Зимбабве — лучший автостоп и концентрированная доброта

Julia Voynova
8 min readFeb 6, 2018

--

Наконец-то спим в кроватях, устраиваем анархию в библиотеке и тестируем зимбабвийский автостоп.

3 дня без душа, 2 ночи в автобусах и вот мы в Зимбабве, на часах 4 ночи, мы таки забукировали хостел и надеемся, что нам в такое время кто-то откроет и пустит поспать. Порадовало, что почти никто из таксистов не пыталась нас нашутить, в основном говорили такие же цены, как и местным.

Админ хостела был к нам очень добр и разрешил сразу вписаться спать, хотя мы заплатили только за следующую ночь и он имел полное право отфутболить нас примерно до обеда. Душ и сон в кровати были райским наслаждением, наградой за то, что мы достойно выдержали испытание общественным транспортом.

Поспав, как белые люди (пардонте за расизм), в кроватках до обеда, мы отправились исследовать Булавайо, второй по величине город в Зимбабве.

Оказалось, что мы живем в лухари районе с шикарными тенистыми аллеями и дачей местного Януковича по соседству.

В планах у нас был центральный парк, музей natural history и гуляние по центру, в желудке — пустота.

Парк для парочек и самая ядовитая змея в Африке

Музей превзошел ожидания, зимбабвийцы на славу постарались. Особенно крутыми были геология, модель шахты, по которой можно было гулять и живые змеи. Впрочем змеи не для слабонервных, одна при нас придушила и начала пожирать крысу, но больше всего пощекотал нервишки открытый вольер с надписью “самая большая и самая ядовитая змея в Африке”

К сожалению, в музее было запрещено фотографировать, поэтому приходилось делать это максимально беспалевно.

Королевский стул, по видимому намекает на плодородие и вот это вот все.

Каким бы интересным не был музей, пустой желудок зовёт меня в бой, я начинаю ходить за Наташей и говорить “хочу жрать, хочу жрать, хочу жрать”. Стратегия срабатывает на отличненько и мы выходим на охоту, по дороге гуляем по центральному парку. Центральный парк оказался любимым (и возможно единственным) местом парочек — за все время мы не встретили ни мамаш с детьми, ни компаний друзей.

Знакомимся с местными

Не обнаружив на деревьях ничего съестного, мы вышли в город в поисках супермаркета. Симки мы купить не успели, так что блага цивилизации в виде гугл карт были нам недоступны, мы шли частично наугад, частично руководствуясь смутными указаниями местных жителей.

Внезапно из припаркованной рядом машины высовывается чувак, спрашивает, куда мы направляемся и предлагает услуги такси. Мы говорим, что в супермаркет и вообще мы лучше пешочком, он “Если у вас нет денег, я вас бесплатно довезу!”, мы радостные заскакиваем в машину. Действительно бесплатно, нет, не нашутилово с вымогательством “благодарности”, просто чел по доброте душевной захотел нам помочь. Нашего нового знакомого зовут Энтони, он спрашивает, где мы остановились, мы называем свой гестхаус и говорим, что мол дороговато 30 баксов за комнату. Энтони предлагает вписаться у него за десятку, договариваемся после магазина поехать посмотреть, где он живёт. В супермаркете оказались раза в полтора дороже, чем в Москве, несмотря на это очередь внушительная, странно для такой бедной страны.

Первый день в стране и уже едем к кому-то в гости, чувствую себя мега крутым автостопщиком и радуюсь, что наконец поем. У Энтони дома был минимализм и собака по кличке Снуппи, а ещё стояла советская стенка и телек, по которому шло индийское кино, вот такая эклектика. Напрягало отсутствие душа (к мытью из ведерок у меня личная неприязнь). В любом случае мы заплатили за ночь в гестхаузе, так что решили над предложением еще подумать. Энтони отвёз нас обратно в центр, оставил свой телефон и пожелал удачи. Дело плавно шло к закату, а город был ещё не исследован, побежали наверстывать.

Гуляя по Булавайо, в голове у меня вертелось слово “колониальный”, пожалуй оно лучше всего описывает стиль города. Ещё поразили безумно широкие улицы, видимо когда-то город ждало большое будущее, но что-то пошло не так.

На улицах довольно много мусора, но ни одного бомжа или попрошайки. И крайне дружелюбные люди! Все вокруг здороваются с нами, спрашивают, как дела, как давно мы в Зимбабве, откуда мы (все это на прекрасном английском) и никто не пытается нам ничего продать. В голове не укладывается, что это та же самая страна, про которую в ЮАР, когда мы заявляли, что собираемся туда ехать, каждый второй говорил нам “Зимбабве, да вы что, там стрёмно, куда угодно езжайте, только не туда!”

Анархия в библиотеке

Гуляем мы мимо местной библиотеки, я замечаю, что возле нее валяются чьи-то старые ботинки, причем непарные и решаю это запечатлеть.

Нас видит библиотекарь и приглашает пофоткать изнутри :)

Библиотекаря звали Натаниэль и он был уверен, что у него найдутся книги русских писателей. Начинаем все вместе бегать по залу в поисках Достоевского, Толстого и Пушкина. Все тщетно, зато нашли кучу книг, связанных с историей СССР и что-то про водку.

Оказалось, что Натаниэль не только библиотекарем работает, но ещё и чертежи домой в автокаде рисует, а в библиотеке нашлись и книги по программированию, даже не шибко древние, так что назвать Зимбабве отсталой темной страной язык уже не поворачивается.

Распрощавшись с Натаниэлем, мы выдвигается на поиски кафешки и, как всегда, супермаркета, по дороге покупаем ананасы и фрукты с настолько замудреным названием, что я так и не смогла его запомнить, несмотря на все старания местных. Продавец с милой улыбкой положил нам фруктов даже больше, чем мы купили.

Видимо поход в кафе — не самый популярный вид досуга у местных, мы так и не смогли найти работающей кафешки воскресным вечером, значит как всегда, едим то, что найдем в магазине. Зимбабвийский супермаркет порадовал соком в упаковках от стекломоя, наличием в кулинарии бычьих хвостов, куриных лап и уже привычных сосисок-соотечественников.

Пока что Зимбаве нравится мне даже больше ЮАР, такого повсеместного дружелюбия и заботы я давно нигде не видела.

Автостопом по Зимбабве

С утреца завтракаем арбузом и бичпакетами, благополучно проходим квест по покупке местных симок и выдвигается в сторону шоссе. Сегодня едем в Great Zimbabwe, руины древнего города в 5 часах езды от Булавайо. Автобус для слабаков, мы собираемся тестировать автостоп в этой стране и плевать, что уже время обеда.

Первую машину застопили минут за 5, и это в черте города! Наш Водитель вез дочку в школу (на следующий день заканчивались каникулы), она учиться в boarding school и домой приезжает только на каникулы.

Мы воспользовались случаем и расспросили про систему образования в Зимбабве. Все образование в стране платное, не только универы, но и школы, даже начальная. Есть частные и частно-государственные школы, в последних обучение немного подешевле, около 400$ в триместр. Получается, чтобы отдать ребенка в школу зимбабвийцу надо где-то достать 1200 баксов в год, это при том, что значительная часть населения живёт на доллар в день. Несмотря на такие расценки, из разговора с местными видно, что все прямо таки помешаны на образовании, а городе дикое количество рекламы школ, курсов по подготовке к экзаменам, школьной формы. Радует, что образование в равной степени получают и мальчики и девочки. За разговорами треть пути пролетает незаметно, мы высаживаемся на повороте, обнаруживаем круглую гору и торговцев горячей кукурузой. Выясняем, что в Зимбабве кукурузу не варят, а коптят на огне, по вкусу напоминает гибрид с попкорном.

Вторую машину застопили тоже без труда, минут за 7–10. Сначала думали не влезем, но потом поняли, что для зимбабвийцев 3 человека на заднем сиденье — далеко не придел. Наташа залезла туда четвертой, а я ехала в багажнике, полулёжа на какой то канистре. И надо сказать ехала с комфортом, умудрилась даже поспать в багажнике.

Я бы могла поспать и подольше, но вдруг машина начала совсем стрёмно дребезжать. Думали пробило колесо, оказалось хуже, покрышка и камера канули в небытие, осталась только металлическая часть колеса. В машине была запаска, но по какой-то причине она не подходила. Водитель и компания застопили другую машину и укатили с запаской в сторону ближайшего поселка, оставив нас и ещё одного пассажира следить за тачкой.

Жара просто нестерпимая, мы находим жалкий тенечек и жмемся там, земля раскаленная, сесть на нее невозможно, поэтому в лучших гопнических традициях сижу на кортах. Через полчаса ожидания мы понимаем, что если мы не сдвинется сейчас, то, во-первых, расплавится а, во-вторых, приедем в пункт назначения ночью. Мы просим оставшегося пассажира передать водителю спасибо и стопим следующую машину.

Теперь нас везёт семья — мама, папа, ребенок и дядя, они едут из Ботсваны в Мозамбик, сами родом из Зимбабве.

Вообще зимбабвийцы стопят за деньги, цены вполне приемлемые, для водителей это способ отбить деньги за бензин (весьма недешевый), для местных — быстро доехать в нужную точку. Но мы как суровые русские автостопщики, говорим, что путешествуем бесплатно и почти все соглашаются нас везти нахаляву. И этот случай не был исключением. Мы немного
поболтали про экономическую и политическую ситуацию в Зимбабве, выяснили, что не только образование, но ещё и медицина полностью платная. Дела в стране не очень, местный диктатор Мугабе за 37 лет правления загнал Зимбабве в полнейшую экономическую задницу, но недавно у них сменился президент и все надеются на лучшее. Уже не первый раз нас советуют делать бизнес в их старе, причем местных совершенно не смущает, что мы автостопщики и даже за дорогу не платим.

Через пару часов мы приезжаем в Масвинго, ближайший к руинам город, солнце скоро зайдет, мы опять без понятия, где ночуем. Но мы не унываем, кушаем бананы, которыми нас угостила семья и смотрим на уличные танцы. У Наташи появляется идея попробовать вписаться в общаге. В надежде на то, ещё не всё вернулись с каникул и пара свободных коек найдется, мы двигаемся в сторону местного колледжа.

--

--