По Ликийской тропе, октябрь 2015
Часть II
Начало истории — в первой части.
День четвертый. Бесплатно, но за 50 евро — «Sea to sky» — Самая холодная ночь
Утром, пожелав немцам “gute Reise”, мы зашагали дальше. В этот день мы планировали дойти до турецкого Олимпа — горы Тахталы, и, если останется время, взойти на нее. Жара стояла невыносимая, сильно парило от брусчатки, пока шли по деревне, и даже старые раскидистые платаны не спасали от зноя. С Гедельме начинался большой подъем, дорога петляла в гору. Мы прошли, наверное, около трех километров, когда у нас на пути притормозил пикап. Из автомобиля вышел среднего возраста турок, предложил подвезти нас всего за 50 евро, после чего громко рассмеялся и, весьма собой довольный, объявил, что это была шутка, и он просто очень хочет нам помочь. Шутку оценили, на помощь согласились — идти по асфальтовому серпантину, ведущему постоянно в гору, в такую жару совсем не хотелось. Этот турок тоже практически не говорил по-английски, но, тем не менее, провел нам небольшую, но полную любви к своим родным местам экскурсию. Выглядело это так: он останавливал машину примерно через каждые пятьсот метров, показывал рукой на вид из окна, и, улыбаясь во всю ширь, с чувством произносил: «Бьютифуль!». А вид действительно был великолепный — узкая ленточка трассы, петляющая среди сосен и необъятных платанов, удобно расположившихся на горе, маленькая уютная деревушка, которую мы покинули минувшим утром, и над всем этим пронзительно синее небо, растерявшее где-то по рассеянности все облака.



Некоторое время спустя, нам на пути встретились наши недавние знакомые — Мартин и Хельмут. Да, они каким-то образом успели нас обогнать, хотя на тропе до этого мы их не видели. Видимо, пошли другим путем. Но это, конечно, не оправдание для нас — надо признать, они все равно были круче. Турок притормозил, Мартин с беспокойством заглянул в окно и спросил, все ли у нас в порядке. Мы поспешили уверить, что все хорошо, и нам просто предложил помощь этот замечательный человек, после чего турок с той же улыбкой, которой встретил нас, предложил, мол, хотите, и вас подвезу, за 50 евро, естественно. Бедные наши немцы приняли это за чистую монету и отказались, заявив, что они, вообще-то, намерены идти пешком.
Турок, который нас подвозил, кстати, оказался одним из команды организаторов мотокросса «Sea to sky»: спортсмены-мотоциклисты и впрямь поднимались от моря к самому небу, так как трасса начиналась в прибрежной зоне и заканчивалась на вершине горы Тахталы.

Спустя некоторое время пикап остановился на обширном пастбище, расположенном у подножия Тахталы. Там наш турок познакомил нас со своим другом, который хорошо говорил по-русски, вручил нам две бутылочки воды и две баночки энергетического напитка, который, как говорят, окрыляет, и поспешил удалиться. Друг этот рассказал нам, где лучше встать на ночевку — по его заверениям, для восхождений было поздновато, и лучше было отложить это мероприятие на утро. Мы послушались его совета, и разбили лагерь прямо на пастбище, поближе к скальным останцам, которые своими широкими каменными спинами надежно защищали нашу палатку от ветра.


К вечеру на плато не осталась никого, кроме старого пастуха, его собаки, коз и нас. Ночь была звездная и очень холодная, по ощущениям, было около нуля градусов. Это нисколько не вязалось с нашими представлениями о жаркой солнечной Турции, хотя мы, конечно, не учитывали, что место нашей ночевки располагалось на высоте примерно в тысячу метров над уровнем моря.



Совсем не турецкий холод, впечатления от произошедшего за день и позвякивание колокольчиков на шеях беспокойно толкущихся в загонах коз долго не давали заснуть. Но, говоря лично от себя, это была лучшая ночевка за все путешествие — не по комфорту, но по красоте и атмосферности. А еще я до сих пор помню нестройный хор этих жестяных колокольчиков.
День пятый. Турецкий Олимп — Бейджик — Гостеприимный Сулфи
Утром воздух довольно быстро разогрелся, снова стало жарко, однако прохладный ветерок все же не давал зною разгуляться во всю силу. Мы решили оставить все вещи в палатке и пойти на Тахталы налегке, захватив только фотоаппарат, бутылочку воды и козинаки — последние должны были послужить нам наградой, когда мы достигнем вершины. Как оказалось потом, вещи мы оставили зря, потому что тропа дальше шла как раз через ту дорожку, с которой мы свернули на гору.

Почти у самой вершины нам встретились Мартин и Хельмут. Да, они опять нас опередили, и мы в который раз поразились их нескончаемой энергии и бодрости. Немцы рассказали о своем пути, проделанном накануне, и выразили нам свое смешанное с иронией восхищение, что мы позволили себе роскошь прокатиться на машине за 50 евро. Надо ли говорить, какое выражение лиц у них было, когда мы сказали, что турок пошутил, и довез нас абсолютно бесплатно?.. Но Мартин и Хельмут оказались не лишены чувства юмора, и мы вместе от души посмеялись над этой историей. Пожелав друг другу хорошего пути, мы продолжили восхождение.

Тахталы, или турецкий Олимп — это доминирующий пик горного хребта Бейдаглары, чья высота составляет 2365 м над уровнем моря. На вершине Тахталы располагается огороженная смотровая площадка с небольшим, но довольно дорогим кафе (пол-литровая бутылка воды на то время там стоила 3,5$). С другой стороны горы, со стороны Кемера, на вершину тянется канатная дорога, по которой курсируют кабинки фуникулера, за приличную плату без труда доставляющие опрятных туристов, предпочитающих комфорт, прямо на турецкий Олимп. В тот момент, когда мы оказались на вершине Тахталы, там как раз находилась группа людей не то из России, не то из Украины, во главе с маленькой, но очень строгой и властной женщиной-гидом. Увидев нас, сидящих по ту сторону ограждения и с удовольствием уминающих козинаки, туристы вышли из-под контроля и стали покидать пределы смотровой площадки в бунтарском порыве и в поисках более красивого места для фото. Но вскоре бунт был подавлен гидом и ее срывающимся «Вернитесь! Там опасно!». Мы же продолжали сидеть и наблюдать за происходящим. Увидев, что мы не реагируем, гид решила пойти другим путем и в отчаянии крикнула нам “Excuse me!”. Но после нашего, по-русски, «Да мы с другой стороны пришли!», она потеряла к нам интерес и махнула рукой, мол, ну тогда неважно, подвергайте себя опасности сколько хотите. Нам стало даже немного обидно, что ей все равно, что с нами будет за пределами комфорта. Зато фотографии у нас наверняка получились красивее, чем у этих организованных туристов.





Вид, открывающийся с Тахталы, не описать словами, он поражает, от него захватывает дух, о нем во всех красках не расскажет даже самое красивое фото. Здесь мы впервые увидели облака сверху. Пролетая мимо, они несли прохладу от разлитой внизу синевы моря в маленькие деревушки и города, рассыпанные на зеленом ковре леса. Отсюда, с окутываемой ветрами вершины, все казалось маленьким и хрупким. Когда мы спускались, на нас налетело бело-серое облако, оно было прохладное и влажное и было похоже на плотный туман, такой, в котором ежик видел лошадь (и мне кажется, теперь я знаю, как она там, в тумане).



Вернувшись к подножию и собрав рюкзаки, мы отправились дальше по Ликийской тропе. Нам предстоял продолжительный спуск, что, несомненно, радовало. Благодаря этому, а может в большей мере полученным впечатлениям и приятной прохладе леса, мы шли с воодушевлением и довольно быстро оказались в деревне Бейджик, месте нашей следующей ночевки.

Мы даже не удивились, когда на одной из улиц встретили наших друзей-немцев. Они звали нас поставить палатку в кемпинге, места для палаток в котором располагаются прямо на деревьях, увлеченно рассказывали, какие там вкусные и обильные обеды, и что стоит все это удовольствие всего 100 лир. Но мы хотели посмотреть, какие еще кемпинги есть в Бейджике, и поэтому вежливо отклонили предложение. И не зря.
Уже на следующей улице мы увидели вывеску “Panorama restaurant”, но место, возле которого она висела, было больше похоже на кемпинг, чем на ресторан. Так же, как в кемпинге, про который говорили Мартин и Хельмут, здесь палатку можно было поставить прямо на дереве на сбитой из досок площадке. Мы решили зайти и спросить, что почем. Навстречу нам вышел турок лет сорока пяти, сказал, что его зовут Сулфи, и знаками пригласил нас зайти. Он не говорил ни по-английски, ни по-русски. Но очень быстро мы выяснили, что Сулфи немного знает немецкий. Так и объяснялись: немного по-немецки, немного жестами. Кстати сказать, многие турки, которых мы встретили после, говорили именно по-немецки и практически совсем не знали английского. Видимо, это связано с большим потоком туристов из Германии.
Сулфи угостил нас чаем, принес фрукты и орехи, хотел даже зарубить для нас курицу, но мы поспешили отказаться. На наш вопрос, сколько мы должны за угощения, он ответил “Free!”. Мы поблагодарили хозяина за столь радушный прием и спросили, можем ли мы остановиться здесь на ночлег, и сколько это будет стоить. Сулфи сказал, что мы можем выбрать любую площадку, какую только захотим, и это тоже будет совершенно бесплатно. В некотором смятении и, наверное, даже смущении, мы приняли приглашение, выбрали самую высокую площадку и поставили там палатку.


Утром, проснувшись от уже знакомого крика бракованного петуха, мы стали собираться в путь. Сулфи поднялся к нам на площадку и принес чудеснейший завтрак — яичницу, два бутерброда размером в полбатона с сыром и помидорами и чай. Сулфи рассказал, что сам раньше ходил по тропе и был на Тахталы, что у него много друзей, таких же ликийцев, и ему хочется помогать всем, кто идет по тропе. Помогать просто так. Нам очень хотелось отблагодарить скромного и такого гостеприимного хозяина, но деньги он брать отказывался наотрез, и только с некоторой робостью попросил рассказать на просторах интернета о его кемпинге будущим ликийцам и всем, кто захочет посетить эти края. Позже, уже дома, мы написали отзыв об этом чудесном месте и о замечательном Сулфи.
И здесь, в своем отчете, я говорю: все, кто собирается пойти тропой ликийцев, не проходите мимо!
День шестой. Мартин и Хельмут — Платный выход — Чиралы
На шестой день нашего путешествия и четвертый день на Ликийской тропе мы наконец-то должны были выйти к морю. Мысль о том, что уже вечером мы сможем окунуться в теплые воды Средиземного моря, подгоняла нас вперед.
В трех километрах от Бейджика нас догнали… кто?… верно, Мартин и Хельмут. Дальше мы шли уже вчетвером. До чего же весело, интересно и комфортно было в их компании! Хельмут напевал песенки, походившие на творчество немецких пастушек, Мартин беседовал с нами о путешествиях, об истории, о музыке.

Когда мы проходили мимо одной маленькой деревушки, названия которой мы даже не знали, нас окликнул небольшого росточка дедушка. Знаками он попросил нас остановиться, с необычайной прыткостью сбегал к себе во двор и вернулся с большим спелым гранатом в руках. (Надо сказать, гранаты в Турции присутствуют практически повсюду: гранатовые сады, гранатовый сок, гранатовые гранаты — одним словом, гранатовый рай.) Мы с удовольствием приняли угощение, а дедушка в это время уже успел позвать не то сына, не то внука, который спешил к нам с полным пакетом винограда. В итоге они получили четыре лиры, а мы — отменные угощения. Сделав фото на память и сказав коронное «гюлё-гюлё» («пока-пока» по-турецки — единственное слово, которое я выучила за всю поездку; турецкий явно не мой язык), мы пошли дальше, обсуждая гостеприимство и щедрость местных жителей.

Конечным пунктом этого дня была намечена деревушка Чиралы, в тихой умиротворенности вытянувшаяся вдоль морского побережья. Путь к Чиралы лежал через перевал, на котором располагается еще одна из турецких достопримечательностей — гора Химера, горящая гора. Там, на самой вершине, круглый год из-под когда-то застывшей на бегу лавы вырываются язычки оранжевого пламени. Это факелы естественного подземного газа, «пламя, которое не умирает ни днем, ни ночью». В некоторых источниках говорится, что в древности это место было связано с мифическим огнедышащим монстром — Химерой. На самом же деле здесь располагаются источники выхода метана и смеси ещё каких-то газов.


Хотя мы пришли на Химеру днем, и огонь был виден не очень хорошо, мы все равно были впечатлены этой встречей с древним огненным монстром, спящим здесь уже не одно столетие и когда-то пугавшим древних ликийцев. Ночью танец неумирающего пламени выглядит, несомненно, намного красивее. Будущие ликийцы, возьмите на заметку: к Химере идти нужно ночью, и тогда она покажет вам себя во всем великолепии.


Погуляв еще немного среди огней и посмотрев развалины древней крепости, уже, к сожалению, подпорченные бестолковыми надписями неумных вандалов, мы направились к выходу из парка, который оказался… входом. Два турка крепкого телосложения уже на грани вежливости требовали плату за посещение парка с Мартина и Хельмута. Мартин был возмущен и никак не мог понять, почему он должен платить, фактически, за выход. Мы были солидарны с нашим другом. Но после оживленной дискуссии с охраной все-таки были вынуждены заплатить. Такая заминка произошла потому, что, как я уже упоминала, мы шли обратным маршрутом, от конца к началу. Все остальные, как положено, вносят плату за вход. Но, согласитесь, ситуация с выходом довольно спорная.
Спустя полчаса мы уже шагали по горячему, почти белому песку пляжа морских черепах (caretta) в Чиралы. Такое название пляж получил не зря — это излюбленное место отдыха и «гнездования» морских черепах. Но мы, к сожалению, так и не увидели ни одной обладательницы панциря и плавников. Как мы узнали потом, черепахи приплывают сюда для откладывания яиц в мае-июле, а малыши-черепашки появляются на свет уже в сентябре. Все это время за ними зорко следят и обеспечивают безопасность и комфортное пребывание активисты-защитники черепах.
Поскольку на момент нашего прибытия сезон демографической активности черепах миновал, мы могли свободно поставить палатку прямо на пляже. Наши друзья-немцы решили, по обыкновению, остановится в пансионе, и, как они выразились, не портить романтику новобрачным, то есть нам. Найти хорошее место для палатки мы смогли с помощью местного бездомного, довольно колоритного турка лет тридцати. Он жил на этом пляже вместе со своей кошкой, для которой домиком служила обычная переноска, спал в спальнике на шезлонге. В общем-то, если отбросить кое-какие формальности, он, можно сказать, воплощал голливудскую мечту о жизни на лазурном берегу.


На закате мы с наслаждением окунулись в теплую обволакивающую лазурь Средиземного моря. Оно было прозрачным, тихим и очень ласковым, и в его объятиях мы разом позабыли всю усталость прошедшего дня. Под шум прибоя спалось спокойно и крепко.
Теперь я знаю точно: если когда-то я захочу поехать в Турцию просто позагорать и поплескаться в море, я обязательно предпочту вот такую деревеньку на берегу моря и уютную палатку большим городам с равнодушными громадами обвешанных звездами отелей.
Окончание рассказа о нашем Ликийском походе — в третьей части.