Смысл жизни человека. Заметки.

Makar Lisitsin
5 min readJun 19, 2018

--

Вопрос о смысле жизни человека возвращает нас к вопросу о счастье. При этом счастье не предполагает, что вы всегда будете чувствовать себя “хорошо”. История знает немало людей, которые страдали, и при этом их жизнь богата смыслом. И тем не менее, смысл — всё равно про эмоции. Мы должны ощущать, или хотя бы осознавать присутствие смысла. Так что же это такое?

Мы абсолютно свободны

По себе я знаю, что смысл “появляется” тогда, когда человек движется к цели, которая, по его мнению, стоит того. Говоря грубо, нам нужно искусственно создать смысл.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос. Виктор Франкл

Многих это отпугивает: им кажется, что “создать” смысл — значит обмануть себя. Они мечтают о неком “вшитым” в ткань жизни смысле, заранее для них подготовленным, упакованным и поданным на блюдечке. Но это, конечно, ошибка. Нам нужно самим разобраться в этом сложно квесте под названием “жизнь”.

Сами подумайте! Вот вы родились, появившись на свет из лона матери. Вас никто не спрашивал, хотите вы того, или нет! Вы просто появились. Вас зачали (простите за физиологию), вы родились, и вот перед вами жизнь. Впереди — несколько десятков лет и вы должны что-то с этим делать. Никто для вас ничего не подготовил: никакой инструкции, никакого свода правил. Вы, если пользоваться компьютерной аналогией, попали в квест, где сами создаёте себе правила. Вы может стать священником или преступником. Вы можете жить на улице или у берега океана, питаясь фруктами. Вы можете делать что угодно. В условиях абсолютной вседозволенности и свободы вы сами устанавливаете себе рамки: что надо, а что — нет; что хорошо, а что — плохо; к чему стоит стремиться, а к чему — нет. Естественно, есть родители со своими правилами (усвоенными от их родителей либо придуманных самостоятельно). Но всё это искусственно. Вы можете не следовать им (вы правда это можете). Вы можете не следовать правилам общества. Ничьим правилам. Вы абсолютно свободны.

И из этой мешанины свободы, из этого “пластилина” жизни вам нужно слепить собственный смысл. Персональный, индивидуальный. Заточенный под вас. Вы сами должны определить, какой он. Понятие смысла — производное усилий человека. Это то, что он создаёт для себя вам.

Другое дело, будет ли у него “здоровый” смысл, “хороший”, способствующий счастью или нет. Разберёмся с этим.

“Хороший” смысл способствует счастью

Психологи многие десятки лет изучают, как устроен человек, и что для него — счастье, а что — нет. Логично, что “хороший” смысл — тот, что способствует приумножению счастья. Но для счастья человек должен привязать свои основные цели к своим основным потребностям. Выделяют разные иерархии; вы, вероятно, знаете иерархию Маслоу. Есть ещё иерархия у Эриха Фромма, Клейтона Альдерфера, Берреса Скиннера, Тони Роббинса и так далее. Все иерархии условны. “Вшитых” потребностей у людей нет. На уровне физиологии мы, конечно, можем выделить потребности, к которым нас “ведут” гормоны, выделяемые мозгом. Например, дофамин создаёт чувство радости от того, что человек нашёл что-то новое. Эндорфин формирует чувство лёгкости и забвения, чтобы облегчить чувство боли. Окситоцин даёт ощущение безопасности в кругу себе подобных. Серотонин создаёт чувство признания и уважения со стороны окружающих. Узнав эту информацию, мы с вами прямо сейчас можем вывести новую иерархию потребностей: I. Новые впечатления. II. Эйфория. III. Возможность доверять и открываться. IV. Признание. Но она, разумеется, тоже будет неверна. Все иерархии искусственны, хоть и полезны. Ничего “встроенного” нет; разве что инстинкты. Но и “инстинкты” — тоже лишь собирательное название для устойчивых химических реакций, происходящих в ответ на раздражители определённого типа.

Вы являетесь непрерывным потоком процессов. Фриц Перлз

Тем не менее, если мы настроим процесс своей жизни на обслуживание самых “счастливых” гормонов, жизнь будет прекрасна. Она будет наполнена смыслом. Верно и обратное: если самые счастливые гормоны долго не вырабатываются, жизнь теряет краски.

Например, если человек удовлетворяет потребность в безопасности и уверенности деньгами и престижем, но при этом проигрывает в любви и самореализации, он будет менее счастлив, чем мог бы. И наоборот: человек может достичь высот в самовыражении и быть глубоко несчастным.

Взять Ван Гога. Несмотря на свой талант он покончил с собой в 37 лет. Одна потребность удовлетворена. Но жизнь несчастна. Был ли в ней смысл? Персонально для Ван Гога — нет, если он избрал такой исход. Я считаю, что стоит судить по итогам. Да, Ван Гог являлся автором великих картин. Но он покончил с собой. Он был несчастен. Значит, чего-то в его жизни не хватало, не так ли?

Есть и другой пример: Виктор Франкл. Австрийский психолог. В 1942 году его вместе с семьёй отправили в нацистский лагерь Терезиенштадт. Труд всей его жизни был уничтожен. Мать, отец и беременная жена— убиты. Весной 1945 года он вышел отуда, написал одну из величайших книг по психологии “Сказать жизни Да!”, повторно женился и закрепил своё имя в истории науки как создатель логотерапии.

Два человека. Разные условия. Разные результаты. Как у одного в чудовищных условиях получилось то, что не вышло у другого при гораздо более щадящих условиях?

Счастье без смысла невозможно

Я думаю, смысл во многом “создаётся” тогда, когда мы можем выйти за пределы обслуживания своих страхов. Когда можем подняться над собственным страданием. Отказаться от эгоизма. Виктор Франкл принял жизнь такой, какой она есть, и не обслуживал свой страх. Он не жалел себя — он сфокусировался на движении к цели, которую считал важнее себя. Он делал всё, чтобы исполнить миссию своего высшего “Я”. Поэтому в его жизни был смысл.

Если вернуться на уровень биологии, Франкл не принимал примитивный комфорт от прозябания в тоске и страхе (гормон стресса называется “кортизол”). Он вытаскивал из глубин своей личности потребности, отвечающие за “чистую радость” без примесей. Наиболее светлые, неэгоистические потребности, которые у него были. Это сложно. Но лишь это даст в жизни лёгкость. Поэтому под конец жизни он был счастлив.

Наличие цели и смысла в жизни увеличивает уровень благополучия и довольства жизнью, улучшает душевное и физическое здоровье, повышает выносливость и уверенность в себе, а также снижает вероятность депрессии. А человек, находящийся исключительно в поиске счастья, оказывается, чувствует себя менее счастливыми.

Так мы подходим к главному парадоксу осмысленной жизни: стремление к счастью не приводит к самому счастью, а стремление к смыслу — приводит. Она из моих любимых цитат принадлежит Джону Стюарту Миллю: “Спроси себя, счастлив ли ты, и ты перестанешь быть счастлив”. Любое ощущение мимолётно. Если всё время гнаться за ним, оно будет уплывать. Нам необходимо нечто, что будет находится за пределами нас и вести нас — то есть, смысл. И если мы подчиним ему жизнь, мы пройдём её, наполнивишись счастьем.

Если хотите, смысл — это пункт назначения, а счастье — бензин для авто. Но возможность заправиться у вас появиться, только когда вы вобьёте этот пункт в навигатор.

У меня для вас всё на сегодня.

(не знаю, что это за мальчик, но фото настолько радостное, что я решил закончить статью им)

--

--

Makar Lisitsin

Notes on life, happiness, love, fun & the meaning. In search of the truth that will set me free. 🇷🇺