Намибия. Соссусфлей и Сесрием

Mila
11 min readMar 27, 2020

Соссусфлей, Намибия

В предыдущем посте Намибия. Fish River Canyon я рассказывала об одной из популярных достопримечательностей Намибии. Теперь расскажу о самой популярной.

Про деньги

В настоящий момент в Намибии две официальные валюты: намибийский доллар и ЮАР-овский ранд. Намибийский доллар жёстко привязан к ранду, то есть курс 1:1. Валюты абсолютно равнозначные, но сдачу вам, скорее всего, выдадут в намибийских долларах. Мы ехали со стороны ЮАР, поэтому все суммы буду приводить в рандах.

Про неверные выводы

Где-то по дороге от каньона Fish River к Соссусфлей, Намибия

Соссусфлей был следующей точкой нашего маршрута после Fish River. Мы встали затемно, чтобы, во-первых, никто не спалил нашу нелегальную ночёвку, а во-вторых, чтобы сделать фотки каньона с разных вьюпоинтов при хорошем свете. За несколько часов мы нафоткались, позавтракали и к 9 утра выехали из Хобаса, чтобы к вечеру быть в кемпинге в Соссусфлей.

Судя по гугл картам, путь от Hobas до Sesriem Oshana Camp составляет 550 километров и занимает 6.5 часов. Sesriem Oshana Camp — это кемпинг на территории Соссусфлей, в котором у нас было забронировано и оплачено место. Я не знала, во сколько закрываются ворота кемпинга, но рассчитывала, что к 6–7 вечера мы всяко успеем, даже если будем останавливаться и ехать по трассам медленнее разрешённых 120 км/ч.

Спойлер: к 6–7 вечера мы не успели. Урок: нельзя слепо полагаться на навигатор. Мы пользовались Maps.Me, который нам порекомендовали бывалые знакомые. Он всегда нормально прокладывал маршрут и хорошо оценивал время, но тут что-то пошло не так.

Когда мы выезжали из Хобаса, внезапно оказалось, что до кемпинга ехать 12 часов! Это было странно, потому что я ещё в Москве выписала в блокнот все пункты назначения с расстояниями и временем, и, конечно, там не было дневного перегона на 12 часов! Сам маршрут тоже не выглядел оптимальным. Это было очень подозрительно, но почему-то мы не остановились, чтобы проверить всё ещё раз. Нужно было спокойно подумать, сравнить маршруты в Maps.Me и Гугл картах, в идеале — проложить путь с интернетом. Но меня иногда посещают странные мысли: “Всё нормально, надо ехать. Не может быть, чтобы дорога до Соссусфлей занимала 12 часов, наверняка навигатор ошибается”. И он ошибался, но только не в оценке времени, а в выборе маршрута. В итоге когда мы поняли, что делаем огромный крюк, да ещё и едем по непонятным дорогам, возвращаться было уже поздно.

Про потерянное колесо

Проверка шины на жизнеспособность, сервис в городе Виндхук, Намибия

Мы не сразу поняли, что навигатор жестоко над нами пошутил, потому что м̶ы̶ ̶н̶е̶ ̶о̶ч̶е̶н̶ь̶ ̶у̶м̶н̶ы̶е̶ дорога поначалу была хорошей. Казалось, что мы так и будем ехать 100 км/ч до самого кемпинга, а времени впереди было ещё много. Но скоро мы свернули с асфальтированной дороги на грунтовую. Потом на плохую грунтовую. В какой-то момент дорога стала похожа на полосу препятствий: на пути появились не только ямы, но и ступеньки. Настоящие ступеньки из камней, я не преувеличиваю. Такого бездорожья на дороге я ещё не видела.

К счастью, ямы и ступеньки в какой-то момент кончились, и мы снова оказались на нормальной грунтовке. К несчастью, день тоже кончался, а до кемпинга было ещё далеко. Я ехала с максимальной допустимой скоростью 80 км/ч, но даже на такой скорости машина иногда подскакивала. Саша держался за поручень и вскрикивал. Как оказалось, не зря, потому что после очередной кочки машина издала странный звук и начала уходить в занос. Мы остановились и вышли посмотреть, что случилось.

Торопимся в кемпинг!

Настолько проколотой шины ещё не видела. Это был прямо-таки день открытий! Следующий час мы меняли колесо и снимали видос на память. Оставшийся путь до кемпинга ехали спокойно и предельно аккуратно.

Конечно, мы не успели добраться до кемпинга ни к семи вечера, ни даже к восьми. Когда мы подъезжали к воротам, было уже девять часов и совсем темно. Навигатор не обманул, мы действительно добирались 12 часов. Чистой езды вышло меньше, потому что мы потратили час на замену колеса, а ещё периодически останавливались, но тем не менее. Проверяйте маршрут, который вам построил навигатор оффлайн в далёкой африканской стране.

Про кемпинг

Кемпинг мы не сфоткали, поэтому вот пейзаж, Соссусфлей, Намибия

Когда я гнала 80 км/ч по грунтовке, то больше всего боялась, что мы не успеем до закрытия кемпинга и нас оставят ночевать за забором. К счастью, боженька решил, что хватит с нас приключений на один день. У закрытых ворот дежурил охранник, мы показали оплаченное бронирование, и нас пустили.

Наконец-то этот длинный день решил порадовать нас приятным сюрпризом. Кемпинг Sesriem Oshana Camp оказался лучшим кемпингом из всех, что мы посетили в Намибии, Ботсване и ЮАР. Его открыли летом 2019 года, так что мы застали его совсем свеженьким. У него заслуженно высокий рейтинг в гугл картах, при этом цена существенно ниже, чем у старого и популярного кемпинга Sesriem Camp (не путайте!). За ночёвку в Sesriem Oshana Camp мы заплатили 360 рандов (~US$25) с человека. Немало для места под машину с палаткой, но, повторюсь, Соссусфлей — это самая популярная достопримечательность Намибии.

Самая популярная достопримечательность Намибии окружена двумя заборами. Часть лоджей (отелей, кемпингов) вблизи Соссусфлей расположена снаружи, до всех заборов, часть — между внешними и внутренними воротами. За внутренними воротами никаких вариантов для ночёвки нет, вообще ничего нет, только горы песка и асфальтовая дорога между ними.

Если вы планируете посетить Соссусфлей, то я очень рекомендую Sesriem Oshana Camp. Во-первых, кемпинг расположен на территории Соссусфлей, то есть внутри первых ворот. Это значит, что вы сможете двинуть с утра к дюнам, как только откроются внутренние ворота. В декабре это было 5 утра, зимой может быть позже. Если вы ночуете снаружи, то у вас будет меньше времени поснимать песок при хорошем свете, потому что внешние ворота открывают на час позже. При этом от ворот до ближайшей дюны ехать минут 40.

Во-вторых, сам кемпинг очень приличный. Рядом с каждым campsite (местом для машины и палатки) расположен домик с душем и туалетом, есть раковина на улице, место для костра, урна, розетки. Горячая вода действительно горячая и с хорошим напором. Всё очень чистое, если не считать песка, который тут абсолютно везде: на уличной раковине, в углах душевой, в воздухе, у вас в носу. Очень экзотично, но людям, которые тут работают, я не завидую.

Забронировать кемпинг или лоджу можно на сайте NWR (Namibia Wildlife Resorts) https://www.nwr.com.na — это государственная организация, отвечающая за нацпарки. Можно сразу написать им на почту nwr@nwrnamibia.com, если вы знаете, какие кемпинги и на какие даты вам нужны. Лично я бронировала кемпинг через Madbookings http://www.nwrnamibia.com — это один из официальных посредников NWR. Говорят, они быстрее отвечают на письма.

Я успешно забронировала место в Sesriem Oshana Camp за две с половиной недели до поездки в декабре. Декабрь — не самый популярный месяц в туристическом календаре Намибии, но, например, в Sesriem Camp мест уже не было. Думаю, дело в том, что про новый кемпинг ещё не все знают. Но скоро узнают! Поэтому лучше не надеяться на удачу и бронировать за месяц-два.

Про дюнные пейзажи

На самом деле красные дюны Соссусфлей не такие уж красные

Как я уже упоминала, до кемпинга мы добрались к девяти вечера, было уже темно. На следующий день мы въехали на территорию Соссусфлей в пять утра, как только открыли внутренние ворота. Было ещё темно.

Мы спокойно поехали по дороге, позволяя другим машинам нас обгонять. Гонка называется “кто быстрее доедет до девственной дюны и первым её потопчет”, но мы не стали в ней участвовать. Дело в том, что на территории нацпарка есть “официальные” дюны, на которые можно залезать. И быть первым человеком, который залез на конкретную дюну сегодня, считается очень почётным.

Ближайшая лазательная дюна расположена в 45 километрах от въезда в Соссусфлей и называется “Дюна 45”. Когда с рассветом мы до неё добрались, то, конечно, были далеко не первыми. На парковке стояло 5–7 машин, и уж не знаю сколько ещё успело побывать тут за последние полчаса. Что ж, на звание первотоптателей мы сегодня и не рассчитывали, поэтому спокойно достали камеру и начали снимать пустынные окрестности при красивом рассветом свете.

Рассвет в Соссусфлей, Намибия. Дюна 45 находится за спиной фотографа

Мы решили и дальше не гнаться за официальными дюнами, а останавливаться у тех, которые нам понравятся. Красивых и безлюдных дюн было много, и мы выходили пофоткать каждые несколько километров.

Безымянные дюны на территории нацпарка Соссусфлей, Намибия

Во время очередной остановки я увидела живописное дерево, и решила, что будет очень классно сфоткаться на дереве в платье.

Угадайте, как я сюда залезла

Я немного по-другому представляла себе фотки в красивом платье на фоне дюн, когда покупала это жёлтое одеяние специально перед поездкой в Африку. Но, как говорится, человек предполагает, а шанс посидеть в платье на птичьем гнезде посреди пустыни выпадает не каждый день.

Про проблемы с законом

Это я убегаю от сотрудников нацпарка (на самом деле нет)

Наконец, мы добрались до места, которое на гугл картах обозначено как “автомобильная стоянка”. Тут заканчивается асфальтовая дорога, и все люди из легковушек пересаживаются в открытые сафари-авто. Ещё несколько километров по пескам, и можно будет начинать восхождение на Big Daddy и/или Big Mama — самые большие лазательные дюны в Соссусфлей — а потом походить по одноимённому глиняному плату с мёртвыми деревьями.

Мы поравнялись с табличкой “4x4 only”, когда к нам подошёл мужчина в серой рубахе. На рубахе было вышито NWR (Namibia Wildlife Resorts), и я поняла, что это сотрудник нацпарка. Сотрудник поинтересовался, не мы ли это останавливались у дороги, выходили из машины и разгуливали по пустыне неподалёку. Мы переглянулись и на всякий случай ответили, что не мы. Мужчина хитро улыбнулся и сказал: “Нет, вы, я узнал её по жёлтому платью”, — и показал на меня.

Оказалось, что на территории Соссусфлей, как и в любом нацпарке, нельзя съезжать с дороги, останавливаться где попало и, тем более, выходить из машины где не положено. Мы честно этого не знали. Мы не видели табличек на въезде из-за темноты, не обратили внимания на незаметные и не очень понятные знаки у дороги, и нас никто не предупреждал. В общем, отмазы так себе. Сотрудник пригрозил нам то ли полицией, то ли охраной и большим штрафом. Заявил, что всё это будет ждать нас на выезде, а пока мы можем ехать наслаждаться дюнами. ¯\_(ツ)_/¯ Забегая вперёд, скажу, что никто не остановил нас на выезде, и никакого штрафа мы не платили. Но не отпускать же бестолковых туристов просто так! Надо хоть попугать немного.

Про Sossusvlei

Глиняное плато Соссусфлей, Намибия

В этом посте я уже много раз упоминала слово Соссусфлей (Sossusvlei), и можно было подумать, что это название нацпарка. На самом деле это не совсем так. Соссусфлей (от sosssus — тупик и vlei — болото) — это глиняное плато, которое находится в зоне Sesriem & Sossusvlei Area нацпарка Намиб-Науклуфт (Namib-Naukluft). При этом название Соссусфлей часто используют в широком смысле, имея в виду не только само мёртвое озеро, но и окрестности. В окрестностях есть ещё два похожих плато и много дюн. “Соссусфлей” в широком смысле начинается с въездом во внутренние ворота.

Плато в окрестностях Соссусфлей называются Deadvlei и Hiddenvlei. Они менее популярны, и мы до них не дошли. Обычно я стараюсь посещать не самые разрекламированные места, потому что терпеть не могу толпы. Но в Намибии в декабре даже на самой популярной достопримечательности было не так много туристов. Можно было без проблем сделать кадр без людей.

Плато Соссусфлей, Намибия

Про лазательные дюны

Люди скатываются с дюны Big Mama, Соссусфлей, Намибия

Рядом с глиняными плато Sossusvlei и Deadvlei, примыкая к ним, находятся дюны Big Mama и Big Daddy соответственно. Это большие дюны, на которые можно залезть по “хребту”, а спуститься скользя по склону. Мы не стали этим заниматься, но, судя по фоткам из интернета, виды сверху очень красивые.

Про каньон Сесрием

Каньон Сесрием, Sossusvlei & Sesriem Area, Namib-Naukluft, Намибия

Каньон Сесрием (Sesriem) — ещё одна достопримечательность на территории Sossusvlei & Sesriem Area. Находится в 4–5 километрах от въезда во внешние ворота нацпарка, в противоположной стороне от дюн и глиняных плат Соссусфлей. Там везде указатели, не заблудитесь. Но будьте готовы, что эти 4–5 километров нужно ехать по совершенно ужасной гравийке. Непонятно, почему к каньону не проложили асфальтовую дорогу, как к дюнам.

На Сесрием обычно заезжают после восхождений на дюны и фотосессий на фоне мёртвых деревьев. Делать наоборот не советую. После полудня находиться в песках под солнцем невозможно, а в каньоне всё-таки попрохладней. Плюс каньону всё равно, а вот дюны гораздо лучше смотрятся на фотках при утреннем свете.

На самом деле деле в каньоне были люди, но при желании можно успеть пописать и остаться незамеченной

Сесрием — очень живописный маленький каньон, и сюда однозначно стоит заехать после Соссусфлей, раз уж вы оказались совсем рядом. Протяжённость каньона около километра, но можно и не обходить его целиком. Красивые отвесные скалы над узким ущельем находятся как раз у самого (входа) спуска в каньон.

Про время, деньги и еду

Антилопа орикс, Sossusvlei & Sesriem Area, Namib-Naukluft, Намибия

Посещение дюн, глиняных плат и каньона, то есть всей зоны Sossusvlei & Sesriem Area, стоит 80 рандов (~US$6) с человека и ещё 10 рандов (чуть меньше доллара) за машину. Билет действует сутки, но к нескольким просроченным часам вроде не придираются. Карты принимают.

Поесть можно в ресторане на территории. Не скажу, что выбор блюд впечатляет, но он явно шире, чем на каньоне Fish River, а еда вкуснее. Видимо, когда туристов достаточно, можно готовить что-то нормальное, а не жарить замороженные овощи. Заказа мы ждали минут 30–40, примерно столько же, сколько и на Fish River: там ради нас разогревали плиту и отбивали куриные грудки, а тут мы ожидали своей очереди среди нескольких десятков туристов. К сожалению, ожидание нельзя было провести в бассейне с чашкой (почти) безлимитного кофе. За два блюда и два кофе мы заплатили 290 рандов (~US$21).

Как я уже писала, мы приехали в Соссусфлей поздно вечером, переночевали в кемпинге и на следующий день в пять утра выехали к дюнам. К двум часам дня мы посмотрели дюны, плато Sossusvlei, каньон Сесрием и уже сидели в ресторане в ожидании отбивных и бургеров. К девяти часам вечера мы были в Виндхуке.

Многие советуют не планировать длинные перегоны после Соссусфлей, а переночевать на полпути к следующей цели, — обычно это бывает Виндхук или Уолфиш-Бей (Walvis Bay). Мы никуда не торопились и обошлись без промежуточной ночёвки. Мы сто раз останавливались и выходили пофоткать (чего нельзя делать!) безымянные дюны по пути к “официальным”, посмотрели основные достопримечательности, полазили по каньону и часа два проторчали в ресторане. С другой стороны, мы забили на плато Deadvlei и HiddenVlei и не залезли ни на одну дюну. Думаю, подняться на Big Mama или Big Daddy всё же стоило.

Я бы точно не стала оставаться на вторую ночь в нацпарке, потому что цены у них безумные, а смысла никакого. А вот переночевать в часе-двух езды от Соссусфлей — идея неплохая. Будет время и спокойно пофоткать, и по всем дюнам полазить, и в ресторане посидеть. А если повезёт с приключениями, то и колесо поменять!

Что дальше?

Дальше мы отправились в столицу Намибии Виндхук за новым колесом, а заодно побывали в лучшем панафриканском ресторане Mugg&Bean.

Кстати!

Если соберётесь в Африку сами, то подписывайтесь на мой инстаграм — там я делюсь конкретными советами, ну и выкладываю красивые фоточки, конечно.

А если вам понадобится моя помощь в планировании путешествия, или вы просто захотите что-то у меня спросить или пообщаться, — заходите на мой сайт.