Как я сходил на выборы 2018

Maxim Starikov
11 min readMar 19, 2018

--

Сходил на очередные “выборы” Путина. Ходил, разумеется, не как избиратель, но как наблюдатель. Не капельки не пожалел, что пошел.

Не сказать, что увиденное сильно перевернуло мои представления об этой стране, но, скажем так, подтвердило некоторые вещи, которые я и так знал, но боялся признать. Попробую описать все свои впечатления, пока они всё ещё свежи в памяти.

Если в двух словах, ребята — это трешак.

Участок мне попался вполне благополучный — №163, что в школе №73 города Саратова, не на окраине, но и не в самом центре. Дома вокруг — в основном пятиэтажки и старые панельные или кирпичные девятиэтажки.

К наблюдению я подготовился основательно, купил powerbank помощнее, приготовил несколько SD карточек для того чтобы записывать все что происходит, взял фонарик на случай, если во время подсчета бюллетеней вдруг пропадет свет, бывали и такие случаи. Запасся энергетическими батончиками и водой. Однако, всё прошло относительно спокойно, без ярких нарушений.

Нарушения не нужны, если сами выборы — фэйк.

Весь день на участке была праздничная атмосфера, играла веселая музыка — конечно, только для того, чтобы создать атмосферу праздника, а не для того, чтобы не было слышно, о чем говорят между собой члены избирательной комиссии и пришедшие избиратели. Участок был украшен цветами и шариками. Правда цветы и шарики были расставлены так, чтобы наблюдатели не видели, что делают члены комиссии да еще, чтобы загораживали урны от камер наблюдения. Камеры, кстати, расположены крайне неудачно — одна так, чтобы избиратель, бросающий бюллетень, закрывал урну спиной. Вторая камера стоит так, что в ней видны только наблюдатели и немного члены УИК. Все продумано. В ходе голосования постоянно пропадала картинка то с одной то с другой камеры.

Председатель в ходе голосования, постоянно что-то подсчитывала на листочке, каждый час куда-то отзванивалась, и надиктовывала какие-то цифры, похоже, отчитывалась за явку на участке. Периодически к ней подходил полицейский — тоже сверял какие-то цифры. Листочек в конце дня мелко порвала и выкинула в отдельный пакетик с мусором. Члены избирательной комиссии в ходе голосования под столом регулярно пересчитывали свои бюллетени. Проголосовавшим впервые избирателям торжественно дарили кружки и наклейки.

Также, на участке в этот же день проходил референдум по благоустройству города — жителям предлагали реализовать различные проекты по благоустройству города: автотрек, рекреационная зона, набережная и т.д. Причем, ставить галки для голосования можно было за все пункты сразу или не ставить вовсе, так, что сразу ясно куда пойдут “результаты” такого “референдума” и нужен он, исключительно, чтобы выманить людей на участок.

Отдельно хочется сказать про дизайн избирательных бюллетеней. Кандидатура Путина в бюллетене была прямо посередине, причем, если про других кандидатов было дано много информации, из какой партии, где работает и т.д, то кандидатура Путина содержала всего две строчки — и много пустого поля по бокам, что четко выделяло его прямо посреди бюллетеня, чтобы каждый слепой пенсионер видел куда ставить галку и ничего не перепутал. У Владимира Владимировича, помимо года рождения и места жительства, было написано, что он — Президент Российской Федерации, скромно и кратко. Ныне, присно и во веки веков, аминь.

Всего на моём участке было зарегистрировано 1754 избирателей. Из них проголосовало 833 человека, что составляет 54.73% зарегистрированных на участке избирателей. Из пришедших за Путина проголосовало примерно 76.04%. Неожиданно для меня хорошо показал себя Павел Грудинин — он получил 13.02% голосов — и это при том, что вместо рекламы — на центральных каналах его в основном поливали всеми сортами отборного дерьма, а агитации за себя он практически не вёл. Остальные кандидаты получили настолько смешные проценты, что они не попали даже в статистическую погрешность. Десять бюллетеней были испорчены, унести домой на память бюллетень не догадался никто из избирателей.

Отдельного внимания заслуживает та информация о кандидатах, которая была предоставлена на участке. На отдельном столе лежала тоненькая книжечка, где каждый желающий мог бы ознакомиться с информацией о кандидатах. Про всех кандидатов было подробно рассказано, кто они, откуда, было рассказано подробно про их место работы, про семью и источники доходов, перечислено их задекларированное имущество. Правда, вот, у многих кандидатов был еще в конце отдельный параграф, который рассказывал, что помимо задекларированных, есть еще не задекларированные доходы и недвижимость. Что-то хотели утаить они от российских граждан. Формально, по закону такого кандидата надо бы снять с выборов, но никто из кандидатов снят не был и сам своей кандидатуры не снял.

Единственный кристально честный кандидат, который все задекларировал, был сам Путин Владимир Владимирович. Ни про его друга виолончелиста с двумя миллиардами, не про его дворец в Сочи, ни про его предполагаемого зятя — миллиардера, тут, конечно же, не было.

Вбросов в ходе голосования лично я не обнаружил, хотя не факт что их не было — бюллетеней в урнах оказалось на семьдесят штук больше чем мы зафиксировали в процессе голосования. Не думаю, что мы могли бы посмотреть семьдесят бюллетеней, у меня есть несколько предположений, как это было сделано, но за руку никого поймать не удалось. Так что, если вбросы и были, то они составили не более семидесяти штук, что составляет около одного процента от общего числа проголосовавших. Подвоз избирателей тоже, скорее всего, был — иногда их подваливало аж до сотни в полчаса, но, в основном, было стабильно 20–30 человек в тридцать минут. Лично мне вообще непонятно зачем нужно заниматься такой фигней как фальсификации.

Тот, кто может подделать самих кандидатов — тому нет нужды фальсифицировать выборы.

Походил с урнами для выездного голосования по домам. То, что я увидел надолго останется у меня в памяти. Посетив несколько десятков квартир пенсионеров я увидел во всей красе в каких условиях они живут. Описать это можно в двух словах — нищета и разруха. У меня создалось впечатление, что их перед этим немного обработали органы опеки. Самую малость, но они и этому очень рады. Люди, которые не могут ходить — живут на пятом этаже в доме без лифта. Они радуются как дети, что к ним вообще хоть кто-то пришел, кто-то о них вспомнил. Государство о них вспомнило! Многие очень радовались со слезами на глазах, говорили, что за последние восемнадцать лет такое первый раз — о них вспомнили и пришли к ним домой за их голосом. Эти люди искренне надеются, что после выборов их жизнь станет чуточку легче и о них теперь уже не забудут. Многие расстроились, узнав, что выездная комиссия не принимает голоса для референдума по благоустройству, что лишний раз показывает, что у этого референдума были немного другие задачи. Хочешь участвовать в референдуме — 3.14здуй на избирательный участок. Нет ножек — нет мультиков.

Люди живут в аварийных домах. Это сложно описать словами, в каком они аварийном состоянии. Прийти к ним домой было реально опасно — со многих крыш свисают сосульки под сто килограмм — если такая на тебя упадет — убьет на месте. Поэтому, когда мы заходили в подъезд, один из членов избирательной комиссии под защитой козырька открывает дверь, а два других быстро-быстро пробегают в подъезд. Пробежать нужно так, чтобы не замочить ног, так как перед подъездом обычно глубокая лужа — весна. Дома не ремонтировались, похоже, вообще никогда, потолки протекают.

Не смотря на все это люди очень любят свою Родину. У некоторых в квартире висит Российский Триколор. У кого-то, вместе с портретами родственников висит портрет Владимира Владимирович Путина, у кого-то висит портрет Владимира Ильича Ленина, у кого-то — Иисуса Иосифовича Христа. Большинство, если не все, к кому мы, приходили, проголосовали за Путина. Люди реально считают, что это он, Путин платит им пенсию. Люди реально считают, что это он, Путин платит зарплату учителям, заботится о них. Люди считают, что Путин защищает их от “запада”. Эти люди не понимают, что свою пенсию они заработали себе сами своим трудов в течении всей своей жизни, и никакой Путин к этому отношения не имеет. Что зарплату бюджетникам на самом деле платят их дети которые платят налоги. Никто из них не в курсе, что это именно Путин, из года в год обрезает их долю в бюджете отдавая ее военным и полицейским. Эти люди вообще не знают что такое Интернет. Информацию они получают из телевизора, и проводного радио. Оказывается, в стране еще есть рабочие радиоточки.

Отдельно хочется сказать про телевизор. У всех пенсионеров есть телевизор. Так как выборы специально перенесли к годовщине присоединения Крыма — в этот день целый день активно шла агитация за единственного кандидата под видом историко-патриотической хроники. У многих пенсионеров телевизор был включен и вещал про объединение Крыма, про того кто его “объединил” и про особый путь России. Про какие-то “визги” запада и врагов стабильности. Бабушки, которые голосуют на дому, говорят, что с удовольствием бы проголосовали бы за Ксению Собчак, но ведь страшно. Сейчас у них есть стабильность. Вот и пенсию обещали поднять. А то ведь как можно прожить на пенсию в десять тысяч рублей? (это примерно 120 евро) А Ксения ее, пенсию, точно не поднимет, она ведь не за стабильность. Правда, вот, лекарства все время дорожают, и сумма в каждой новой платежке за квартиру выше предыдущей.

Эти люди искренне благодарят Путина за заботу, а во всех своих бедах видят происки госдепа США. Назло американцам проголосуем на нашего единственного хранителя, ведь если не Путин то кто? Эти люди не выбирают президента, они выбирают верховное божество. Именно Путину они жалуются, если протекает крыша, или если зимой никто не чистит улицу.

Но их трудно осуждать за это — послушав пять минут то, что идет по их телевизору, я сам стал было, ненавидеть проклятых врагов, расшатывающих скрепы духовности, а они это смотрят все время.

Эти люди зомбированы Соловьёвым и Киселевым. Они не знают как можно жить по-другому. Они не ездят никуда дальше собеса. Не знают, что последний раз, например, в Италии цены на коммунальные услуги повышали десять лет назад и по этому поводу в стране прошли массовые забастовки.

Наблюдатели. Всего Наблюдателей было около десяти человек. Все — не настоящие. Ненастоящие, потому что наблюдение они толком не вели, сидели, разгадывали кроссворд, болтали между собой. Одной из наблюдателей оказалась бухгалтер из моего дачного кооператива — бабулька — божий одуванчик. Она ходит наблюдателем на этот участок всегда. Платят тысячу рублей, а деньги в наше время не лишние. Было несколько учителей из школы. Двое студентов — парень и девушка. Ребята поначалу были не знакомы друг с другом, но к концу дня, парень уже уделял девушке все свое внимание а не процессу голосования.

Все наблюдатели были очень милые и обаятельные люди. Да, они все знают, что выборы проводятся не честно. Да, им не нравится, что их заставляют в этом участвовать, но сделать ничего не могут, так как бояться, что если они не будут в этом участвовать — их уволят или отчислят.

Женщина в летах, учительница биологии и по совместительству школьный психолог была наблюдателем от Путина. Милейший и открытый человек, правда после того как она в разговоре упомянула про “ген сколопендры” в помидорах а про одного своего ученика с проблемами в психике, сказала, что его нужно лечить медикаментозно, я понял, что не хотел бы я чтобы мои дети учились в той школе где она работает. Причем, оказалось, что она еще и много путешествовала по миру — была в Германии, Израиле, Эмиратах, поэтому она искренне считает, что если ты что-то из себя представляешь, знаешь язык, имеешь востребованную профессию — то тебе надо уезжать из страны — здесь делать нечего. Очень символично, что она была наблюдателем от Путина…

Два настоящих “ненастоящих” наблюдателя были: я и еще один парень — Илья. Мы попали на выборы от штаба Навального. Хотя самого Навального до выборов не допустили, штабы подготавливали и обучали наблюдателей для наблюдения за выборами. У меня было два направления на наблюдение — оба от Грудинина, одно — как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, другое как простой наблюдатель. У Ильи было одно направление от Грудинина, другое — от Байбурина. Узнав, что на участке уже есть представитель от Грудинина, он зарегистрировался как представитель Байбурина. Следует сказать, что наши направления были абсолютно настоящие, просто Штабы Навального сотрудничают со штабами “альтернативных” кандидатов в подготовке наблюдателей, сами штабы “альтернативных” избирателей своей деятельности практически не ведут но наблюдателей предоставлять на участки обязаны, поэтому Штабы Навального, несмотря на жестокий прессинг с стороны правоохранительных органов, подготовили своих наблюдателей и расставили их на все участки в Саратове. Поэтому мы были единственные наблюдатели, кто вел реальное наблюдение за ходом голосования — настоящие наблюдатели от ненастоящих кандидатов.

Дополнительно мы вели непрерывный подсчет избирателей, только мы непрерывно фиксировали всё на фото и видео. Мы единственные, кто указывал председателю на нарушения в ходе голосования и в ходе подсчета голосов.

В основном голосовали люди пожилого возраста, молодежь на избирательные участки не пришла. Впервые проголосовавших было всего три или четыре человека и это из тысячи семисот зарегистрированных избирателей! Так что, думаю, кружек и наклеек у организаторов осталось в избытке.

Высокий результат Путина вполне закономерен — те, кто не хочет участвовать в этом лицемерии на выборы просто не прошли. Оппозиция со своей забастовкой избирателей, лишь повысила процент голосов за главного кандидата. Если считать поддерживающих Путина как процент не от пришедших на участок, но от всех зарегистрированных избирателей, то Путин набирает 41 процент. И это очень много.

Проведя весь день на участке, могу сказать, что сам процесс голосования был более или менее корректным — он отражает убеждения тех, кто на него пришел. Но именно это больше всего и расстраивает.

Неужели, особый путь России заключается в том, чтобы жить в дерьме, ничего не знать и ничего не хотеть знать? Что это, короткая память, слабоумие, или какое-то извращенное понимание стабильности?

Дмитрий Глуховский в Особом мнении, сказал, что единственной надеждой на лучшую жизнь России является то, что эти правители сами умрут своей смертью в силу биологических причин. Сами они никогда не уйдут и народ их не прогонит.

Похоже, что он прав, но, видимо, нужно, чтобы еще вымерло то поколение, которое было воспитано родителями, жившими в СССР. Эти люди не верят в себя, они не привыкли, знают как, да и не хотят жить по-другому. Им обязательно нужен вождь, который покажет им, где белое, а где черное. Они не привыкли жить своими мозгами. Ксения Собчак абсолютно искренне назвала народ России “лохами”. И с ней трудно не согласиться.

Это хорошо, что текущая власть положила болт на воспитание молодежи. Надеюсь, что ей будет не до этого последующие шесть лет, и вспомнит она об этом только к следующим выборам, благодаря чему новое поколение поймет, что ни на кого кроме себя ему рассчитывать не приходится. Что никто, кроме себя самого, не сможет управлять твоей страной так, чтобы твоим детям в ней жилось хорошо. Никто кроме себя самого не позаботится о твоей старости. Никто не будет платить тебе пенсию.

Добро пожаловать в новый дивный мир, где государство стало паразитом, высасывающим из тебя все соки, не давая ничего взамен. Где Российскую армию боятся только юноши призывного возраста. Где полицейские сами первые нарушают закон, который они должны охранять. Где врачи, которые за твои же деньги тебя не лечат, но калечат. Учителя, которых в нормальных условиях нельзя допускать к детям.

Все это стало реальностью нового дивного мира. У Кафки и Оруэлла не хватило бы фантазии, чтобы такое придумать. Хочется надеяться, что те, кто будет голосовать на следующих выборах — проголосуют по-другому. И я очень надеюсь, что у нас еще есть эти шесть лет.

--

--