В первой части об историческом значении 2016 года мы говорили о благоустройстве и ночи длинных ковшей, МЦК и транспорте, трэш арте и стрит арте. Теперь речь пойдёт об архитектуре, приобретениях и потерях.
7. Советский модернизм
Один из главных трендов — мода на советский модернизм. Стиль, который интересовал только энтузиастов, постепенно захватил внимание широкой аудитории. Наверное, всё началось с сообщества жж ru_sovarch, а затем — одноименного сайта в конце 2000-х. В 2011 г. вышла “космическая” книга Фредерика Шобина. Потом был институт “Стрелка” и пропаганда модернизма Рэмом Кулхасом.
Всё продолжилось закономерно — созданием большого проекта SovMod, а в 2016 году и подавно — выходом фундаментального каталога-путеводителя по советскому модернизму Москвы. Теперь про этот стиль часто пишет главное городское СМИ The Village, а ещё он стремительно входит в массовую культуру.
Модернизм — вещь, конечно, спорная (см., например, начало фильма “Ирония Судьбы”), но нужно признать главный положительный эффект нынешней моды: стало понятно, что параллельно с “коробками” в 60–80-е годы строилось и правда много интересного и достойного внимания.
8. Новая жизнь промзон
На Ленинградке теперь не пахнет сладостями. Фабрика “Большевик” окончательно утратила свое производственное значение. Теперь в кирпичных пряничных корпусах — деловые центры и общественные пространства.
Ревитализация промзон — это то, что Москве хорошо удаётся в последнее время. В результате для широкой публики открываются некогда недоступные места. Если вспоминать с “Винзавода”, то этой тенденции уже 10 лет.
Помимо офисов на бывшей кондитеской фабрике открылся Музей русского импрессионизма. А в октябре проект реновации “Большевика”, созданный британским бюро John McAslan + Partners, получил премию International Property Awards в номинации “Редевелопмент. Коммерческая реновация”.
9. Новая высотка на Садовом
в 2016-м завершилось строительство высотки в Оружейном переулке. О вводе в эксплуатацию этого долгостроя сообщали ещё в конце 2015 г., но потом заканчивались отделочные работы, а само здание прирастало шпилем.
Вообще строительство длилось 10 лет: с 2006 по 2016 гг. с “кризисным” перерывом в 2008–2010 гг. Москва получила еще одну высотку на Садовом кольце. И теперь она явно пытается соперничать со зданием МИД и соседней гостиницей “Пекин”.
Даже история строительства башни в Оружейном повторяет историю с МИДом. Шпиль и там, и там возник уже на завершающей стадии. Целесообразность и допустимость такого громадного здания в историческом центре до сих пор ставится под сомнение. А шпиль обесценил весь проект. Вместо американского по духу небоскреба с отсылками к ар деко получилась неумелая стилизация под сталинскую высотку в духе “Триумф-Паласа”.
10. Монументы
Памятник князю Владимиру в Москве всё-таки появился. Теперь Боровицкая площадь — место самого концетрированного патриотизма. Брандмауэры близлежащих домов покрыты идеологически верными граффити: с Воином-освободителем и Мининым-Пожарским. Напротив святой Владимир. Рядом галерея главного реалиста страны Александра Шилова. Да и вход в державно-заповедный Александровский сад тут же.
История с монументом тоже была долгой. Москвичам удалось пресечь его появление на Воробьевых горах. Но всесильное Военно-историческое общество отвоевало под памятник место, ранее известное, как лужайка Никсона. Эта территория оставалась незастроенной с тех пор, как там снесли ветхую застройку к приезду американского президента в 1972 году.
Интересен и автор статуи. Салават Щербаков стал теперь главным “придворным скульптором”. Все значимые памятники последних лет — его рук дело. В Москве он начинал с работ для РЖД, например, с памятника царскому министру путей сообщения Мельникову (2003). В 2008 году продолжил техническую тему в других значимых монументах — инженеру Шухову и конструктору Королеву (2008). Потом в творчестве мастера начался государственно-охранительский этап, включивший памятники Столыпину (2012), патриарху Гермогену (2013), Александру I (2014) и теперь — князю Владимиру.
11. Сносы и незаконное строительство
В 2016-м опять произошли сносы исторических зданий. Из главных утрат – Таганская АТС на Покровском бульваре и остатки Зарядья в Китай-городе. Неравнодушным жителям пришлось снова вспомнить про движение “Архнадзор”.
Несмотря на сведённое к минимуму общественное движение, в мае “Архнадзору” удалось провести массовый митинг против разрушения наследия и других незаконных городских инициатив. Время было неудобное (конец рабочего дня), место тоже (Суворовская пл.), но судя по количеству подписей, пришло почти 900 человек.
Главным требованием митинга стало придание Москве (в границах Камер-Коллежского вала) статуса исторического поселения федерального значения. В таком городе подлежат сохранению все исторически ценные градоформирующие объекты, а градостроительные регламенты в границах поселения утверждаются федеральным органом охраны наследия.
Правда, несмотря на это, год закончился тем, что в Москве с многочисленными нарушениями прошли публичные слушания о новых Правилах землепользования и застройки.
12. Ураган
Последнее событие — скорее локальное. В июле в Москве случилась буря, но в большинстве районов никаких последствий это не вызвало. А вот жители Богородского 2016 год наверняка будут вспоминать так же, как 1998-й, когда по Москве прокатился самый сильный ураган.
Уютные кварталы пятиэтажек в Богородском лишились многих деревьев (не только кленов и тополей, но и берез, лип), сильно пострадала городская инфраструктура (порванные провода, упавшие столбы). Некоторые деревья завалились на дома или погребли под собой припаркованные машины.
Неожиданные и действительно серьёзные потери. Объекты городских служб восстановили быстро, в течение нескольких дней. Упавшие деревья вывозили до октября, а новые стали сажать и того позже, только в ноябре, практически в мерзлую почву.