“Другая Бовари”: параллели с классикой

Marsel Makedonsky
3 min readMay 5, 2015

--

реж. Энн Фонтейн

Мартин работает пекарем в деревне где-то в Нормандии. Больше всего он любит читать. Современным бестселлерам он предпочитает проверенную временем классику. Однажды на небольшой ферме по соседству селится пара из Лондона — Джемма и Чарльз Бовари. Их имена напоминают Мартину персонажей известной книги “Мадам Бовари”. И он начинает придирчиво изучать их поведение, стремясь найти пересечение с героями произведения. А тот, кто ищет с пристрастием, рано или поздно что-то находит (или думает, что находит). Джемма Бовари, как и её книжный “прототип”, достаточно быстро пресыщается монотонной и размеренной жизнью в глубинке. Сначала она грезит о возвращении в Лондон, но потом понимает, что и в глубинке можно себя развлечь. Нужно лишь найти мужчину, который поинтереснее однообразного и скучного мужа. У Джеммы начинается сначала один роман, его сменяет другой. Она ведёт дневник, в котором подробно описывает всё, что с ней происходит… Мартин следит за ней и начинает думать, что это его вина в том, что он часто в своих мыслях сравнивал её с персонажем из книги. Ведь мысли, как известно, материализуются. Больше всего его пугает будущее, поскольку в конце книги главная героиня погибает…

Режиссёр картины — Энн Фонтейн — пошла на любопытный ход для переноса классики на экран. Персонажи фильма перекликаются с персонажами книги, однако при этом первые регулярно обсуждают вторых. Эдакий ревизионистский взгляд на классическую историю. Такой ход даже адаптацией назвать сложно — авторы не отменяют существование оригинального текста, они просто ведут параллельную историю. Казалось бы, и волки сыты, и овцы целы. Однако на этом похвалы хорошему режиссёру заканчиваются. За последние несколько лет она выпустила две картины, которые ещё долго будут смотреться и обсуждаться — “Коко До Шанель” и “Тайное влечение”. Фильмы, в которых главные партии исполняются женщинами, а сюжеты построены во многом на отношениях. Эти две составляющие присутствуют и в новом фильме. Однако по своему эмоциональному посылу он проигрывает предыдущим лентам. И тот самый оригинальный ход по “запареллеливанию” книги и фильма на этот раз играет против авторов. Раз за разом демонстрируя зрителю, что история Джеммы Бовари всё больше похожа на историю из книги, авторы лишаются очень важного фактора — непредсказуемости. И это сильно снижает планку.

Актёры. Тут тоже всё не безоблачно. Замечательный француз Фабрис Лукини просто бесподобен в роли Мартина. Но роль не позволяет ему присутствовать в кадре на протяжении всего фильма. И как только повествование уходит к Джемме Артертон (Бовари), шарм, заботливо созданный Лукини, рассеивается. Тут претензии, в первую очередь, даже не к самой актрисе, а к кастинг-директору, который утверждал её. Она до этого фильма снималась преимущественно в проходных высокобюджетных проектах, где внешние данные ценятся намного выше актёрских. И хотя она старается и оголяется, роль она не вытягивает.

Итог. Энн Фонтейн попыталась перенести на экран произведение литературы, ничего не меняя в оригинальном сюжете. Попытка, безусловно, интересная, но реализация всё же оставляет желать лучшего. Если бы снимала не Фонтейн, многие нюансы можно было бы простить, но зритель уже видел, на что способна эта режиссёр, поэтому планка находится достаточно высоко. И одного Фабриса Лукини недостаточно, чтобы её достать.

Приобрести билеты на новый фильм Энн Фонтейн “Другая Бовари” можно на сайте “КИНОХОДА”.

--

--