#забытыекниги

@fantasy_sf
6 min readSep 10, 2017

--

В мой список вошли разные книги, которые и оцениваю я по-разному. Некоторые — чисто развлекательное чтиво, другие — серьезней. Но обо всех почти забыли.

«Восход черного солнца» Селия Фридман

Загадочная обложка, ничего общего с книгой не имеющая

Селии Фридман не очень повезло с российским изданием. Ее книга «Восход черного солнца» прошла у нас почти незамеченной, хотя, по тем временам, представляла собой редкое смешение жанров. Формально, это фэнтези, но достаточно быстро выясняется, что планета Эрна была колонизирована землянами, цивилизация которых, после катастрофы связанной с особенностями нового мира, постепенно опустилась до средневекового уровня. Соответственно, не всегда понятно, где в книге магия, а где остатки древних технологий. В девяностые годы смешивать фантастику и фэнтези, на моей памяти, хорошо умели только Желязны и еще Фридман.

Помимо мягкой нф и фэнтези в книге есть некий налет готики. Я видел отзывы, в которых говорилось даже об ужасах, но тут я категорически не согласен. Один из главных персонажей, он же один из самых обаятельных злодеев в жанре фэнтези, — просто классика байронического героя. Со всеми присущими этому типу персонажей штампами, так что учтите. И еще Дракула, конечно, вспоминается, куда же без него.

Сюжет книги довольно обычен для эпического фэнтези: группа отправляется в «сердце Тьмы», чтобы установить добро и благополучие (в данном случае, вернуть силы волшебнице). Они путешествуют по Эрне, вляпываясь в различные неприятности и все лучше друг друга узнавая. Прелесть книги не в сюжете (в котором, кстати, внимательный читатель найдет немало дыр), а в персонажах и их взаимодействии. Помимо вышеупомянутой волшебницы, которая после потери сил раздражала меня всю оставшуюся книгу, герои получились вполне живыми и интересными, хоть и в рамках романтизма.

Любителям (очень) мягкой нф, замаскированной под фэнтези почти до неузнаваемости.

«Тигр проводит вас до гаража» Сергей Другаль

Не Стругацкими едиными живет любитель фантастики.

Сергей Другаль написал экологическую фантастику, которая только сейчас входит в моду на Западе, еще в восьмидесятые годы. Но «Тигр проводит вас до гаража» пришелся на пору, когда вера в человеческий разум и человеческую же созидательность не успели покинуть фантастов. Да, экологическая катастрофа произошла на Земле, но люди все-таки нашли силы и ресурсы, чтобы восстановить свою планету. Собственно, о мире будущего книга и рассказывает.

Сейчас, наверное, «Тигр» будет казаться местами наивным, немного дидактическим, но доброта и мягкий юмор автора скрадывают эти недостатки. Рассказы, пусть по нынешним временам им не хватает конфликта и яркого сюжета, получились очень светлыми, дарящими надежду на науку и человечность людей, которые ее двигают.

Институт Реставрации Природы возрождает планету, часто создавая собственных странных созданий:

Сейчас здесь образуются микрозоны со своими особенностями, своим микроклиматом, новыми видами растений, животными-мутантами и потомками мутантов. Я недавно отловил двухметровую змею, сплошь покрытую колючками. И до сих пор не пойму: то ли это уж съеживался, то ли еж суживался. Змея бросалась на меня и тихо гавкала. Откуда взялась? Биологи говорят, что такую никто не делал… Я видел в саванне рогатую ламу, видел нетопыря с птичьим клювом и розового лебедя.

Рядом с животными в микрозонах трудятся, как умеют, роботы, помогая людям и животным в возрождении мира:

Кибер действительно вышел из кустов, неся на вытянутой ладони соты. Над ним роились пчелы, а вокруг туловища в три кольца обвивалась гигантская змея. Голова ее с желтыми пятнами у глаз лежала на плече кибера, из пасти на длинном стебле свисал белый цветок. При виде змеи ослик заморгал и попятился. Усатый тихо исчез.

— Принес мед, — сказал кибер.

Нури сел и молча рассматривал змею.

— Я ее смотал с дерева и обмотал вокруг себя, — счел необходимым объяснить кибер. — Она меня за внешность полюбила.

— Сразу, как увидела?

— Естественно. Любят всегда за внешность, — сказал кибер и, подумав, добавил: — И за быстроту реакции.

— За быстроту в особенности! Скажи, можешь ты исполнить еще одну мою просьбу?

— Обязан, если буду в силах.

— Тогда вот что. Отойди в сторонку, смотай гада с себя и снова намотай на дерево. Я уверен, что это тебе по силам.

Кибер положил соты на траву и ушел.

— Кибер дурак, — констатировал попугай. Ослик вздохнул.

Автор не стесняется смеяться над собой и своим видением будущего, но странная, эклектическая картинка, нарисованная им, от этого не страдает. А контакт с инопланетным разумом стоит отдельного упоминания:

Или вы нас считаете за мироблей, или вы сами миробли.

Потому что только миробли могут засорять космический эфир сообщениями о том, что 2+2=4, а 5x5=25.

«Синайский гобелен» Эдвард Уитмор

И хотя я пишу о фантастике, обойти Уитмора оказалось не в моих силах. Т.е., формально, он вроде бы как тоже фантастику пишет, но на деле автору она просто понадобилась как прием для его сумасшедшей фантасмагории.

Уитмор, как справедливо пишут в аннотации, смешал магический реализм и постмодернизм. Бывший агент ЦРУ сумел вложить в книги всю свою любовь к Востоку (а он прожил в Иерусалиме 15 лет), не забывая посмеиваться как над странными западными людьми, пытающимися перекроить его под себя, так и над местными жителями.

В книге переплетено столько линий и тем, что о сюжете рассказывать бесполезно. Здесь и история создания Библии, и похождения глухого ботаника, между делом развалившего Британскую империю, и загадочный араб-антиквар, и многие другие странные и необычные персонажи. Книга получилась очень яркой, пестрой даже. Но краски эти гармоничны и картина получилась великолепной.

Ну и, наверное, стоит предупредить, что Уитмор не чужд грубоватому юмору, который, впрочем, совсем не кажется лишним или чужеродным.

«Лорд Дарси» Рэндал Гаррет

Это лучшая попытка перенести образ Шерлока Холмса в магический мир. Лорд Дарси расследует преступления в мире, где преступниками могут оказаться маги или демоны. Но у проницательного сыщика есть система и дедукция — а перед ними не устоит не одна загадка!

Действия происходят в альтернативном мире, где магия заменяет науку. Причем наука делает робкие попытки развиваться и в этом мире, но считается делом сомнительным и ненадежным.

«Дарси» писался в шестидесятые годы и временами это очень заметно. Здесь нет уже ставшей для нас привычной «сложности» персонажей, повествование временами суховато, но… Это и правда похоже на Конан Дойля. Я думаю, что любителям великого британского сыщика других рекомендаций и не нужно.

«Павана» Кит Робертс

Книга, где главным героем выступает мир. Отчего рассказывать о ней трудно, ведь можно легко заспойлерить один из главных поворотов сюжета. Попробую рассказать о том, что лежит на поверхности.

Это редкий случай почти беспримесного стимпанка. События происходят в мире, где христианство не только сохранило инквизицию, но и контролирует всю светскую жизнь. Церковь не дает науке развиваться и общество застряло в веке пара и феодализма. Книга состоит из нескольких слабо пересекающихся историй (что немудрено, изначально они публиковались как отдельные рассказы), и каждый из них хорош, хотя, естественно, некоторые лучше других. Автор не зря сделал медленный церемониальный танец павану центральной метафорой книги. Во время чтения действительно складывается ощущения, что каждый из персонажей отыгрывает свою часть в церемонии, в которую превратилась сама история этого мира:

— Это… это как… ну будто танцуешь… менуэт или павану. Нечто обусловленное жесткими и бессмысленными правилами, все фигуры и их последовательность заранее известны, неизменны. С этого вот начать, этим вот закончить…

Интересная, атмосферная вещь, но, из-за отсутствия экшена и центрального сюжета, многим может показаться скучноватой.

Все равно рекомендую попробовать.

«Звезда Соломона» Александр Куприн

Ну и бонусом. )

Да, Александр Иванович занимался булгаковщиной, когда сам Булгаков писать еще и не начинал.

Короткая повестушка, ближе к рассказу даже, о человеке, которому внезапно привалила сила. Но, как водится, за каждую силу нужно платить, причем мы сами себя вгоняем в долги.

Хорошая мистическая вещь, то ли Гоголю поклон, то ли Гете.

--

--