ЕКАТЕРИНБУРГ: Интервью с Осипом Тоффом.

МОРЕ СЛОВ
4 min readJul 19, 2017
Саша и Никита. Источник фото известен только им.

Творческий тандем двух молодых художников Саши и Никиты, плотно сотрудничающий с Ural Vision Gallery.

Евгений Кутергин: Расскажите про себя: как каждый из вас заинтересовался искусством и в последствии пришёл к творчеству?

Никита: В детстве со мной часто случались всесторонне поощряемые «припадки артистизма» по мотивам русский псевдонародных сказок, бразильских сериалов и новостных выпусков. Возникновение осмысленного желания оформить этот фантастический опыт, закрепив полученное на материальном носителе, было лишь вопросом времени.

Саша: Да, вся эта история на радость фрейдистам родом из детства. Уже в ранние годы случилась сильнейшая перфорация. Под впечатлением от возможной профанации со стороны аукционных домов, я организовывала собственные «торги». Набросав нехитрые избы на винтажной бумаге, пускала их с молотка. Случилось благословение! Возвышенные чувства пришли и остаются со мной.

ЕК: Как появился Осип Тофф (как творческий дуэт и как персонаж)?

Осип Тофф: Творческий дуэт появился, а Осип просто пришёл и всё покрыл. Кто-то пошутил, а кто-то посмеялся. Историй много, и, рассказав какую-то одну, мы нивелируем значимость всех остальных.

Осип Тофф. Баумаус. 2017 г.

ЕК: И как можно охарактеризовать Осипа Тоффа как персонажа? Насколько каждый из вас может себя ассоциировать с ним?

ОТ: Осип в полной мере не существует как некто третий. Он результат сложения. Каждый из нас — часть этого результата, но не его половина.

«Неторопливый хулиган» весьма неплохо описывает Осипа, который «народился» как название для этого вида хулиганства.

ЕК: Как происходит творческий процесс? Вы над каждой картиной работаете вместе? Есть какое-то разделение труда?

ОТ: Исходная идея не бывает коллективной. Она появляется у кого-то одного из нас. Последующее «проектирование» всегда дискуссионно. Споры с пеной у рта — не наш метод, но эпизоды «тихой резни» иногда случаются. Производственная часть работы подчинена правилу «от каждого по способностям» — это лишь честная механическая деятельность.

Осип Тофф. Melanzane giacano a Pallone, 2016

ЕК: Как думаете, в будущем можно увидеть вас как сольных художников?

ОТ: Золотое правило: то, чего люди не знают, им не вредит, а не навредить — это одна из основных заповедей для тех, кто считает себя способным помочь. Мы же хотим сделать хорошо и красиво себе и другим. Вместе или по отдельности.

ЕК: Чем вдохновлена ваша визуальная стилистика? И почему вместо привычного «классического» холста — дерево и бумага?

ОТ: Вероятно, самой плоскостью и желанием оставить ей природную двухмерность. Одна знакомая назвала наши работы «прекрасным отсутствием живописи». Нет живописи — нет холста. Тканевые основы слишком условны, у них так много притязаний. Тогда как дерево всегда реально, а бумага пуста и послушна.

Осип Тофф. Рюмус Максима.

ЕК: Можно ли сказать, что ваше творчество — это ироническое осмысление истории искусства и массовой культуры? Или это всё-таки о другом?

ОТ: История — это по сути бессвязные рассказы о времени и его характерах. Казусов было предостаточно. С помощью иронии их можно «попробовать» и оценить. Перефразируя цитату из одного известного сериала, можно сказать, что ирония — «это такой увлажняющий крем».

ЕК: Первая выставка у вас была совсем недавно, в прошлом году. Как это сложилось, и как оцениваете свой первый выставочный опыт?

ОТ: Момент отчуждения от своей работы: процесс производства в мастерской и итог, разместившийся в галерее, плюс зритель — это уже нечто больше чем то, что было. Не без помощи, но почти с наскока, мы взяли довольно большую высоту для молодого художника, выставивщись с известными авторами в престижной галерее [Ural Vision Gallery]. Начало положено. Выходя за ворота, нужно двигаться дальше.

Осип Тофф. Сфинкт в сахаре.

ЕК: На ваш взгляд, важно ли для художника быть известным и узнаваемым? Насколько для вас важна коммерческая оценка ваших произведений?

ОТ: Это вопрос-пропорция. Художник, как продукт, определяется своей известностью и узнаваемостью, что ведёт к коммерческой оценке в виде процесса. Художник, как человек, определяет для себя комфортную степень своей известности и узнаваемости, ориентируясь на всё ту же коммерческую оценку, но уже как на результат. На данном этапе мы скорее закрыты для проникновения подобных социальных благ в своё личное пространство. Это делает коммерческую оценку важной для возможности спокойного существования нас в рамках выбранной поведенческой модели. Но такие «материи» весьма пластичны. Условия меняются, меняемся и мы.

ЕК: Каким вы видите развитие искусства в будущем?

ОТ: Линейного развития искусства в виде смены качественных состояний не происходит. Скорее можно говорить о некой эволюции с отсутствием в ней критерия этого самого качества. Иногда регресс — это хорошо. Иногда хорошо — это плохо… «Исход» изменяем в зависимости от наличия, неожиданного появления, спонтанности переменных и того, чем их число множиться.

19/07/2017

Читайте также: наше блиц-интервью с художниками.

Другие работы Осипа можно посмотреть здесь

--

--