Урбанистика — профессия ли? Как и зачем этому учиться?

Nadia Khort
7 min readApr 2, 2019

--

Неделю назад (25/03/19) с нами произошло знаменательное событие — мы отметили 8 летний юбилей. 8 лет назад была основана Высшая школа урбанистики под руководством Александра Аркадьевича Высоковского.

8 лет как в российском общественном дискурсе существует слово “урбанистика”. До появления Высшей школы урбанистики — слово “урбанистика” в России не использовалось ни в общественном дискурсе, ни в профессиональном, ни тем более в политическом. За 8 лет, мы подняли дискуссию о городах и городском развитии на высокий профессиональный уровень и сейчас развитие городов и урбанистики — это одно из ключевых направлений федеральной, региональной и местной политики. Мы добились этого за счет формирования новой професии.

Безусловно, в этот процесс было вовлечено большое количество акторов — планировочных институтов, консталтинговых агенств, других образовательных учреждений, архитектурных бюро и отдельных активистов, но мы были одними из первыми и только мы в течение этих 8 лет на регулярной основе выпускаем профессиональных “градоустроителей”, которые в дальнейшем и являются теми агентами изменений на разных уровнях, которые поднимают повестку городского развития на более профессиональный уровень.

Но даже наш, сейчас уже можно сказать, многолетний опыт, не позволяет нам не сомневаться и не задавать себе вопрос — какие компетенции определяют профессионализм урбаниста? какие компетенции будут востребованы в будущем? кто такой урбанист и чем он должен и не должен заниматься?

Давайте разбираться. Это будет полезно для всех, кто хочет связать свою жизнь и свою карьеру с развитием городов и улучшением качества жизни в них.

В традиционной советской системе образования существовала такая профессия как “градостроитель”. Как видно из этого слова, предполагается, что такой специалист строит города. И для советской действительности это было вполне акутально — многие города или микрорайоны, размером с небольшой город, строились с нуля. Градостроитель планировал и чертил генеральный план города, планировал расположение функциональных зон, многообразие которых зачастую ограничивалось планированием промышленных, жилых и зеленых зон, планировал социальную инфраструктуру исходя из нормативных расчетов, планировал подводящую инфраструктуру — водоснабжение и водоотведение, дороги. В этой системе все было прекрасно, относительно современных реалий достаточно просто и понятно — планируй, строй, планируй, строй. Никакого сопротивления и конфликта.

И многие дипломированные градостроители, в том числе, молодые специалисты, а также многие чиновники, архитекторы по прежнему живут и “строят” города в этой парадигме. За последние 25 лет этот подход из 100% социалистического, в котором были свои плюсы, трансформировался во Франкенштейна в сознании которого столкнулись худшие проявления социалистического и капиталистического проектирования среды для жизни. И этот Франкенштейн производит на регулярной основе по всей России вот таких уродов .

Мы хотим жить в комфортном городе и для этого мы должны изменить образовательные подходы и профессиональную этику, миссию людей, которые занимаются развитием городов. И такая этика, такая миссия появилась в новой России в виде вполне определенного инструмента, о котором мы поговорим дальше.

Что изменилось в профессии в Новой России? Какие новые вводные появились, которые требуют от специалистов в сфере городского развития новых подходов в работе и качественно иных компетенций?

Произошло одно очень большое и важное изменение, которое определяет ход развития территорий, в том числе городских территорий в капиталистическом мире. В пространстве города институционально появились новые игроки помимо государства. Появились новые участники процесса городского развития — это горожане, которые за счет вновь появившегося в 90е года института частной собственности и права на недвижимость и землю, получили в руки инструмент влияния на городскую политику, городскую застройку, которого у них раньше не было. Каждый из вас, если у вас есть в собственности жилая площадь, платите налог на недвижимость и налог на землю под пятном застройки или в границах межевания. То есть вы, с одной стороны, несете ответственность за то, что происходит на этой территории, а с другой стороны, имеете право требовать, чтобы на вашей территории или смежной территории не происходило то, что вас не устраивает, то, что потенциально может снизить стоимость вашей собственности и ухудшить качество вашей жизни. Если смотреть шире и несколько более идеалистически, то вы имеете полное право предъявлять такие требования к территории всего города, так как то, что происходит в городе в целом непрямыми эффектами может отражаться на стоимости вашей недвижимости и качестве вашей жизни.

Помимо горожан появляется институционально еще один игрок — девелопер, застройщик, некое юридическое лицо, которое, инвестируя в развитие или редевелопмент территории, стремится из этого получить экономическую выгоду, заработать на этом и это уже более 25 лет не запрещено законом. К сожалению, по прежнему многие застройщики и девелоперы как раз и составляют правое полушарие мозга того Франкенштейна о котором мы говорили ранее.

Итак, в Новой России, с появлением института частной собственности на землю и недвижимость, появился новый тип отношений, отношений между горожанами — девелоперами и городскими властями. Эти отношения и все процессы, которые их сопровождают служат двигателем эволюции или деградации городской среды.

Какую роль в этих отношениях играет урбанист? Все очень просто, в этих отношениях урбанист играет роль медиатора. Урбанист — это справедливый медиатор. Это человек, который способен привести любой городской проект, любой процесс, происходящий в городе, к эволюции городской среды с учетом соблюдения интересов разных групп. В предыдущей парадигме градостроительства, в советской, такой роли не существовало, потому что в ней не было потребности — некому не с кем и не о чем было договариваться или конфликтовать. Существовал госплан, который все за всех решал.

В капиталистических общества город — это места конфликта и мы как ответственные горожан должны открыто заявлять о своих правах на город, как нам это завещал французский философ Анри Лефевр еще в 60х годах прошлого века.

Но что же такого особенного и как делает урбанист, какие он инструменты и методы использует, чтобы удовлетворить интересы всех групп и чтобы реализовался проект, который приведет к эволюционному развитию города? а главное как этому научиться?

В американских и европейских образовательных учреждениях существует три ключевых образовательных трека, которые ассоциируются напрямую с формированием специалистов в сфере городского развития — 1) это urban/landscape design, 2) это urban planning/urban geography и это 3) policy/public administation/managment. Этим трем ключевым образовательным трекам соответсвует набор базовых компетенций, владение которыми ожидается от специалиста.

Для урбан дизайнера, специалиста в формировании физической среды города — зданий, групп зданий, общественных пространств и ландшафтов — это владение объемно-пространственным мышлением и проектировочным программным обеспечением, трехмерной визуализации, знание о материалах и конструкциях. Для урбан плэннера, специалиста, который разрабатывает генеральные планы, планы земелпользования и застройки и за счетов этого влияет на развитие городских территорий, ключевыми навыками будет умение обращаться с картами и схемами, владение геоинформационным программным обеспечением и методами пространственного анализа. Для городского администратора — на первом месте будут стоять навыки финансового менеджмента и понимание экономики города, знание особенностей устройства системы городского хозяйства и законодательства и особую важность будут играть так называемые “софт скиллс” — навыки коммуникации, эмпатии, публичной презентации.

Все эти образовательные треки — urban design, urban planning и urban managment — имею общий объект, с которым они работаю — это город, но предмет с которым они работаю будет отличаться от трека к треку — для урбан дизайна это будет физическая среды города, для урбан плэннига отношения землепользования, для урбан менеджемента — целостность городской системы и процессы протекающие в ней. Также будут различаться базовые инструменты работы и компетенции, особенно в части так называемых хард скиллс — профессиональных компетенций, которым можно научить и которые можно измерить — это как раз владение программным обеспечением, навыки черчения, графики, GISов и так далее.

При этом, согласно опросам практиков с более, чем 20ти летним опытом, из Американской ассоциации планировщиков — в связи появлением новых глобальных вызовов городского развития, все большую важность для выпускниво и будущих специалистов обретают софт скиллс в противовес только хард скиллс, которым обучают на классических образовательных программах.

И это замечание становится очень важным для развития урбанистики, потому что урбанистика — это миссия и не каждый архитектор, градостроитель или социолог является урбанистом. Урбанистом является тот, кто несет ценности эволюционного развития города через каждый проект, через каждую дискуссию и каждый конфликт, используя при этом для достижения цели разные инструменты, свойственные его профессии.

В связи с этим, урбанистика — это во многом больше про софт скиллс, нежели чем про определенные профессиональные навыки определенных специальностей. Это, как я сказала ранее, про эмпатию к нуждам и запросам горожан, про умение договариваться и конструктивно разрешать конфликты. Для урбаниста хард скиллс уходят на второй план, в то время как софт скиллс выходят на первый план.

В образовательных программах, которые стремятся предоставить комплексный взгляд на эволюцию города, помимо узких профессиональных компетенций, в учебных планах и в программах учебных дисциплин будет соблюден баланс в развитии софт и хард скиллс.

Ведь можно быть урбан дизайнером, планировщиком, архитектором и не быть урбанистом, нести в город не эволюцию, а деградацию. Урбанист — это не профессия, а роль и миссия и значит этому невозможно научиться, но эту миссию можно и нужно взять на себя, если вы мечтаете жить в экологичном, комфортном, честном и безопасном городе. И посредством разных компетенций, инструментов и навыков, которым можно научиться, делать города лучше.

--

--