С помощью дизайна p.1
В идеале дизайнер — это тот, кто заставляет вещи работать правильно.
Сегодня мы живем в уникальное время, когда то, что можно сделать хорошо, специально делают плохо, и происходит это не по причине безответственности или небрежности, а в силу целенаправленной политики, обусловленной характерными для нашего времени приоритетами и ценностями. Искусственное устаревание.
Термин “запланированное утаревание” ввел дизайнер Брукс Стивенс в 1954 году. Однако это идея не дизайнеров, они просто выполнили, что требовали.
По странному стечению обстоятельств, дизайнеры избавлены от такого сильного ограничителя, как пристальное внимание критиков. Критическое суждение дизайнерских расработок (за исключением архитектурных проектов) отстутсвует практически полностью. <…> Производитель холодильников или телевизоров выбрасывает новый товар на рынок, он абслютно уверен в своей неподсудности. Десятки журналов возвестят о появлении новинки, но никаких критических обзоров.
Сбивает с толку огромное количество сфер деятельности, связанных с дизайном. Резонный вопрос: как может один человек специализироваться в таком количестве разных областей одновременно?
Ответ — никак. Большинство дизайнеров вообще не специализируются ни на чем конкретном. Дизайнер должен быть универсалом.
Три основные посылки, которыми руководствуются дизайнеры, думая о потребителях:
1. Потребитель — это женщина.
Продукты питания и домашнюю технику покупают в основном женщины.
2. Потребителю свойственно дурновкусие, а дизанейр может привить ему хороший вкус.
Не существует общего коллективного вкуса, есть разные вкусы. Потворствовать дурному вкусу — уже само по себе дурновкусие.
3. Для выяснения того, кто такие потребители и что им нужно, необходимы безумные деньги и специальные исследования.
Большинство исследований — фикция. Далеко ходить не надо. Маркетологи продолжают настаивать, что необходимо изучать потребности людей, как будто они — невиданные экзотические существа.
Дизайнеры полагаются на интуицию и используют ее в своем творчестве. Именно в этом и заключается их работа. Когда мы видим «Порше» или хороший поварский нож, нас цепляет какое-то странное чувство, что мы хотели именно вот такое, но не знали об этом. Способность воплощать чувство и понимание в осязаемую физическую форму делает дизанеров потенциально крайне полезными людьми.
Свое знаменитое кресло Марсель Бройер спроектировал в 1925 году, когда преподавал в знаменитом Баухаузе — Высшей школе строительства и художественного конструирования в Дессау (тогда Броейеру было всего-то 23).
С того момента, как компания Эппл анонсировала компьютеры Макинтош во время 18 суперкубка по американскому футболу 1984 года, реклама на этом мероприятии стала гораздо важнее самого мероприятия.
Определенная невежественность дизайнера уже сама по себе является ценным активом.
Дизайн — «художественное» упорядочивание материалов или обстоятельств в соответствии с определенным планом. Если упорядочивание будет не запланированным, а стихийным, это будет уже не дизайн, поскольку дизайн подразумевает замысел и цель.
«форму определяет функция» — емкая фраза, введенная в оборот архитектором Луисом Салливаном и скульптором Хорейшо Гриноу — долгое время была единственным принципом философии дизайна, известным в Америке.
Функция предмета не диктует форму, а задает рамочные условия. В пределах этих рамок — какие угодно формы и обличия.
В 1929 году компания «Белл», производившая телефоны, предложила Дрейфусу гонорар в тысячу долларов за разработку эскизов нового аппарата. Дизайнер ответил отказом, мотивировав его тем, что предложенная сумма недостаточна для проведения серьезного исследования принципов производства телефонов и особенностей их использования, а без этого за заказ братья безответственно.
Примерно в это же время экстравагантному дизайнеру Геддесу обратился со своей бедой президент корпорации «Стэндард газ эквипмент». Его газовые плиты плохо продавались. Бизнесмен предложил Геддесу нарисовать несколько эскизов за пару недель. Геддес ответил, что для того, чтобы действительно улучшить дизайн, потребуется минимум год. Когда он все-таки получил этот заказ, то отправил сотрудников на завод заказчика работать в одной команде с инженерами. Другая команда пошла опрашивать продавцов и домохозяек. Такое глубинное погружение в предмет позволило сократить кол-во деталей плиты с нескольких сотен до шестнадцати базовых модулей. Нововведения приняли в штыки, потом приняли. продажи выросли вдвое.
