“Афоня” как энциклопедия созависимых отношений

Marina Dovger
12 min readOct 15, 2019

--

Сколько копий было сломано и пены из рта пролито в спорах про “достоверность” и “психологическую глубину” в кино! Могло ли такое быть на самом деле? Или авторы чем-то обкурились?

Для теста на достоверность и актуальные смыслы я пригласила эксперта — психолога, историка и моего соавтора Виталия Болдузева. Каждую неделю мы будем обсуждать с ним разные фильмы. Сегодня это “Афоня” Георгия Данелии.

Дипломный сценарий студента ВГИКа Александра Бородянского “О Борщове, слесаре-сантехнике жэка №2” победил на всесоюзном конкурсе сценариев и — редкий случай для начинающего автора— за право экранизации этой истории даже боролись несколько режиссеров. Фильм стал хитом брежневского застоя, а Бородянский легко зашел в индустрию и мгновенно получил признание.

Итак, попробуем разобраться, что такое “Афоня” — лёгкая комедия о непутёвом и безалаберном сантехнике или жесткая социальная драма про токсичные отношения с алкоголиком?

  • Виталий, в начале фильма от Афони уходит Тамара, с которой они вместе жили в гражданском браке 2 года. Мы видим женщину, уставшую от жизни с алкоголиком. Зачем нам это показали?

Нам с первого взгляда понятно, что Афоня — зависимый с огромным стажем. Его квартира — типичная берлога алкоголика: полная разруха, заляпанные обои, разбитое зеркало, нигде не сохранилось целой плитки. На кухне одиноко стоит холодильник — и то уже старенький по тем временам, соль хранится в консервной банке. Все, что можно из дома вытащить, давно вынесено и пропито.

За эти годы его гражданская жена научилась приёмчикам общения с алкашами. Она знает, как поступать с его новыми «друзьями», которых он приводит домой: кто такой, предъяви документы. Этап деликатного общения давно пройден. Все движения у женщины отработаны четко — без долгих разговоров хватает за шиворот и выставляет за дверь. Помнишь, как Тамара курит в темноте и ждет дома своего благоверного? Как думаешь, отчего она свет погасила?

  • Чтобы Афоня не боялся прийти домой?

Да! Она выключает свет, чтобы муж пришел домой. Чтобы «спасать» безнадежного алкоголика, женщина должна превратиться в тирана, ей нужна грубая физическая сила.

Более того, человек, живущий с зависимым, сам становится созависимым. Это значит, он берет всю ответственность на себя, которую другой как взрослый должен нести сам.

Придет Афоня вовремя или вообще не придет — это ответственность на его женщине. Тамара сама находит его возле бара, отбивает от собутыльников и приводит домой.

  • Тамара продержалась 2 года. А на сколько хватит Катю?

Скорее всего, через несколько лет этот же сценарий точь-в-точь повторит Катя. В фильме типичная ситуация симбиоза — зависимого и созависимого.

  • То есть, нам показывают будущее Кати и Афони через несколько лет? Вот не верится и всё! Сразу вспоминается сцена с летящей походкой героини — это такая мощная энергия любви и эйфории!

Там драйв — Катя получает то, что трудно дается. В этот момент она жить начинает, кайфует. Какое будущее у их пары? В начале картины показали первый вариант. Тамара мучается-мучается, спасает-спасает, но если ее внутреннее «Я» достаточно зрелое, то она в конце концов бросает его. В этом случае для женщины это освобождение. По крайней мере, она сделала какие-то выводы, осознала, что жизнь прожить так не хочет и т.д. Второй вариант — жена штукатура Коли (героя Евгения Леонова), персонаж за кадром, в отношениях она все берет на себя и периодически выгоняет из дома. Такие женщины, понимая, что на мужа надеяться нельзя, часто делают успешную карьеру.

  • У Кати большая проблема с самооценкой?

Да, девушка явно не избалована вниманием — на танцах к ней никто не подходит. И не потому, что некрасивая, а просто подать себя не может. С Афоней Катя сразу ведет себя как уже готовая созависимая, принимает эти правила игры. Она приглашает его на белый танец, но как только появляется женщина с пышным бюстом, он тут же переключается на нее — мол, извини, это председатель нашего месткома. Неужели Катя поверила в эту очевидную ложь? Но и после того, как ее откровенно продинамили, в 2 часа ночи она ждет Афоню возле отделения милиции, где его задержали за драку. А затем еще смело идет к нему домой. И даже когда девушка видит обстановку в квартире, она не пугается! Представь, ты пришла в гости к парню, а он из холодильника достает сахар, руками бросает тебе щепотку чая в алюминиевую кружку (ибо все стеклянные чашки давно перебиты).

  • «Это чай, это кипяток, это сахар — пей». И она пьет…

А как он ей представляется? Дормидонт Евлампиевич! Катя: «Нет, вы Афанасий». Он врет ей в глаза, а она проглатывает — не стыдит, не обижается. Для нее это нормально. И дальше Афоня врет ей постоянно, обещает «позвонить как-нибудь» и не берет номер телефона. Это какую надо толстую кожу нажить этой бедной девушке, чтобы себя не чувствовать, терпеть, что ей все время по ушам ездят?!

  • Катя сама проявляет инициативу — и давайте называть вещи своими именами — откровенно бегает за Афоней. Ждет его у подъезда на следующий день после знакомства, приносит билетики в цирк…

Всё верно. Катя первая идет на контакт, все берет на себя. Она готова даже фразу за него закончить, когда он не знает, что сказать. Вот например, в сцене, где Катя говорит: «Я пойду, дождь уже кончился» — при этом в окне за ее спиной — ливень. Афоня мнётся: «Я бы тебя проводил, но…» — и держит паузу, Катя тут же отказывается, хотя нет причины, почему он не может ее проводить. А ей, между прочим, в другой конец Ярославля — на другую сторону Волги. Его не волнует, как девушка будет добираться.

  • Она хочет уйти, потому что ей некомфортно?

По большому счету она даже остаться не может. В комнате — диван без покрывала, в ванной похрапывает Леонов. В этом жутком бомжатнике ни о какой романтической сцене и речи быть не может. Домой к нему Катя напросилась, а дальше как это все развивать?

А Афоню, кстати, даже секс не очень интересует. У алкоголиков секс на второй план отходит. Он скорее будет думать, чем бы сейчас опохмелиться.

  • Если бы Катя обратила внимание на непьющего мужчину, то как бы он реагировал на ее бесконечные инициативы и попытки его завоевать? Это все равно бы его отталкивало?

Знаки внимания любому приятны. В принципе ничего плохого в таком поведении нет. Но дело в том, что Катя завоевывает не самодостаточного мужчину, а того, кого надо «спасать». И не завоевывает, а становится нужной. Большая разница. Если я хочу быть нужной мужчине, то я ищу, в каком месте у него слабость, чтобы подстроиться под его потребности. Когда ей врут, когда на ней ездят, когда ее используют — в ее понятии это жертва не собой, а помощь другому. Она не умеет принимать ухаживания со стороны самостоятельного мужчины — она абсолютно себя не чувствует, когда речь идет о каких-то ее интересах. Получается, у нее такая стратегия: если я нужна, то ты будешь меня рядышком терпеть.

  • В фильме есть еще одна девушка, которой Афоня оказывает знаки внимания, а та его динамит, как он Катю.

Интересно, что в его фантазиях с этой девушкой опять женщина все контролирует. Он приходит домой — она и о нем заботится, сапоги снимает, и о детях (а их у них шестеро). Девушка гонит его в шею, он с горя напивается с другом в ресторане и приходит к Кате.

Заметь, для нее нормально, когда посреди ночи без приглашения вваливается пьяный мужик. Она не только его не выталкивает, но еще в постель с ним ложится. На минуточку, это сантехник, который два дня не мылся. При чем на следующий день сам не помнит, в каком состоянии к ней пришел.

Утром Катя пытается выяснить, в каких они отношениях — переспали мы-то переспали, а вот вместе мы или не вместе? По советским временам если переспали — значит очень серьезные намерения. В этот момент за окном лошадь тащит телегу — такой символ-подсказка, что ее ждет. Он спрыгивает с темы: «А мне тут надо тетку встретить». И Катя опять-таки все проглатывает и никак не реагирует.

  • Подождите, вы считаете, что для девушки принципиально нужно выяснять статус отношений после первого секса?

Она по крайней мере ему об этом говорит — значит, для не важно, но ни на один из своих вопросов ответа не получает. Опять-таки проявляет типичное для созависимых терпение, терпение и еще раз терпение. И полная глухота к собственным чувством.

Фильм «Афоня» — это целая энциклопедия различных типов созависимых. Томара, Катя, жена Коли.

Смотри, как себя ведет Катя: берет на себя первую роль, терпит вранье… То, что я чувствую, когда мне врут, это фигня. Она не то, чтобы влюбляется. У нее срабатывает а-ля материнская потребность — заботиться, ухаживать.

Он пришел — это главное. Тут даже неважно в каком виде. Главное, что я тебе сейчас нужна. Причем утром уже не сильно и нужна, но я буду терпеть. И когда буду нужна — ты мне отзвонишься и я прибегу по первому зову.

  • А что за тип собой представляет жена махрового алкоголика Коли, которого играет Евгений Леонов?

В семье Леонова алкоголик как-то социализируется. 20 лет жена заботится о нем, как о ребенке. Галстук — жена купила, шляпу — жена купила. Он все время чуть что: жена, жена, жена… Даже когда в Венгрию поехала, она нигде особо не побывала, потому что все время что-то покупала для него. Время от времени у этой женщины сдают нервы, она его выгоняет, но ненадолго. Коля приходит к Афоне со всем готовым, вполне возможно жена и постельное белье положила в чемодан. Он прекрасно знает, что обратно пустит, говорит Афоне: «Мне на несколько дней».

  • “Переждать непогоду”.

Да, он такой спокойный, невозмутимый. Сетует только на то, что в мире все хорошо, войны нет, только коммуникации не хватает. Плюс он знает, что скоро сын из армии возвращается. Жена ж не может ему сказать: «Твой отец — алкаш, сейчас бомжует где-то». Она берет ответственность за семью — надо мужа вернуть, порядок навести и типа у нас все хорошо. Все как у людей. Это еще один паттерн созависимого поведения. Такие люди проблему не обостряют, не выносят на решение ни вовне, ни вовнутрь, они пытаются сгладить. Надо не порядок в шкафу навести, а просто закрыть дверцу, чтобы не было видно.

  • Может, все эти женщины просто боятся, что нормальный мужчина их не полюбит?

А нормальные мужчины их любят. Они сами не любят нормального мужчину. Они не знают, что с ним делать.

Много таких фильмов — когда женщина спасает побитого. «Шпион» по Акунину. Там есть персонаж — мастер спорта по боксу. У него необычный способ знакомиться с девушками: ждет их возле клуба, когда кто-то к ним пристает — выходит на защиту. Однажды подходит к дому культуру, видит: хулиганы пристают к девушке, он про себя отсчитывает момент, когда будет его звездный выход — ага, вот пристали и тут появляется Ромео. Он даже как-то театрально все обставляет — бьет одного, второго, третий хватается за нож — он ему ломает руку. Девушка, которую только что чуть не изнасиловали трое хулиганов с ножом, бросается к этому парню со сломанной рукой со словами: «Ой, вам надо в травмпункт!». То есть, спасает не себя, не парня, который один против троих с голыми руками на нож бросался, а спасает того, кому хуже всех — у кого рука сломана. Совершенно не чувствуя ни себя, ни опасности. Тоже такое зависимое поведение: я ему нужна, значит все в порядке.

Такая девушка себя чувствует, когда нужна кому-то, а на свои потребности забивает…. Она не обучена обслуживать свои потребности и прислушиваться к своим желаниям, она предпочтет отслеживать потребности другого.

  • Катя работает в больнице, у нее даже профессия помогающая. Это тоже не просто так?

Возможно, да, помогающая профессия — тоже показатель. Но это уже необязательно. У нас мало информации о ней. Вообще героиню показывают так, как человека видит алкоголик. Примитивно, односторонне.

  • Катя так себя ведет, потому что у нее не было отца?

Вполне вероятно. Она росла в послевоенное время — возможно, у нее вообще не было отца, либо был пьющий. Мать где-нибудь в колхозе вкалывала по две смены, а Катя стала старшей в семье — нянчила младших братьев и сестер. Тогда она усвоила, что ее потребности не важны, а важны потребности других. Лучший кусок — другому. Возможно, мама замечала девочку только когда та что-то делала для други, поэтому что-то делать для себя такая “дочка-помощница” не научилась. Вот так потихонечку вырастает человек, который только тогда себя чувствует хорошо, когда он другим помогает. В результате она находит «маленького» и заботиться о нем. Ей непонятно, что делать с людьми самодостаточными. Чтобы себя почувствовать — нужно как-то заботиться о себе. А для нее это непривычно, этого она не умеет делать. И тогда вся энергия уходит в заботу о ком-то. И кстати, для того, чтобы это совпадало, нужно противоположную личность — того, кто нуждается, как младший ребенок в семье. Под эту категорию зависимые — в данном случае от алкоголя — лучше всего попадают. Безответственность на лицо во всех сторонах, в отношениях — лицемерие, ложь… Этакий потребитель, который принимает любую помощь как само собой разумеющееся.

  • Жанр фильма определяется как комедия, Куравлев и Леонов в массовом сознании комедийные артисты. Но это грустная и “поучительная” история. Хотя в фильме есть своеобразный “кризис героя”, когда он приезжает в деревню и узнает, что его тетка Фрося умерла.

А почему Афоня не знал, что у него тетка умерла? У него нет такой опции, как забота о другом. Например, когда переезжаешь в другую квартиру, надо родственникам сообщить свой новый адрес. Афоня этого не делает. Он привык, что его сами находят и ему помогают.

  • Виновата ли его тетка, что Афоня таким вырос?

Тетка Афони была одинокой женщиной, потеряла жениха в Финской войне, поэтому всю заботу отдала племяннику, растила его одна. Он усвоил, что он пуп земли. И вот он как в армию ушел, так к тете Фросе больше не вернулся — уехал в город и ему просто в голову не приходит, что он должен как-то сообщить тетке свой адрес.

Там есть один такой товарищ из сантехников — на собрании встал и внес предложение уволить Борщева, муж его сестры — алкаш со стажем, циничный, жену бьет, всем врет — совсем уже жесткая история. Его предлагают уволить, потому что он всем жизнь испортил уже, конченый человек, его все бесконечно спасают, а он на всех давно и безнадежно положил. Афоня периодически попадает в милицию, и его особо не колышет, когда его все там начинают пропесочивать.

  • Афоня может измениться? Или ему достаточно комфортно и он ничего в своей жизни не хочет менять?

Это не про комфорт, скорее, про пофигизм. Ему все равно, потому что все потребности отошли на второй план. Зависимый имеет только одну потребность — алкоголь, который нужен для того, чтобы ничего не чувствовать. Алкоголизм — это болезнь безответственности. Герой прекрасно понимает, чем это заканчивается: сначала выговор, потом выговор с занесением в трудовую, потом с предупреждением, а потом увольнением. Он прекрасно знает всю цепочку — что будет дальше. Он знает, что когда он всю цепочку пройдет, его уволят. Но он просто пойдет на другое предприятие и там начнется все по новой.

  • То есть Катя с ее большущим желанием изменить этого человека непременно потерпит фиаско?

Это еще одна характеристика созависимого человека — вера в то, что твое поведение может изменить другого. Мол, если я буду вести себя определенным образом, то ты станешь на путь истинный. Получается, что ответственность за твое спасение я присваиваю себе. Например, Катя рассказывает Афоне историю о том, что у них на скорой работала девушка, которая даже шапочку не надевала, когда на вызов ездила — жуткая безответственность! Но потооом случается чудо. Вот она взялась за ум, стала и шапочку носить, и стенгазету про энцефалит писать.

Вот эта вера, что безответственный алкоголик с зависимостью когда-нибудь возьмет и бросит пить. Я буду терпеть-терпеть, исправлять-исправлять, под парусом с тобой кататься — ты почувствуешь вкус жизни и вдруг бросишь пить. Главное «за ум взяться».

Кстати, вот тут у них совпадает — алкоголики говорят про себя: «Я в любой момент могу бросить. Вот прям завтра — легко!».

  • Значит, от таких людей, как Афоня, надо бежать без оглядки?

Однозначно. И чем быстрее, тем лучше.

Но это не главное. Для созависимого мало просто уйти. Для Кати велика вероятность, что она опять найдет подобного Афоню. Потому что для нее любить — это быть нужной, удовлетворять чужие потребности, заботиться и страдать.

Ей важно обратиться к собственным потребностям, к своей жизни, судьбе, наконец. Это долгий и сложный путь. К сожалению, в финале она снова нашла Афоню. Потому что «кто-то позвонил». Кате в голову не приходит, что ее кто-то найдет сам, что она кому-то может быть нужна. И от такого «хэппи энда» немножко жалко героиню. Она снова пошла на очередной круг созависимых отношений.

Это издержки того времени, когда бескорыстие, помощь, взаимовыручка, возводились в абсолют, и доводились до жертвенности, когда интересы других, ставились выше личных. Созависимые отношения не считались чем то плохим. Поэтом многим советским девушкам вроде Кати не понимали, что значит “заботиться о себе”. Они умели только спасать и жертвовать.

Да, в финале героиня остается вместе с Афоней. Только что-то от такого “хэппи-энда” становиться грустно.

--

--