Об ответственности архитекторов

Николай Лызлов
3 min readMar 16, 2017

--

Мы, архитекторы, привыкли за последние годы работать как обслуживающий персонал. Мы воспринимаем как объективную данность то, что заказчику нужно дать максимальное количество квадратных метров на территории.

Мы только стараемся как-то гуманизировать эти квадратные метры, облечь их в современную и “красивую” одежду. Даем технико-экономическим показателям (“ТЭПам”), которые требуют заказчики и коррумпированные чиновники, по возможности дружественные людям объемно-пространственные решения и оборачиваем эти объемы в симпатичные или не очень “шкурки“.

Между тем мы прекрасно понимаем, что архитектура это наука вовсе не том, как на участке упаковать максимальное количество метров в пристойный объем. Это наука о проектировании среды, пространства для жизни.

Однако мы рабы рынка, спроса и предложения. Недавно у одного знакомого обсуждали новый гигантский жилой комплекс возле Нескучного сада, который спроектировали другие знакомые. Это профессионально солидарное обсуждение свелось к тому, что коллеги сделали качественную работу в рамках данных обстоятельств. Надо было спроектировать гигантский ЖК — они сделали это хорошо. Но, к сожалению, истина в том, что титаническое жилое здание априори не может быть образцом хорошей архитектуры. Жилой дом по своей типологии должен быть человеческого масштаба.

Я уверен, что в нашей пассивной роли кроется большая профессиональная проблема, рождающая чувство отчужденности у многих архитекторов. Когда в шестидесятые годы проектировались первые типовые серии и микрорайоны, архитекторы отвечали на большой государственный заказ, решали задачу дешево и в короткие сроки дать жилье и право на частное пространство миллионам людей. Такая задача воодушевляет. В то время над проектами работали первоклассные специалисты. Серии дешевых типовых домов и первые микрорайоны были для того времени очень хороши (да и сейчас на порядок лучше новых бессистемно застраивающихся человеческими муравейниками районов). Сегодня проектирование типового социального жилья отдано на откуп устаревшим проектным институтам, а у профессионалов высокого уровня заказывают исключительно “коммерческое” жилье.

Коротко, есть три модели производства архитектуры для масс. 1 это социальный заказ у архитекторов от государства, как происходило в СССР и происходит сейчас например в Латинской Америке, 2 это непосредственный заказ от жителей, которые обладают ресурсами и влиянием, как это происходит в Европе 3 — фактическое отсутствие заказа, диктат коррумпированного союза чиновников и застройщиков, как сейчас в России.

Во всей этой мутной истории с “реновацией территорий индустриального домостроения” главная проблема в том, что правительство, разрушая тот построенный по плану город, не дает никакого плана взамен. Ситуация отдается на откуп дикого коррумпированного рынка, в котором интересы жителей и компетенции специалистов играют последнюю роль.

Девелоперы похожи на мафию, которая купила чиновничий аппарат. Чиновники резко ограничивают в возможностях жителей, которые и раньше-то практически не могли влиять на ситуацию. А архитекторам и урбанистам остается воспринимать происходящее как должное, ведь надо есть и кормить своих сотрудников.

Между тем, перед нами стоит вызов — планы по уничтожению среднеэтажного города. А мы, как специалисты, несем за город ответственность, несмотря на то что низведены в своих возможностях от модельеров до уровня портных.

Как, мне кажется, архитектурное сообщество может и должно влиять на ситуацию. Прежде всего не молчать. Больше проводить дискуссии, круглые столы с чиновниками и девелоперами в том числе. Приглашать специалистов по реконструкции индустриального фонда из Европы, особенно из Восточной Германии, перенимать опыт. Убеждать правительство в том, что необходимы взвешенные и комплексные решения для реализации программы “реновации”. Что кирпичные пятиэтажки — наше достояние. Аргументированно убеждать инвесторов, что реконструкция вместо уничтожения этого фонда может быть выгодной. Что долгосрочная выгода возможна в том, чтобы вкладываться в качество квадратных метров и жилой среды, а не в их количество в ущерб этой среде, как в уже построенных новых социальных гетто. Возможно, убедить городское или федеральное правительство организовать международный конкурс на типовые решения для реновации серийных домов и районов. Ведь город в конечном итоге один на всех.

--

--