Есть такая профессия — интернет запрещать

Как Роскомнадзор стал главным цензором страны

Maria Ivanchikova
8 min readMay 16, 2018

12 мая Роскомнадзору исполнилось 10 лет: служба появилась в 2008 года указом Президента РФ Дмитрия Медведева и поначалу не вызывала опасений. Однако начиная с 2012 года, Госдума стала ежегодно принимать законы, расширяющие полномочия службы и позволяющие ей фильтровать контент в интернете и блокировать сайты под множеством различных предлогов. Сейчас внести сайт в реестр запрещенных стало проще, чем когда-либо — РКН может заблокировать любую интернет-страницу без решения суда, а лишь по заявлению одного из органов исполнительной власти: Генеральной прокуратуры, МВД, ФСКН, ФНС, МВД, Роспотребнадзора или самого Роскомнадзора.

Всё началось, когда летом 2012 года был принят закон “О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Позже в ноябре вступило в силу постановление правительства № 1101, описывающее правила создания и ведения Единого реестра запрещенных сайтов.

Под предлогом заботы о детях чиновники получили возможность заниматься фильтрацией информации в интернете и приступили к созданию «черного списка». Были установлены первые основания для блокировки сайта, а именно: наличие информации о способах совершения суицида, призывы к его совершению; наличие информации об изготовлении наркотиков и психотропных веществ; наличие детской порнографии.

Как это работает: При обнаружении сайта с запрещенной информацией Роскомнадзор определяет провайдера хостинга для этого сайта, и если в течение трёх дней после уведомления владелец сайта или провайдер хостинга не удаляет информацию, сайт вносится в реестр. Оператор обязан ограничить доступ к сайту в течение суток.

Новый закон не остался без внимания общественности. 10 июля 2012 года перед вторым голосованием по законопроекту в знак протеста была организована забастовка русскоязычного сегмента Википедии — работа ресурса была временно прекращена, на сайте висел банер, а в пресс-релизе русской Википедии утверждалось, что «поправки могут стать основой для реальной цензуры в сети Интернет…». На следующий день закон был принят единогласно всеми 434 присутствующими членами Думы 6-го созыва, а возле здания Государственной Думы собрались активисты с плакатами — они обвинили депутатов в посягательстве на свободу слова.

Пикет активиста Либертарианской партии России (слева) и внешний вид Русской Википедии на 10 июля 2012 (справа)

11 ноября 2012 года в реестр запрещенных сайтов был внесен IP-адрес, принадлежащий известной «энциклопедии современной культуры, фольклора­ и ­субкультур,­ а­ также ­всего­ остального» «Луркоморье». По сообщению главы пресс-службы ФСКН Николая Карташова, «причиной блокировки стало выявление нескольких страниц, содержащих пропаганду наркотиков». Со временем практика блокировки интернет-страниц, содержащих информацию о наркотических веществах (не в прикладных, а в просветительских или даже в художественных целях) стала обыденной. Конфликт разрешился, но «Луркоморью» пришлось пойти на уступки — они установили заглушки на «незаконные» статьи («Конопля» и «Конопля/Способы употребления») с надписью: «Статья заблокирована по решению ФСКН». 13 ноября сайт пропал из реестра.

Тогда же ФСКН приняла решение заблокировать электронную библиотеку «Либрусек». Причиной блокировки стал фрагмент из «Поваренной книги анархиста» с рецептом «супа из конопли». Страница с книгой была внесена в реестр ещё 6 ноября. В тот же день сайт переехал с заблокированного IP на другой, и продолжил свою работу. 14 ноября, после удаления фрагмента, сайт был исключён из реестра. Тем не менее в ноябре 2012 года запрещенными на территории России стали 179 страниц, из которых 14 были заблокированы по просьбе Роспотребнадзора, и ещё 23 — по решению ФСКН.

Одиночные пикеты против внесения сайтов «Луркоморье» и «Либрусек» в реестр запрещенных сетевых ресурсов

В 2013 году Президент, Государственная Дума и Роскомнадзор продолжили свой крестовый поход против интернета и свободы слова. В июле был принят так называемый «Антипиратский закон» (ФЗ № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях») — на этот раз у РКН появилась возможность по требованию правообладателя целиком блокировать сайты, содержащие нелицензионный и «пиратский» контент. Против закона проголосовал лишь 1 депутат.

Ряд интернет-корпораций, включая Google и Mail.ru резко осудили новый закон, представители «Яндекса» назвали его «технически нереализуемым и потенциально опасным». 28 июля в Москве прошел митинг в защиту интернета, организованный Пиратской партией России. Акции протеста состоялись и в других городах России, а 1 августа, по инициативе общественной организации «Роскомсвобода», около 1300 сайтов устроили онлайн-забастовку: они отключили свои сервера и выложили на главных страницах протестные баннеры.

Борьба со свободой слова под благовидными предлогами продолжилась 28 декабря 2013 года, когда был подписан Федеральный закон № 398-ФЗ, который позволил Роскомнадзору по предписанию Генпрокуратуры РФ и без решения суда производить немедленную блокировку сайтов, которые разжигают межнациональную и межконфессиональную розни, призывают к массовым беспорядкам, к участию в экстремистской, террористической деятельности и к участию публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Как и в случаях с наркотиками и суицидами, этот перечень оснований для блокировок не имеет четких определений, а потому позволяет службе в произвольном порядке блокировать сайты с неугодной властям информацией. Так, весной 2014 года впервые были заблокированы оппозиционные интернет-СМИ: «Каспаров.ру», «Грани.ру», ЕЖ.ру и личный блог политика Алексея Навального на «Эхо Москвы» и в «Живом журнале». Предлогом блокировки стал «призыв к участию публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».

Еще один повод для блокировок — описание СМИ подробностей суицида (например, причин, побудивших человека его совершить). Ограничение существует с 2012 года, но возмущение общественности началось только в 2015 году, когда Роскомнадзор обвинил сайт «Православие и мир» в размещении запрещенной информации из-за новости о самоубийстве, совершенном онкобольным, а затем внес в реестр запрещенных сайтов страницу с комментарием V века к буддистскому священному тексту из-за описания способа суицида.

18 августа 2015 года прогремел новый скандал: РКН потребовал от администрации Википедии удалить статью «Чарас», поскольку в статье имелась «текстовая информация, демонстрирующая способ приготовления наркосодержащего вещества». Служба добавила статью в единый реестр запрещенных сайтов, а также угрожала целиком заблокировать интернет-энциклопедию. Представители Википедии отказались удалять страничку, заявив, что статья основана исключительно на академических работах и информации с сайта ООН. Через несколько дней участники онлайн-энциклопедии решили поменять исходный адрес статьи — теперь по ссылке открывалась не сама статья о наркотике, а список значений слова «чарас», Википедии удалось избежать блокировки.

Некоторые сайты отметили, что блокирование Википедии в России сопровождалось эффектом Стрейзанд (социальный феномен, выражающийся в том, что попытка изъять определённую информацию из публичного доступа приводит лишь к её более широкому распространению). До сообщения о грядущей блокировке статья «Чарас» имела всего несколько десятков просмотров в день, в то время как после сообщения Роскомнадзора её посещаемость выросла в тысячу раз.

Осенью 2015 года Мосгорсуд рассмотрел иск ООО “Издательство “ЭКСМО” против торрент-трекера RuTracker из-за раздач книг. Перед крупнейшим российским торрент-трекером встал выбор: удалить примерно 320 000 раздач либо дождаться блокировки сайта. Владельцы трекера вынесли этот вопрос на голосование среди своих пользователей. В итоге было принято решение не удалять раздачи, поскольку 68% пользователей (879 тыс. человек) проголосовали за вариант «пусть блокируют, буду искать способы обхода блокировки». 25 января 2016 года доступ к сайту для российских пользователей был бессрочно ограничен.

Опрос среди пользователей на сайте RuTracker

Весной 2016 года Роспотребнадзор опубликовал проект рекомендаций для СМИ по освещению самоубийств. Согласно рекомендациям, сообщения о самоубийствах не должны находиться на главных страницах изданий, в них не должно быть таких деталей, как возраст, национальность, место работы или учебы погибшего. Суицид также нельзя трактовать как «естественную реакцию на текущие социальные, экономические события, ухудшение условий жизни общества». Полный список «рекомендаций» можно найти по этой ссылке.

Из-за подобных требований многие сайты стали менять слово «самоубийство» и «суицид» на слово [Роскомнадзор].

В июле 2016 года был принят целый пакет ограничивающих свободу слова законов — так называемый пакет Яровой. Принятые «антитеррористические» законы требуют от «организаторов распространения информации» (то есть любых сервисов для переписки) хранить сведения о переданных пользователями сообщениях в течение полугода и передавать правоохранительным органам ключи для расшифровки сообщений. На следующий день после подписания этого законопроекта Путиным на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция, призывающая отменить этот закон. Необходимые 100 000 подписей петиция собрала меньше, чем за месяц. 19 января 2017 года экспертная рабочая группа сочла недопустимой отмену «закона Яровой», поскольку этот «фундаментальный закон» защищает россиян от «глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов».

9 августа 2016 года в Москве прошёл митинг за отмену Пакета Яровой, организованный Обществом защиты интернета (ОЗИ). В митинге приняло участие около четырёх тысяч человек.

Осенью 2016 года была заблокирована социальная сеть LinkedIn — суд посчитал, что сайт обрабатывал персональные данные без согласия пользователей и не хранил данные россиян на территории России. В апреле 2017 года на тех же основаниях было заблокировано мобильное приложение Zello. Сервисом-рацией нередко пользовались активисты, в том числе дальнобойщики, во время координации протестных акций. Затем Роскомнадзор внес в список запрещенных сайтов еще 4 мессенджера — BlackBerry, Imo, Line и Vchat.

26 августа 2017 на проспекте Сахарова в Москве состоялся митинг «За свободный интернет», участники которого выступили против цензуры и блокировок.

В сентябре 2017 года ФСБ был подан судебный иск о неисполнении Telegram «закона Яровой» (мессенеджер обязан хранить ключи шифрования от всей переписки пользователей и предоставлять их по запросу ФСБ России). Суд потребовал Telegram выплатить штраф в размере 800 тысяч рублей. После судебных разбирательств основателя Telegram Павла Дурова и правозащитной организации Агора с ФСБ Таганский суд Москвы все-таки вынес решение в пользу силового ведомства, позволив Роскомнадзору начать блокировку мессенджера на всей территории России. В результате попыток РКН заблокировать Telegram в реестр запрещенных сайтов было внесено более 18 млн IP-адресов. Пострадали многие сторонние интернет-сервисы. В своих соцсетях Дуров написал: «мы считаем решение о блокировке антиконституционным и продолжим отстаивать право на тайну переписки россиян».

30 апреля 2018 года в Москве прошел массовый митинг против Роскомнадзора и блокировки Telegram. Митинг был организован Либертарианской партией России при поддержке Общества защиты интернета. По данным организации «Белый счетчик», митинг собрал более 12 тысяч человек. Организаторы митинга потребовали прекратить блокировки, покончить с цензурой, отменить «закон Яровой», распустить Роскомнадзор и отдать главу службы Александра Жарова под суд. Узнать подробности об акции, посмотреть записи выступлений и присоединиться к цифровому сопротивлению можно тут.

Митинг против Роскомнадзора, Проспект Сахарова, 30 апреля 2018

Несмотря на успешный обход блокировок и запретов Роскомнадзора, мы не должны считать его деятельность безобидной, посмеиваясь над криворукими сотрудниками ведомства, а также тупостью Александра Жарова и его заместителей. После протестов 2011–2012 гг. в России накоплена ужасающая по своему масштабу законодательная база, существенно ограничивающая свободу слова и каждый день портящая жизнь гражданам РФ. К сожалению, сегодня Россия представляет собой сословное общество, где права и свободы являются привилегиями и принадлежат лишь узкой прослойке властной элиты и её прихлебателям, а гражданин превращается в подданного. Наше #сопротивление направлено на изменение сложившейся ситуации. Присоединяйтесь к нам, будущие свободные люди! Пора свернуть с дороги к рабству на дорогу свободы!

--

--