2016 Primaries: Explained
Осталось 9 дней до кокусов в Айове, 16 дней — до первых праймериз в Нью-Гэмпшире. Подготовительная часть предвыборной кампании у большинства кандидатов в президенты США от обеих партий подходит к концу. Часто к этому моменту у Республиканцев или Демократов (а иногда и у обеих партий сразу — как, например, было в 2000 году) уже имеется свой фронтраннер, заручившийся поддержкой истеблишмента и класса доноров. Не в этот раз.
Да, конечно, Дональд Трамп обходит своего ближайшего конкурента — Сенатора Теда Круза — на 16–20%, а Хиллари держится выше другого Сенатора, Берни Сандерса, на 13–15%, но мало кому нравится считать настоящими лидерами в предвыборной гонке аутсайдера (Трампа) или кандидата, над которым постоянно висит угроза уголовного дела (Хиллари). В этих условиях праймериз могут принять самый неожиданный для политического класса оборот.
Еще год назад вряд ли кто ожидал, что Республиканский фронтраннер будет обгонять своих конкурентов сильнее, чем Демократ. И, тем не менее, на сегодняшний момент это так. В мае или июне основных кандидатов-республиканцев отделяли друг от друга буквально считанные проценты, в то время как Хиллари имела рейтинг под 60%, и ее ближайший противник — немногим более 10%. Сейчас все как будто встало с ног на голову: в некоторых опросах и штатах поддержка Трампа подходит к 50%, в то время как Хиллари, похоже, ждет повторение 2008 года.
Трампу начиная с июля удалось сохранить статус фронтраннера, практически никогда не падая в опросах ниже первого места, что потрясающий результат для Республиканских праймериз. Тем не менее, у Дональда есть ряд серьезных уязвимостей, которые в теории могут стоить ему номинации. Это и достаточно либеральные позиции в ряде социальных вопросов, и история поддержки левых кандидатов, что вызывает подозрение у многих социальных консерваторов и сторонников Чайной партии (в сумме эти группы составляют около 70% электората GOP). Хиллари смогла серьезно усилить свои позиции в течение прошедшей осени, в том числе, например, безболезненно для себя пережить слушания по Бенгази. Но у нее, как и у Дональда, немало проблем: как с «likability», так и с непониманием того, как же наконец остановить взлет Берни Сандерса.
Есть два жизнеспособных сценария прохождения Республиканских праймериз. Какой из них в итоге воплотится в жизнь, мы узнаем достаточно скоро, после объявления результатов кокусов в Айове в ночь с 1 на 2 февраля. Несмотря на то, что победа в Айове с формальной точки зрения имеет малое значение (штат небольшой, имеет всего лишь 30 выборщиков, да и те распределяются пропорционально между всеми кандидатами), де-факто один только этот штат может выбрать будущего GOP-кандидата в президенты.
1) Первое место в Айове занимает Тед Круз, с перевесом в 4–5% над Трампом (где-нибудь 30% против 25%). Затем Круз слегка проигрывает Трампу в Нью-Гэмпшире (28% к 25%), нос к носу идет с ним в Южной Каролине и Неваде (30% к 30%). И, наконец, 1 марта в Супер-Вторник Круз разгромит Трампа в большинстве консервативных и южных штатов, где его социальный консерватизм и организационная работа внутри евангелических комьюнити возьмет свое. После 1 марта Трамп еще сможет показать сильные результаты в менее правых штатах типа Мичигана, Флориды и (позже) Калифорнии, но к этому моменту он уже перестанет быть абсолютным лидером гонки, и это негативно скажется на его репутации «победителя по жизни». Трамп вполне способен выиграть и в таких условиях, хотя я оцениваю его шансы стать GOP-кандидатом примерно в 40% против 60% Круза.
2) Первое место в Айове занимает Дональд Трамп, скажем, с тем перевесом, который какой он имеет по последним опросам (37% против 26% Круза). После такой уверенной победы Трамп получает в пределах 30–35% в Нью-Гэмпшире, сильно оторвавшись как от Круза, так и от остальных конкурентов. Зафиксировав свое доминирующее положение, Дональд легко поднимается до 37–40% в Южной Каролине и Неваде, и вот затем начинается Супер-Вторник. Скорее всего, Круз даже при таких раскладах продолжит оставаться серьезной силой в южных штатах, но после того, как Трамп победил во всех первых четырех штатах, Круз уже не сможет изменить траекторию развития праймериз. Трамп выиграет в большинстве южных штатов, где тамошние Республиканцы к этому моменту уже фактически признали его безусловным фаворитом гонки.
Что же до остальных участников праймериз, то их шансы на победу остаются мизерными. Три кандидата от истеблишмента партии — Джеб Буш, Марко Рубио и Крис Кристи — больше воюют друг с другом на своей узенькой поляне умеренных избирателей и таким образом практически дарят консервативной части GOP номинацию. Единственный шанс у умеренных кандидатов показать себя будет только в Нью-Гэмпшире — но там и конкуренция между ними вырастет настолько, что никто из них не сможет занять уверенное первое место. С высокой долей вероятности в Нью-Гэмпшире выиграет Трамп, за второе место поборются Круз и Кристи — кто победит, зависит от результатов обоих кандидатов в Айове.
Первый вариант, кстати, считается основным у штаба Теда Круза. Действительно, вероятность его осуществления достаточно высока — в консервативной евангелической Айове Тед Круз суперпопулярен, хотя и не во всех опросах это видно. В целом, мой прогноз по исходу GOP-праймериз такой: с вероятностью примерно в 50% победит Трамп, с вероятностью в 40% — Круз, 5% — Рубио, и оставшиеся 5% делятся между остальными кандидатами.
У Демократов все не менее интересно. Хоть Берни Сандерс и отстает пока от Хиллари после сверхуспешной для нее осени, время работает на него: если судить по динамике кампании, он уже наступает ей на пятки. Конечно, у Хиллари есть все шансы все-таки победить, благо, она обходит Сандерса и по деньгам, и по поддержке истеблишмента. Но никто пока не знает, чем в итоге закончится её «почтовая» эпопея, а тут уже и новое расследование ФБР её деятельности на посту Госсекретаря на подходе — на этот раз по статье о коррупции. Похоже, что давать привилегии иностранным компаниям в обмен на «пожертвования» в собственный «благотворительный» фонд — это чересчур даже для современной Америки. Вполне возможно, что против нее заведут уголовное дело по любой из этих статей аккурат в разгар праймериз (в феврале-марте) — в таком случае кампания Хиллари развалится за один день. И тогда никто не сможет остановить Сандерса от номинации. Тем более, что уже сейчас по некоторым опросам Берни обходит Хиллари на 8% в Айове и на 27% (!) в Нью-Гэмпшире.