Эпическое фэнтези до Толкиена

@fantasy_sf
5 min readSep 20, 2017

--

Наткнулся на очередной рейтинг эпического фэнтези и подумал, что стоило бы составить собственный. И как часто со мной происходит написал совсем о другом.

Корни эпического фэнтези, как это постоянно случается с фанами, регулярно находят в античной классике (чем Илиада не эпическое фэнтези?), а то и в Эпосе о Гильгамеше. Жанровое гетто отчаянно хочет добиться признания большой литературы и доказать собственную значимость, что, учитывая тот простой факт, что фантастические и околофантастические романы стабильно входят в рейтинги самых влиятельных книг (Оруэлл, Замятин, Уэллс, Хаксли, Брэдбери, Воннегут и это только классики), совершенно излишне. Когда-нибудь я непременно с головой погружусь в эти рассуждения и обязательно сравню Энея с кем-нибудь из Старков или проведу тонкие параллели (ну, какие получится) между «Колесом времени» и «Смертью Артура», но здесь и сейчас, пожалуй, воздержусь.

Одно из самых распространённых определений эпического фэнтези — мир, где в деталях описаны культуры, народы, история, традиции и вообще создается иллюзия реальности. Определение такое же зыбкое, как и большинство жанровых описаний, но я решил отталкиваться от него.

Отцом эпического фэнтези считается Толкиен, но это не совсем верно. Профессор действительно сделал этот жанр популярным, превратив его в, если позволите, брэнд фэнтезийной литературы. Но он не был первым, и даже в пятерку не попал. Другое дело, что Толкиену удалось сделать свой мир настолько достоверным, что тысячам людей он понравился больше нашего.

В 1858 году шотландский писатель и поэт Джордж Макдональд опубликовал книгу под названием «Фантастес. Волшебная повесть для мужчин и женщин». Книга рассказывала о юноше по имени Анодос (от греческого: движение вверх, восхождение), который попадает в сказочный мир, где пытается найти свой идеал женской красоты. Анодоса ожидает много приключений и искушений, пока он не возвращается на Землю. Роман покажется хоть и старомодной, но очень знакомым всем любителям фантастики. Герой много путешествует, сражается с монстрами, знакомится со странными существами и спасает королевство. Даже и сейчас множество книг словно скопированы с «Фантастес».

Автора заметили такие писатели, как К.С. Льюис, называвший Макдональда своим учителем, и Г.К. Честертон, писавший, что книга «изменила все его существование». «Фантастес» знали и цитировали Толкиен, Несбит, Л’Энгл и даже Льюис Кэрролл, у которого Макдональд был учителем. Так же он дружил с Марком Твеном и существует версия, что «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» появился под его влиянием. В общем, приуменьшить значение для жанра, да, по большом счету, и литературы не получается. Но следующая книга, которую часто причисляют к эпическому фэнтези (и с причислением которой я согласен) появилась только через 38 лет.

У нас она издавалась в сборнике

«Источник на Краю Мира» вышел в 1896 году, его написал британский поэт, дизайнер (!), переводчик и писатель Уильям Моррис. Используя средневековые мифы, он описал приключения младшего из четырех сыновей короля Питера. Юноша решает отправиться исследовать мир и, естественно, постоянно влипает в разные приключения. Опять же, несмотря на малую известность в русскоязычном сообществе, книга оказала большое влияние на фантастов. Герберт Уэллс хвалил ее, сравнивая с Томасом Мэлори, а все те же Льюис и Толкиен нашли в ней вдохновение. Возможно, вы уже где-то слышали имя короля Гэндальфа из «Источника на Краю Мира».

Следующим автором, которого любят вспоминать на Западе, лично я бы к эпическому фэнтези не отнес, но по взятому определению подходит.

Книгу Фрэнка Баума «Великий чародей страны Оз», опубликованную в 1900 году, знают у нас, в основном, из-за перевода Волкова, который плавно превратился в самостоятельную серию книг. Останавливаться на ней подробней я не буду, достаточно сказать, что книга в Америке имеет вполне официальный статус (Библиотека Конгресса объявила) самой великой и известной доморощенной сказки. И, хотя мне очень сомнительна «эпичность» этой истории, ее влияние на развитие жанра трудно переоценить.

У нас “Боги Пеганы” издавались в различных сборниках

Следующей вехой великого пути стал сборник рассказов Эдварда Планкетта, у нас более известного как Лорд Дансени (он и правда был 18-м бароном Дансени), под общим названием «Боги Пеганы». Книга была издана в 1905 году и была, пожалуй, первой, которую можно назвать по-настоящему эпической. В ней Дансени создает целый мир, со своими богами, героями, системой магии и т.д. Его часто сравнивают с «Сильмариллоном» Толкиена, но, на мой взгляд, Дансени подошел к вопросу и основательней и круче. Но с «Властелином колец» книга уже не сравнится, что не отменяет ее прелесть. В 1924 году Дансени публикует «Дочь короля Эльфландии», которая, увы, по нашим временам читается как совершенно заурядное, с трудом дотягивающее до середнячка фэнтези. К тому же занудное.

Насколько мне известно, книгу не издавали официально, но в сети есть любительский перевод

Последней перед первым большим успехом жанра книгой стал «Змей Уроборос» Э.Р. Эддисона, опубликованный в 1922 году. Книга, хотя и написана намеренно старомодным слогом, неплохо читается и сейчас. В ней описывается война между королем Горисом из Ведьмоландии и лордом Голдри Блазко из Демонландии (на английском эти названия смотрятся чуть лучше) и эту вещь можно смело считать предтечей Кука, Эриксона и Мартина. В романе есть уже все признаки того, что с полной уверенностью можно называть эпическим фэнтези: карта мира, битвы, судьбы целых королевств и т.д. и т.п. Естественно, эту историю читали и любили Толкиен с Льюисом, причем последний даже написал предисловие к антологии Эддисона. В том, что книга (так же основанная на северной мифологии) повлияла на «Властелина колец» тоже сомнений нет. Она и сейчас продолжает влиять на писателей, например, Карл Вагнер стал фантастом, потому что обожал «Уробороса» в детстве, а Майкл Суэнвик цитирует ее в своих «Драконах Вавилона».

И я наконец добрался до одного из самых известных писателей жанра.

В 1929 году техасский писатель Роберт Говард издал свою первую вещь про Кулла-завоевателя из Атлантиды — «Зеркала Тузун Туна». За ним следует Соломон Кейн, воин-пуританин, мстящий за свою погибшую семью. Но особого успеха эти персонажи не получили. Мало того, издательства стали отвергать рассказы про Кулла. Но Говард не опустил руки и, заменив мрачного Кулла на более жизнерадостного персонажа, создал настоящий хит. В 1932 году был опубликован «Феникс на мече» — первая книга про Конана-варвара. Рассказывать о ее влияние на фантастику (и не только фэнтези) бесполезно. Из этой книги родился целый архетип, а штампы и образы Говарда по сей день можно найти в любом фэнтезийном романе.

Продолжение следует

--

--