Чем бы заняться церквям в 2018 году

Misanthropic Church
4 min readJan 2, 2018

--

2018 — год серьезных вызовов и испытаний. Кто их пройдет с достоинством, тот будет в следующие десятилетия пожинать плоды. Кто не справится — окажется у разбитого корыта и будет в своих бедах обвинять “либералов”, “атеистов”, “гуманистов” и секуляризацию.

Для начала немного контекста, перед тем как перейти к обсуждению активностей.

  1. 2017 год для евангельских протестантских церквей был самым успешным с точки зрения пиара и легитимизации (избавление от клейма “сектанты”). Конечно, речь идет о праздновании 500-летия Реформации. Здесь удалось привлечь на свои мероприятия власти (от местных до Президента), провести ряд активностей, добиться внимания прессы, которая часто по своей инициативе (а не по качественной работе тех самых пресс-служб протестантов) писала о Реформации и протестантизме. В информационном пространстве рассказ о Реформации часто сводился к поверхностному пересказыванию теории Макса Вебера об экономическом процветании западных стран и связи протестантизмом. Другими словами протестанты чуть ли ни буквально говорили: станьте протестантами и будет вам успех.
    Теперь светское общество заметило существование протестантов (речь идет прежде всего о евангеликах) и будет искать в их прихожанах, структурах, бизнесах те пресловутые success stories.
  2. По сути 2018 год — предвыборный год. Политики будут заигрывать с церквями, посещая воскресные богослужения или ежегодные конференции, рассказывая любимый стих из Библии, рассуждая о моральных ценностях и Иисусе. Церкви попытаются использовать выборы, чтобы получить скидку на газ, земельку, побороться с ЛГБТ или еще для чего-нибудь. Кто-то из прихожан будет работать в предвыборных штабах, кто-то будет входить в будущую президентскую команду.
  3. Будущие выборы поляризуют общество. Все больше выкристаллизовывается активное меньшинство, желающее жить в европейской стране. В эту же группу будут входить рядовые члены своих церквей. Они будут все более активно и жестко артикулировать прогрессивную повестку дня и требовать поддержки церковных иерархов.

Наконец, переходим у вопросу об активностях:

  1. Борьба с коррупцией (да-да, вы сейчас будуте смеяться, мол, заело пластинку). Борьба с коррупцией во всех ее проявлениях: от злоупотреблений на госзакупках и до подкупа судей, которые выпускают убийц, сбивших в пьяном угаре на смерть людей. С чего начать? Хотя бы с проповеди, что коррупция — смертельный грех. Далее можно начать обличать власть. Например, вы пастор церкви в одном из городов Украины. На вашего мэра завели дело по поводу нецелевых трат бюджетных средств. Вы не молитесь в стиле “Господи, мы не знаем всей правды, давай ты там сам разберешься”. А изучаете документы по тендерным закупкам, консультируетесь с активистами и экспертами. Затем изучаете декларацию вашего мэра и складывая 2 (оф. зарплата мэра)-1000 (его состояние), приходите к выводу, что он таки коррупционер. И начинаете молиться в церкви за его покаяние и Божий суд.
  2. Предвыборные обещания. В год агитационной кампании и гарантированным встречам (публичным и кулуарным) с политиками, можно использовать как возможность для декларирования требований об отказе от популистических обещаний и морально-этическому соответствию (“не кради”, например) для получения самой высокой должности в страны.
  3. Образование руководителей. Откровенно говоря уровень подготовки среднестатистического служителя в евангельской церкви оставляет желать лучшего. Да и высшего руководства тоже (здесь далеко до греко-католиков, у которых руководители церкви имеют гарвардские дипломы и знают иностранных языков больше, чем пальцев на одной руке). Поэтому служители церкви должны в этом году записаться в какую-то семинарию, на non-degree program (по-советски, курсы повышения квалификации), в какой-нибудь Украинский католический университет (цена-качество здесь самое лучшее по стране) или податься на scholarship в какой-то западный ВУЗ.
  4. Развитие образовательной системы. Здесь несколько направлений: а) улучшить качество образования семинариях. Например, по некоторым предметам пригласить специалистов, имеющих квалификацию и достижения в светском мире (как это делает Украинская евангельская семинария богословия с курсом коммуникаций); б) попытаться заложить основание для протестантского УКУ; в) открывать общеобразовательные школы. Здесь вообще непаханное поле. Стоит поблагодарить нардепа-баптиста Павла Унгуряна за закон, позволяющий церквям открывать школы. Теперь есть возможность занять внушительную нишу в общем и среднем образовании. Особенно это касается Киевского региона. Здесь в школах по 30–35 человек. Частные школы дорого стоят (от 6 тыс. грн/мес.). У евангеликов протестантов есть окно возможностей (такое было с высшим образованием в 90-х) создать альтернативную государственной систему, которая позволит оказывать влияние на подрастающее поколение. Здесь и перспективы в “воспитании детей в духе библейских ценностей”, и возможности в пополнении церковных членов, и в респектабельном восприятии в обществе.
  5. Участие в реформировании страны. На сегодняшний день есть частные примеры успешного участия христиан в мейнстриме реформ. Например, руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин (евангелик), руководитель Transparency International Ukraine Ярослав Юрчишин (греко-католик), ряд евангеликов в качестве экспертов в Реанимационном пакете реформ (зонтичная организация объединяющая основные неправительственные организации, занимающиеся реформами). Здесь церкви могут быть полезными в мотивации своих членов присоединяться к реформаторским общественным организациям и объединениям, публичной поддержке деятельности подобных организаций, создании на базе своих церквей и союзов тематических экспертных дискуссий по поводу преобразования страны. Наконец, можно помочь финансово.
  6. Создание визионерского проекта наподобие Несторовской группы. Если украинские протестанты любят говорить о теории Вебера и преобразовании общества, то должны запустить собственный проект, объединяющий самые светлые умы церковного сообщества для формирования своего видения развития страны и презентации обществу своей повестки дня, предполагающей решение конкретных проблем и вопросов. Этот проект наименее затратен. Он лишь требует доброй воли и желания со стороны интеллектуалов посвятить 1 день в месяц ради осмысления процессов, формулирования общей позиции (оценки) и поиске решения.

Список можно продолжить. Но мы считаем, что этих задач хватит с головой на этот новый год.

--

--

Misanthropic Church

Сообщество думающих, адекватных христиан, готовых откровенно обсуждать злободневные темы, касающиеся церкви и окружающего мира