Бесцельная жизнь: это круто

Как достигать всего, ничего не планируя

Maxim Kotin
8 min readDec 14, 2014

В общем, план такой: больше ничего не планировать.

Раньше я планировал все. Ведь мне казалось, что все хорошее должно начинаться с хорошего плана. Чтобы чего-то добиться, нужно сначала поставить себе цель.

Цель должна быть четкой, конкретной. Цель должна быть измеримой. Цель должна быть ограниченной во времени. Это, простите, азы продуктивности.

А продуктивность — это новая религия 21 века. Учение, вкратце, такое: чтобы жизнь удалась, нужно пошевеливаться, не отвлекаясь на всякую ерунду.

T K

А для этого надо не упускать из виду свою цель, иначе суета будней накроет тебя с головой.

И пиши пропало.

Откройте любую книгу о продуктивности — там вам обязательно будут толковать про цели. Ведь цели — главный фетиш современной бизнес-культуры.

Сходите на занятия модного тренера — он пропесочит вам про целеполагание весь мозг. Послушайте интервью успешного человека — цели обязательно пролезут и тут.

Наличие обширных планов на будущее отличает людей от других приматов. Наверное, поэтому целеполагание лежит в основе всей европейской культуры.

«Если человек не знает, в какой порт плывет, никакой ветер не будет попутным», — говорил еще Сенека.

«Если хотите прожить счастливую жизнь, свяжите ее с целью, а не с людьми или вещами», — наставлял Эйнштейн.

«Начинайте, представляя конечную цель», — советовал Стивен Кови (если что, один из самых известных теоретиков продуктивности).

Наконец, всеобъемлющий рецепт успеха от Уоррена Баффета: «Составьте список 25 целей, которых вы хотите достичь в течение следующих нескольких лет или в течение жизни. Выберите из них пять самых важных… Вы должны избегать остальных целей до тех пор, пока не выполните первую пятёрку».

Если бы я взялся цитировать всех, кто счел необходимым обратить внимание на то, как важно ставить цели, я бы умер от истощения.

Чтобы чего-то добиться, нужно ставить себе конкретные, измеримые, ограниченные во времени цели. Эта идея сегодня кажется неоспоримой, и мало кто задумывается о том, что целеполагание давно превратилось в главный невроз современного человека.

По-моему, пора основывать клуб страдающих зависимостью от целей — по типу клуба анонимных алкоголиков.

Ну знаете, поздний вечер, полуподвальное помещение, стулья в круг… Привет, меня зовут Макс, и я страдаю целевой зависимостью.

Это началось давно, первый раз я попробовал поставить цель в пятом классе школы. С тех пор много раз пытался бросить. Но ничего не получилось.

От меня ушла жена. Я потерял работу. От меня отвернулись друзья… И т.д.

Готов стать председателем.

Уж кто-кто, а я-то в этой теме уже давно. И, может быть, лучше многих осознаю, что целеполагание является довольно тяжелым недугом, хотя и преподносится всеми как лекарство от любой болезни. И в запущенной форме (вроде моей) цели могут привести к тяжелым жизненным осложнениям.

hajagosb

Цели пожирают время

С теми или иными вариациями все талдычат об одном и том же. У каждого преуспевающего человека должна быть выстроена четкая система целей — на десять лет, на год, на квартал, на месяц, на неделю… Нужно определиться с тем, чего ты хочешь получить от жизни, и действовать.

Но на деле построение такой сложной системы, причем учитывающей разные сферы жизни, превращается в какую-то титаническую задачу, требующую колоссальной энергии и немалого времени. Причем несмотря на все усилия, составить идеальную систему целей все равно не удастся. В конце процесса вас неминуемо ждет разочарование. Жизнь слишком сложна, чтобы свести ее к какой-то схеме.

Не лучше ли потратить время на действия, а их планирование? Тем более что…

Большие цели так же бесполезны, как брачные обещания

Все призывают ставить себе большие цели на годы вперед. Некоторые даже агитируют написать на бумажке цели жизни и повесить на кроватью. Мол, чтобы не проснуться однажды стариком и не осознать, что жизнь прошла зря…

Это все, конечно, здорово. Но я утром не знаю, чего захочу съесть на ужин. Откуда мне знать, чего мне захочется спустя много лет?

Откуда знать, что со мной будет? Может, я получу наследство и стану миллионером. Может, меня посадят в тюрягу. Всякое может быть.

Но если даже всего этого не произойдет, нет смысла придумывать цель на десятилетие. Ведь через десять лет вы будете совершенно другим человеком, с другими интересами, другими взглядами на жизнь, другим кругом общения, и может быть, даже другим цветом волос.

hajagosb

Цели не знают, что есть еще желания и энергия

Человек, подсаженный на наркотик целей, исходит из того, что он всегда должен поступать рационально. То есть хладнокровно расставлять приоритеты, выполнять самое важное, переключаться на следующую задачу… и так до конца списка.

Но на деле ведь никто так не действует. Потому что нашим миром правят не разум, а эмоции.

Эмоции заставляют людей инвестировать деньги в одни компании и не инвестировать в другие, голосовать на выборах за одних кандидатов, а не голосовать за других, работать в полпервого ночи над романом, который никто не прочтет, и тупить посреди бела дня, бестолково пялясь в экран компьютер на работе, за которую платят огромные деньги…

Помимо приоритетов, есть еще усталость, энтузиазм, разочарования, меланхолия, вдохновение, черт возьми. И все эти эмоции часто оказываются куда важнее, чем цель, которую вы написали на бумажке. Именно они определяют, будет ли сделано дело — или нет.

Цели понижают самооценку

Если у вас цели хиленькие, вы будете легко их достигать, и ничего интересного не добьетесь. Этот вариант мало кого устраивает. Поэтому те, кто подсаживается на цели, обычно начинают планировать обильно и жирно.

Свернуть горы на работе, пробежать марафон, научиться рисовать с натуры, прочитать “Бхагавад Гиту”… Естественно, многие грандиозные замыслы остаются нереализованными, просто потому, что невозможно успеть все и сразу. Задачка не имеет решения в принципе.

Но человек, подсаженный на цели, об этом не задумывается. Вместо этого он начинает терзать себя за недостаток силы воли. Невыполненные цели понижают самооценку и снижают продуктивность — вместо того, чтобы ее повышать. Настроение падает — вместе с уверенностью в себе.

Парадокс, но в итоге человек делает даже меньше, чем мог бы, если бы не ставил себе невыполнимых целей.

hajagosb

Вы скажете: так надо ставить выполнимые. Во-первых, это никому не интересно. Во-вторых, просто невозможно. Кто знает, что вы можете выполнить, а что нет?

Попробуйте скомкать салфетку и закинуть ее в урну, стоящую в трех метрах от вас, да еще закрыв при этом глаза.

Цели делают вас легкомысленным

Поставить цель легко. Взял карандашик, открыл блокнот, написал: «Хочу быть президентом». Делов-то. Можно даже разбить цель на подцели. Чтобы стать президентом, надо сначала стать мэром Москвы. Чтобы стать мэром, надо вступить в правящую партию. Чтобы вступить, нужно… На это увлекательное целеполагание может уйти не один вечер. Но приблизит ли это вас к переезду в помпезный, но дурно обставленный кабинет в Кремле? Не думаю.

Легкость постановки целей стимулирует процесс, который можно, наверное, назвать целевой мастурбацией. Далеко не каждую благую идею стоит пытаться реализовывать. Но вместо того, чтобы критически относится к своим желаниям и идеям, люди тут же вносят их в списки своих целей — и тем самым делают их частью своей картины мира, недооценивая сложности, которые стоят на пути. Кажется, если записать цель, то как будто уже начинаешь ее выполнять.

Результат: кратковременно — удовольствие, долгосрочно — разочарование (см. “Цели понижают самооценку”).

Цели лишают удовольствия

Как только вы формулируете цель, вы тут же все портите. Потому что цель переводит любую задачу из категории «хочу» в категорию «надо». Теперь, когда вы записали свою цель на бумажке или в своей супермодной программе в смартфоне, вы больше не хотите что-то сделать — вам надо это сделать. Конец игры. Становится важен не процесс, а результат.

Выполнение любой задачи, которую выполнить необходимо, является самопринуждением, которое будет пожирать вашу энергию и волю. И, пожалуй, это самое разрушительное воздействие целеполагания.

Любой психолог вам скажет это: как бы вы ни напрягались, как бы ни пытались делать только то, что надо, ваша психика возьмет свое и потребует компенсировать часы, потраченные на «надо», часами, инвестированными в «хочу».

Дойдя в какой-то момент до ручки, люди компенсируют обычно тем, что по-английски называется guilty pleasures. Это может быть алкоголь, сериалы, игры, сплетни… У кого что. Но обычно у всех — ничего хорошего…

Как зависимый со стажем, должен сказать, что избавление от целевого невроза — процесс болезненный и трудный. Не уверен даже, что мне удалось довести его до конца, то есть полного излечения. Я ожидаю тяжелых рецидивов. Думаю, они неизбежны.

Но пока что я решил придерживаться нескольких простых принципов, которые должны как-то облегчить течение болезни.

hajagosb

1. Действовать, а не планировать

Если мне приходит в голову какая-то идея, которая кажется просто блистательной (а это случается довольно часто), я стремлюсь прямо сразу приступать к ее выполнению, не откладывая в долгий ящик. Раньше я просто записывал цель в свой цифровой блокнотик — там многие блистательные идеи и умирали в тяжелых муках. Теперь я стараюсь сразу сделать первый шаг. Только подумал — сразу начал делать. Вот мой идеал.

2. Говорить себе нет

Я стараюсь более критически оценивать идеи своих жизненных новаций. Если задачу нельзя реализовать в тот же миг, как она пришла в голову, значит ей надо дать отлежаться. Не надо тут же вносить ее в свои планы.

Если идея забудется, туда ей и дорога — действительно стоящие идеи не забываются.

Если через неделю она еще будет сидеть в голове, я смогу оценить ее намного более адекватно: достаточно ли у меня ресурсов для воплощения, и стоит ли она того, чтобы тратить на нее свою жизнь.

Гуру продуктивности часто говорят о том, что надо учиться говорить другим нет, чтобы не отвлекаться от главного. По-моему, гораздо важнее научиться говорить нет самому себе.

3. Делать то, что хочется, а не то, что надо

Зачем люди мечтают заработать миллион? Чтобы получить свободу делать не то, что надо, а то, что хочется. Но эта роскошь доступна не только миллионерам.

Надо лишь изменить свой подход к дизайну жизни. Раньше, по совету гуру продуктивности, я составлял обширные списки задач — на квартал, на неделю, на день… В результате при взгляде утром на паровоз пустых квадратиков, которые ждали своей галочки, я чувствовал настоящее отчаяние.

Теперь я подхожу к проблеме совершенно иначе, и каждым утром просто спрашиваю себя: а что я ХОЧУ сегодня сделать?

Этот элементарный вопрос просто переворачивает сознание. Кстати, помогает расчистить жизнь от всего лишнего. (Если все так достало, что уже ничего не хочется, можно попробовать отложить все дела на послезавтра).

4. Путь вместо целей

Наконец, я полностью отказался от постановки долгосрочных целей. Это не значит, что я не намерен больше совершить ничего великого. Просто я не думаю о великом в этих разрекламированных категориях «измеримых четких целей, ограниченных во времени».

У меня есть путь. Я его познаю. Двигаюсь вперед. И стараюсь каждый день делать хоть маленький шаг, не забывая при этом крутить по сторонам головой, чтобы жизнь не проходила мимо.

Сенека вот говорил, что надо знать, в какой порт ты плывешь — тогда ветер будет попутным. Но, по-моему, жизнь, которую хочется прожить, не должна походить на унылое перемещение судна из точки А в точку Б.

Хотелось бы все-таки, чтобы она была путешествием по белым пятнам. Открытием новых материков. Приключением, в конце концов.

Чтобы ветер был попутным, надо просто знать, где на свете остались эти неизведанные пространства, определить направление — и поскорее поднять паруса.

Интересно? Подписывайтесь на мою рассылку, чтобы не пропустить новые публикации блога.

Другие варианты: Facebook, Medium, RSS.

Меня зовут Максим Котин. В свои тридцать пять (ну почти) мне посчастливилось написать два бизнес-бестселлера: “Чичваркин Е…гений”, “И ботаники делают бизнес” (книга выдержала 4 издания на бумаге, есть и сиквел в электронном виде), а также основать Мастерскую историй, которая помогает хорошим людям рассказывать их самые важные истории. В этом блоге я пишу о предпринимательстве, менеджменте, личном развитии и ремесле писателя.

Счастье не за горами!

--

--