на путаности, затянутости и излишних философствованиях. Но, как бы там ни было, цикл стал одним из столпов жанра. И я очень советую хотя бы попробовать его прочитать. Недаром Урсула Ле Гуин называет Вулфа «нашим Мелвиллом».

P.S. Если есть такая возможность, читайте на английском.

--

--