Хиросима: Мемориальный парк мира, купол Гэмбаку, ритуальный колокол и история атомной бомбардировки Хиросимы.

Посещение эпицентра взрыва атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму в 1945 году, и просто прогулка по городу

Михаил Зейфман
10 min readJan 23, 2021
Посещение Мемориального парка мира в Хиросиме
Посещение Мемориального парка мира в Хиросиме

Будильник разбудил меня ровно в 6 утра. Позавтракав, я выписался из отеля и отправился гулять по Хиросиме.

На часах уже 6:30
На часах уже 6:30

Кстати, кому лень читать, или кто-то больше воспринимает видео контент — можете посмотреть моё видео, в котором я рассказываю обо всём, что написано в данном посте. Так же вы можете увидеть редкие и уникальные архивные кадры видеохроники тех лет:

Хиросима: история атомной бомбардировки

В тени было ещё прохладно, поэтому я старался максимально долго находиться на солнышке. Сонные люди лениво передвигались по городу. Кстати, было очень заметно, что в отличие от Токио, ритм жизни в Хиросиме более медленный.

Улица Хиросимы
Утро в Хиросиме

Дорогу в Японии принято переходить строго по зебре. Иногда её масштабы поражают, хотя по факту это очень удобно.

В Японии размер пешеходного перехода может быть большим

Место, которое у меня было намечено первым к посещению, я мечтал увидеть ещё в детстве, когда читал в энциклопедии про первое применение ядерного оружия. Но перед тем, как показать вам это место, нужно совершить краткий экскурс в историю.

Бомбардировка Хиросимы могла произойти на несколько дней раньше, однако этому помешала высокая облачность. Хиросима могла вовсе и не стать мишенью: комитет по выбору целей рекомендовал также города Киото, Иокогаму, Кокуру и Ниигату. Ходит легенда, что Киото был сразу вычеркнут из списка благодаря военному министру США тех лет Генри Стимсону, который провёл в Киото свой медовый месяц задолго до описанных событий.

Генри Стимсон и Хиросима до бомбардировки (1900-е годы)

Ранним утром (а точнее, ночью), 6 августа 1945 года, бомбардировщик “Enola Gay” под командованием полковника Полла Тиббетса вылетел на задание. Страшный груз в виде атомной бомбы “Малыш” сопровождался дополнительно шестью самолётами.

Полковник Полл Тиббетс и атомная бомба “Малыш”

Облачность над Кокурой и Нагасаки в этот день не позволяла произвести сброс бомбы, в то время как погода в Хиросиме была подходящей.

Хиросима до бомбардировки 1930-е годы

Японские радары засекли приближающиеся американские самолёты, однако, в целях экономии топлива, небольшое количество железных птиц было принято не перехватывать. Полёт был принят за обычную разведку, воздушная тревога была отменена, а по радио передали, что опасности нет, но в случае налёта будет смысл спуститься в бомбоубежища.

За мгновение до сброса бомбы

Около 8 утра, на высоте порядка 9 км над Хиросимой, произошёл сброс атомной бомбы. Через 43 секунды, на высоте около 576 метров, “Малыш“ взорвался.

Момент после взрыва бомбы над Хиросимой

Точное время взрыва — 8 часов 15 минут, можно определить благодаря множеству часов в городе, которые в этот момент остановились. Хиросима в несколько мгновений оказалась практически полностью разрушена.

Хиросима после бомбардировки

Очень сложно передать те чувства, которые ты испытываешь при приближении к “Мемориальному парку мира”. Что-то похожее я уже ощущал возле “Стены плача” в Израиле, а также в концлагере “Аушвиц” в Освенциме. С одной стороны, это то место, где история человечества разделилась на До и После, и ты ощущаешь какой-то восторг от того, что находишься здесь. С другой стороны —восторг сменяется каким-то тяжёлым ощущением, так как эта история написана кровью людей, в том числе абсолютно невинных и непричастных к войне.

Возле “Мемориальной башни мобилизованным студентам”
Возле “Мемориальной башни мобилизованным студентам”

Первым делом я подошёл к “Мемориальной башне мобилизованным студентам”, построенной в 1967 году. Высота башни — 12 метров.

Мемориальная башня мобилизованным студентам
Мемориальная башня мобилизованным студентам

Монумент украшен изображением Богини Мира, а также голубями и мемориальными досками, на которых изображена работа, которую выполняли студенты в те годы.

Мемориальная башня мобилизованным студентам

Тут, и далее по моему маршруту, я обратил внимание на какие-то “висюльки”, которые выкрашены в яркие цвета и вызывающие у меня пацифистские ассоциации. Если вы знаете, что это такое и как называется — напишите в комментариях.

Фенечки
Фенечки

Буквально в пятидесяти метрах от мемориала студентам расположено здание, которое я мечтал увидеть многие годы — знаменитый “Мемориал Мира”, или же “Купол Гэмбаку”, или просто “Атомный купол”.

“Мемориал Мира” или “Купол Гэмбаку” или “Атомный купол”
“Мемориал Мира” или “Купол Гэмбаку” или “Атомный купол”

До печально известных событий это здание являлось Выставочным центром торгово-промышленной палаты Хиросимы и было спроектировано в 1915 году чешским архитектором Яном Летцелем.

Выставочный центр торгово-промышленной палаты Хиросимы до бомбардировки
Выставочный центр торгово-промышленной палаты Хиросимы до бомбардировки

Знаменито здание тем, что не смотря на то, что оно находилось всего в ста шестидесяти метрах от эпицентра взрыва, оно уцелело.

Птица на крыше Купола Гэмбаку
Птица на крыше Купола Гэмбаку

Все находившиеся в выставочном центре в момент взрывал люди — погибли, а сама постройка выгорела от пожара.

Мемориал мира
Мемориал мира

Через некоторое время купол был укреплён во избежании разрушения, а территория вокруг — огорожена.

Сегодня Атомный купол укреплён, но огорожен

В 1996 году “Купол Гэмбаку” был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, не смотря на возражения Китая и США.

Табличка о внесении Атомного купола в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Табличка о внесении Атомного купола в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Мемориал мира — супер сильный по энергетике. Я несколько раз обходил здание со всех сторон и всё никак не мог оттуда уйти.

Мемориал мира с разных сторон

Обратите внимание на края сооружения: педантичные японцы даже их укрепили каким-то образом, чтобы кирпич не крошился. Я впервые вообще такое вижу.

Укреплённые стены Мемориала мира
Укреплённые стены Мемориала мира

В минуте ходьбы от “Купола Гэмбаку”, по дороге к мосту через реку Мотоясу, стоит монумент японскому писателю Миэкити Судзуки. Знаменит он в большинстве случаев тем, что был издателем детского литературного журнала “Красная птица”.

Миэкити Судзуки и первый выпуск журнала “Красная птица”

Памятный монумент сделан в виде двух постаментов. На одном высечен бюст самого Судзуки с сидящим на плече голубем, а также название журнала “Красная птица” и изображение лошади, которых любил писатель. На втором постаменте мы видим сидящие фигуры детей и высеченые почерком Миэкити Судзуки принадлежащие ему слова: “Навечно в мир грёз я ухожу. Подобно молодым печалиться не стану”.

Монумент японскому писателю Миэкити Судзуки
Монумент японскому писателю Миэкити Судзуки

По другую сторону реки раскинулся мемориальный парк, в сторону которого я направляюсь.

По другую сторону реки — мемориальный парк
По другую сторону реки — мемориальный парк

Людей на улице становится немного больше, однако я чётко понимаю, что выбрал самое удачное время: на улицах нету толп туристов.

Мост через реку Мотоясу

Панорама утренней Хиросимы.

Панорама утренней Хиросимы.
Панорама утренней Хиросимы.

“Мемориальный парк мира” в Хиросиме встречает посетителей “Часовой башней мира”, установленной 28 октября 1967 года. Её высота — 20 метров. Башня состоит из трёх железных колонн, каждая из которых закругляется на 60 градусов, и часов в форме шара, которые обращены в трёх направлениях.

Часовая башня мира
Часовая башня мира

Каждое утро, в 8:15 — время взрыва первой атомной бомбы — можно слышать бой часов, символизирующий призыв человечества не повторять ошибок Хиросимы и к достижению мира на земле.

Часы на башне
Часы на башне

Сам парк довольно большой и красивый, вокруг много зелени и аккуратные дорожки между монументами. Из за ограниченности во времени, я успею осмотреть только некоторые достопримечательности. Если же вы хотите более детально ознакомиться с парком и посетить музей — нужно уделить этому не менее несколкьких часов.

Одна из площадей в парке
Одна из площадей в парке
Дорожки вдоль парка
Дорожки вдоль парка

Моя следующая остановка — “Памятник детям мира”. Вы заметили, что почти каждый монумент в парке содержит в своём названии слово “мир”?

Памятник детям мира
Памятник детям мира

Монумент был создан в 1958 году по проекту художников Кадзуо Кикути и Киёси Икэбэ и установлен в память о девочке Садако Сасаки и тысяч детей, которые пострадали во время атомной бомбардировки Хиросимы. Сама девочка была одной из тех находившихся недалеко от эпицентра людей, кому удалось выжить. На вершине памятника мы видим статую самой Садако Сасаки с бумажным журавликом в руках. По японской традиции тот, кто сумеет сложить тысячу журавликов из бумаги, может загадывать желание и оно обязательно сбудется.

Садако Сасаки и её статуя

Ежедневно возле “Памятника детям мира” запускается тысяча журавликов-оригами со всего мира. История гласит, что Садако Сасаки до своей смерти сумела сложить даже больше тысячи таких журавликов.

Памятник детям мира
Памятник детям мира

Я попал на какое-то мероприятие. Дети по очереди выходили в центр и читали стихи, то и дело прерываясь на минуту молчания.

Мероприятие с участием детей возле памятника детям мира

Вокруг постамента много витрин, в которых развешены плакаты и поделки на заданную тематику. Как я понимаю, всё это привозится сюда также со всего мира.

Плакаты и поделки со всего мира

Если идти дальше, вглубь парка, мы выйдем к вечному огню и арке, через которую с определённого угла виднеется пламя и “Купол Гэмбаку”. Ещё чуть дальше находится музей. Повторюсь, что во времени я был ограничен, поэтому туда уже не дошёл.

Вечный огонь на фоне Купола Гэмбаку
Вечный огонь на фоне Купола Гэмбаку

Я решил пройтись по набережной и посмотреть на “Атомный купол” с противоположной стороны. Рыбаки вдоль реки занимались своими делами и не обращали на меня никакого внимания.

Набережная реки Мотоясу и Мемориал мира
Набережная реки Мотоясу и Мемориал мира

Надо бы селфануться.

Селфи на фоне реки и Атомного купола
Селфи на фоне реки и Атомного купола

Финальной точкой в посещении “Мемориального парка мира” в Хиросиме стал “Колокол мира”, установленный в парке в 1964 году.

Колокол мира в Хиросиме
Колокол мира в Хиросиме

На поверхности колокола выгравирована карта без границ, которая символизирует “единый мир”. Тут же мы видим “зеркало”, отражающее сердце человека, который звонит в колокол.

Колокол мира в Хиросиме
Колокол мира в Хиросиме

Звук получается в процессе удара бревна о колокол. В месте соприкосновения изображён символ атомной энергии. Таким образом, при ударе мы выражаем надежду на то, что все атомные и водородные бомбы будут уничтожены.

Дети бьют в колокол
Дети бьют в колокол

Мне в очередной раз повезло, и в момент, когда я подходил к ритульаному колоколу, полицейский запускал туда детишек, чтобы они могли рассмотреть всё вблизи. Конечно, я туда тоже прошёл (ведь я же похож на японского школьника, да?)и после разрешения удостоился чести ударить в колокол! Для меня этот момент запомнился как один из самых важных в тот день.

Я бью в ритуальный колокол мира в Хиросиме. Кадр из видео
Я бью в ритуальный колокол мира в Хиросиме. Кадр из видео

Побродив ещё по парку, мне нужно было двигаться дальше, там как в определённое время у меня была назначена экскурсия на завод Mazda, о чём я расскажу в следующей части моего блога про поездку в Японию!

Не забудьте подписаться на мои социальные сети, чтобы не пропустить обновления:

Youtube: https://www.youtube.com/citizenotw/

Instagram: https://www.instagram.com/citizenotw_mike/

VK: https://vk.com/citizenotw_page/

Facebook: https://www.facebook.com/citizenotw.page/

TikTok: https://www.tiktok.com/@citizenotw_mike

В моём блоге я отвечаю на следующие вопросы:

Что посмотреть в Японии?

Япония за неделю.

Что посмотреть в Хиросиме?

Как добраться в Хиросиму?

Дешёвые перелёты в Японию.

Preview
Preview

--

--