Сравнение TBTC c RenBTC

Manman
4 min readAug 31, 2020

Сегодня мы постараемся сравнить два проекта, которые занимаются решением токенизации Биткоина на Эфириуме: renBTC (второй проект по совокупному количеству токенизированных BTC) и TBTC (перспективный проект, находящийся в фазе пред запуска). Оба проекта являются сторонниками истинной децентрализации, поэтому они несколько схожи по этому признаку, но так же имеют существенные отличия и оригинальность в разработке дизайна системы, которые мы обсудим немного позже.

Общее
Начнем с того, что проект TBTC с одноименным токеном был создан разработчиками Keep, Summa, Cross-Chain Group. TBTC использует технологии “Случайного Маячка” и “пороговой подписи ECDSA”, которые были внедрены командой KEEP. “Случайный Маячок” служит тем самым настоящим рандомайзером, который гарантирует честный рандом при выборе подписантов. “Пороговая Подпись ECDSA” обеспечивает мульти-подпись приватного ключа, при которой у каждого отдельного Подписанта не будет возможности “уйти” с пользовательскими биткоинами. Так же, как и RenVM, TBTC разрешает замораживать токены одного блокчейна и выпускать их на базе Эфириума.

RenBTC — это токен типа ERC-20, разработан проектом Ren (бывший Republic Protocol). renBTC стоит на фундаменте, который называется RenVM — сеть, предоставляющая взаимодействие между отдельно взятыми блокчейнами. RenVM позволяет замораживать активы одного блокчейна и выпускать токены в том же количестве на другом блокчейне. Команда проекта утверждает, что RenVM достаточно защищен.

Кастодиан
Философия RenVM базируется на децентрализованном кастодиане, используется алгоритм RZL MPC, который генерирует приватные ECDSA-ключи и управляет ими без их разоблачения. Даркноды — участники системы со стейком токенов более 100,000, рандомно делятся по шардам, каждый шард генеррирует секретный ключ з шифрованием ECDSA.

TBTC следуют подобным фундаментальным принципам, проект так же использует децентрализованный кастодиан как и ECDSA-подпись для управления приватными ключами Подписантов таким образом, чтобы ни один из них не имел доступа к средствам, которые он сохраняет. Так же, TBTC следует подобным принципам децентрализованного кастодидиана: все ноды, которые стейкают более 100,000 токенов KEEP могут участвовать в роли Подписантов — субъектов, которые хранят депозитные BTC пользователей до момента, когда они будут запрошены обратно.

Привязка
Оба проекта спроектированы таким образом, чтобы всегда сохранять привязку своих нативных активов с BTC по предложению, не выпуская синтетических токенов. Но делают они это по-разному:

Подписанты в проекте TBTC используют ETH, как залог своей честности. Соотношение залоговых средств к пользовательским депозитам должно быть 1.5 к 1. Это значит, что для каждого пользовательского Биткоина существует 1.5 Биткоина залога (в виде Эфириума). В случае, если случайно выбранная группа Подписантов окажется мошеннической и убежит с пользовательскими Биткоинами, их залоговый Эфириум будет изъят и ликвидирован, так что конечные пользователи не почувствуют эту потерю.

Ожидается, что проект будет уменьшать уровень обеспечения для Подписантов до 135% вскоре после запуска. Помимо этого, команда изучает возможность опускания этого уровня аж до 40%.

RenVM использует другой подход: они внедрили плавающую ставку комиссий сети, которая изменяется алгоритмически. Как это работает? Каждая эмиссия или погашение renBTC подразумевает уплату некоторой комиссии пользователем. Эта комиссия динамически изменяется алгоритмом в зависимости от рыночных колебаний таким образом, чтобы сумма токенов REN, которые хранятся у Даркнод, была выше, чем сумма токенизированных активов в RenVM. Эта модель защищает обеспечение Даркнод от ликвидации. Дополнительно, обеспечение пользовательских BTC находится на уровне 300%, то есть каждый 1 BTC обеспечен залогом в 3 BTC в виде токенов REM.

Мнение автора:
Оба подхода достаточно интересны и имеют как свою плюсы, так и минусы. В системе TBTC залоги Подписантов могут быть ликвидированы в результате больших рыночных колебаний, когда отношение BTC к ETH будет значительно изменяться. С другой стороны, TBTC использует ETH в качестве залоговой валюты — актив с капитализацией 45 Миллиардов долларов на момент написания статьи. Теоретически, это позволяет пользователям “залочить” 25% капитализации Биткоина внутри Эфириума. В то время как подход REN в использовании нативного токена, как залога, позволяет “лочить” не более 1/3 от совокупного стейка Даркнод. На данный момент, теоретическое максимальное к-во токенизированых renBTC находится на уровне 130 миллионов долларов и эта сумма в 3500 раз меньше, чем потенциальный уровень максимальной токенизации TBTC.

Выпуск / Погашение токенизированых активов
renBTC выпускаются в процессе, который называется “транзакция хранение-выпуск”. Она инициируется пользователем, который отправляет некую сумму BTC, которые он желает токенизировать и получить взамен renBTC. Когда кастодиан получает токены депозитора, оно выпускает токены renBTC для пользователя.

Мы уже обсуждали выпуск и погашение токенов TBTC в наших прошлых обзорах, поэтому скорее всего вы уже имеете хорошее понимание, что тут к чему.

Без копания в тех. часть, процесс выпуска и погашения TBTC и renBTC достаточно похож для конечного пользователя. Единственная существенная разница в этом пункте: renBTC не лимитирует максимальную сумму токенизации BTC (помимо суммарной стоимости токенов REN, застейканых Даркнодами проекта), в то время, как TBTC имеет максимальный лот на уровне 1 BTC.

Вывод: как можно судить по всему вышеописанному, оба проекта следуют принципам децентрализации, оба строят реальную систему, не нуждающуюся в доверии. Но также существуют и некоторые отличия между проектами, которые будут служить предметом дискуссий их адептов.

--

--