Приветствие: норма или пережиток старины?

Мила Новиченкова
5 min readJun 28, 2018

--

Простые истины. Как, зачем и почему нужно здороваться и отвечать на приветствия других.

-Извини, я как молодёжь — не здороваюсь в письмах.

- А я — “бородатый старовер”, здороваюсь всегда.

Интерес к ритуалу приветствий возник у меня некоторое время назад с погружением в тему межличностных коммуникаций. Когда подросла дочка, я стала замечать её попытки пропускать приветствия как нечто рутинное и будто само собой разумеющееся. Мы стали это обсуждать в семье. Но мало-помалу “звоночки” об этом возникали и на работе, и среди моих студентов. Действительно ли не здороваться — это новая норма? Давайте размышлять.

Почему Дудю можно не здороваться на YouTube, но…

Наверняка, вы не обращали на это внимания, но известный журналист и блогер Юрий Дудь в своей программе не здоровается с гостями. Все видео — с места в карьер без “расшаркиваний” и преамбул. Это новый стиль общения? Образец для подражания? По-видимому, нет.

В медийном формате этот приём оправдан — он помогает выиграть битву за внимание. Если классического обмена приветствиями нет, то возникает иллюзия, что зритель подключился где-то в середине и мог пропустить что-то важное. Мы попадаемся в ловушку и начинаем внимательно следить, чтобы уловить сюжет.

Почему этого не замечает зритель? Дудь цепляет нас напором и динамикой. Мы сразу погружаемся в водовороты диалогов и не замечаем, было приветствие или нет. Кроме того, формат видеоинтервью не предполагает взаимодействия со зрителем. От нас не требуется ни отвечать на вопросы, ни как-то выражать своё мнение. Действие как будто бы разворачивается от нас в стороне — Дудь общается с гостями, меняются планы на экране. А зрителю отводится роль “подглядывающего в окна”. Ну как тут оторваться от шоу “за стеклом”?

…вам не нужно это повторять в оффлайне

В отличие от монологов в эфире, общение в офлайне имеет совсем другой смысл. Это уже не одностронний поток информации. Это про взаимодействие. Соблюдая “бородатый” этикет приветствия, мы не просто выражаем своё доброжелательное отношение и оказываем уважение. Так мы “замечаем” человека, признаём его присутствие в общем пространстве. Причём это не только физическое пространство — лифт, офис или класс. Это признание и общей сущности, которая объединяет людей — мы в одной команде, в одном проекте, в одном коллективе.

В психологии есть такое понятие “раппорт” — установление доверия и взаимопонимания между людьми. Например, оно возникает, когда люди находят у себя нечто общее: любим одну музыку, смотрели один и тот же фильм и так далее.

Приветствие — это простейший из возможных способов признания общего с другим человеком. Мы не приветствуем всех без разбору посторонних, но здороваемся с соседями

С соседями и коллегами (даже если мы не знаем их имён) у нас есть нечто общее, а со случайными прохожими — нет.

Не поздоровался — объявил бойкот?

Все знают, что такое бойкот. Это прекращение общения в знак протеста. Бойкотируемый умышленно выключается из определённого круга, становится “невидимкой” для других. Его не приветствуют, на него не смотрят, с ним не говорят. Это форма наказания, потому что люди — существа социальные.

Казалось бы, банальное, но в действительности очень важное приветствие имеет ровно противоположный смысл — оно включает человека в социум, делает его видимым. Мы тебя замечаем, признаём в нашем общем пространстве. Мы готовы общаться.

Здоровайтесь первыми — зажигайте улыбки

У меня есть сосед, с которым наши пути пересекаются почти каждый день. Он не здоровается практически никогда. Точнее, не здоровается первым. Он вполне доброжелателен, но его мысли вечно где-то далеко. Однако, когда до него долетает моё привычное “доброе утро”, он как будто возвращается с небес на землю и… приветствует в ответ, расплываясь в широкой улыбке.

Когда с тобой здороваются, то признают твоё существование. Когда здороваешься ты, работает обратный принцип — ты заявляешь о себе.

Всегда ли мы готовы и ищем общения с другими? Для русской культуры, для русского человека в принципе не характерно привлекать внимание к себе. Куда более “нормальной” всегда считалась установка “быть как все”, не выделяться. С самого детства школа на массовом уровне сознательно прививает детям эту модель поведения.

Поэтому часто в ответ на приветствие люди отвечают не словами, а едва заметными жестами или кивками. Чтобы не выделяться и не стать объектами активного внимания других.

Другой вариант — бывает, что здороваются едва слышно. Пробегают мимо и, не поднимая глаз на собеседника, бормочут что-то себе под нос. “Я же поздоровался, — говорят они себе. — Я всё сделал правильно, я молодец”.

А если “там” не слышали — ну что ж, моя совесть чиста. И в первом, и во втором случаях обычно быстро отводят глаза, чтобы остаться в своих мыслях и не дать другому повода продолжить разговор.

Когда я начала замечать такую “невидимую” манеру здороваться у дочки, я стала проговаривать с ней это. Наше первое правило в семье — приветствие должно быть хорошо и чётко слышно. И в момент приветствия ты ловишь “контакт глаз” — смотришь не себе под ноги, а на того, кому направлено приветствие. Это и работа над собой, и работа по установлению добрых отношений.

Второе правило — я называю его “правило соседа”: здоровайся первым — зажигай улыбки.

Давайте возможность поздороваться в ответ

Когда я звоню кому-то, то после традиционного “Здравствуйте” или “Добрый день” всегда оставляю паузу для ответного приветствия. Бывает, что собеседник на том конце линии не всегда понимает сразу, для чего эта пауза. Но я всегда даю ему эту возможность и дожидаюсь ответного приветствия. Я не собираюсь произносить монолог в пустоту. Я жду приветствия в ответ, потому что это означает, что меня услышали, на меня обратили внимание, меня готовы слушать.

Это важно и в личном общении, но по телефону важно вдвойне, ведь мы не видим мимики и не считываем языка тела

Кстати про приветствия в онлайне

“Меня так бесит, когда не здороваются в электронных письмах!” — сказала одна моя студентка.

В электронных коммуникациях приветствие ещё более важно, чем в онлайне. Если в офлайне можно использовать “язык тела” — отделаться улыбкой или кивком головы, то в онлайне, как и в общении по телефону, эмоции не видны. Функцию настройки на доброжелательность выполняет приветствие в виде печатного слова.

Интересно, что общение в соцсетях по умолчанию не предполагает приветствий. Поэтому там так много хайпов, холиваров и хейтерства.

Будьте щедрыми — дарите время

Самый главный фактор установления отношений между людьми — это время. Время нужно, чтобы слушать, услышать и попытаться понять. Время нужно, чтобы ответить. Здороваясь и отвечая на приветствие, мы показываем, что у нас на другого человека есть время. Мы показываем, что готовы слушать и вступить в диалог.

Любопытно, что чем ближе отношения людей, тем короче приветствие. С тем, кого мы мало знаем или видим редко, мы здороваемся длинно — “Здравствуйте, добрый день, как ваши дела?”.

Если с чужими нам важно установление отношений, и мы произносим “длинные слова”, то на близких мы банально экономим время

Бросаем слово через плечо, не поворачивая головы. Ведь наши хорошие отношения очевидны — к чему все эти “политессы”, когда времени и так очень мало? Но можно ли быть уверенным в том, что очевидное одному в той же степени очевидно другому?

В этом посте я сознательно оставила за рамками семантические смыслы. Например, что “здравствуйте” пошло от пожелания здоровья. Сегодня, здороваясь, мы вряд ли сознательно думаем об этом. А о происхождении слова “привет” лингвисты спорят до сих пор.

Я сознательно хочу сделать акцент на том, что приветствие — это важный ритуал, акт обмена вниманием и демонстрация признания наличия другого существа в общем с ним пространстве. Это ключ к дальнейшему общению.

Один из трендов современности — стремение к замедлению жизни, поиск баланса и благожелательность, которая начинается с приветствия.

Я здороваюсь. Я отвечаю на приветствие. Вы мне важны, и у меня для вас есть время. А время и внимание — это лучшее, что люди могут подарить друг другу.

--

--