Полвека назад в Чадыр-Лунге была взорвана церковь св. Дмитрия

В этом году, 11 сентября, исполняется 50 лет со дня одного из печальных событий в истории нашего города: в этот день в 1972 году была разрушена церковь св. Дмитрия. В фонде городского музея хранятся документы, рассказывающие о том, как начиналось строительство церкви и как ее разрушали.

В 1908 году 27 января, по распоряжению местного старосты Федора Келеша, жители Чадыр-Лунги собрались на сельский сход. На сходе было принято решение о строительстве новой церкви на Тираспольской магале. Были выбраны доверенные лица: Савва Саввович Кусурсуз, Петр Георгиевич Кывыржик и Степан Евстафьевич Генов — люди честные и заслуженные, имеющие полное доверие со стороны местных жителей. Доверенные лица занимались сбором средств на строительство церкви. В течение пяти лет доверенные лица должны были перечислять собранные деньги на счет, открытый в Государственном кредитном учреждении на имя общества Чадыр-Лунги. В Мирском приговоре (решение сельского схода) также говорится, что новую церковь планируют построить во имя св. Дмитрия — в честь жителя Чадыр-Лунги Дмитрия Ивановича Кусурсуза (дядя Хаджи Савки), выделившего на строительство церкви 1000 рублей. В те времена это были немалые деньги. В ноябре 1911 года церковь была открыта для прихожан. После открытия новой церкви Чадыр-Лунга была поделена на два прихода. 28 ноября 1911 года священник Свято-Димитриевской церкви обратился с прошением в Кишиневскую духовную консисторию о разделении села Чадыр-Лунга на две части (Чадыр-Лунга и Тирасполь) между двумя причтами, между двумя приходами для более своевременного совершения богослужения.

Служили в церкви священниками Ермоген Телеуца, его сын Константин Телеуца, псаломщик Василий Архипович Полянский. У отца Ермогена, кроме сына Константина, были и две дочери — Зинаида и Неонила. Обе они окончили женское епархиальное училище в Кишиневе. Неонила Телеуца, народная учительница Чадыр-Лунги, выйдя замуж за учителя села Дивизия Аккерманского уезда Павла Коваленко, уехала из Чадыр-Лунги. Константин Ермогенович Телеуца в 1889 году окончил Кишиневскую духовную семинарию, а затем — Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге. Кстати, он владел методикой лечения гипнозом. Однажды, на свою беду, решил продемонстрировать свои знания на отце, погрузив его в гипнотический сон. В семье между сыном и отцом разразился скандал. Только после долгих уговоров Константину удалось убедить отца, что ничего дьявольского в этом нет, это всего лишь метод лечения. И тем не менее, отец настоял на том, чтобы сын оставил психиатрию и стал священником. В церкви св. Дмитрия отец Константин Телеуца служил до 1944 года, до конца войны. Последним священником в церкви служил отец Петр Мокан. Сохранилась фотография, на которой мы видим и отца Петра, и певчих церковного хора.

Действовала церковь до 60-х годов. Решением Исполкома Чадыр-Лунгского районного Совета трудящихся от 14 мая 1966 г. было принято решение просить Совет Министров Молдавской ССР дать разрешение на снос церкви в городе Чадыр-Лунга в связи с тем, что церковь не действующая и снята с регистрации, находится в аварийном состоянии и не представляет собой ценное архитектурное строение, как памятник культуры, а также учитывая, что по генплану города на этом месте планируется строительство нового Дома культуры. Работающий в то время директором музея Константинов Василий Игнатьевич добивался разрешения разместить в здании церкви городской музей. Он неоднократно писал прошения и письма в Министерство культуры МССР. Местные власти его уверяли, что вопрос решен положительно и что в скором времени музей переедет в здание церкви. Ничего не подозревающий Василий Игнатьевич уехал в командировку. А в это время, воспользовавшись его отсутствием, 11 сентября 1972 года церковь была взорвана. Накануне солдаты закладывали взрывчатку под стены церкви. На вопрос местных жителей, какие работы они ведут, солдаты отвечали, что они проводят отопление, и скоро церковь откроется вновь для прихожан и верующих. Люди успокоились. Но еще через несколько дней всех жителей улиц, расположенных вблизи церкви, эвакуировали. Это был понедельник. Учащихся школы №2, находящейся неподалеку, распустили по домам. Самые отчаянные школьники решили не уходить домой и, стоя на перекрестке улиц Ленина и К. Маркса, наблюдали за всем происходящим. Как рассказывают жители города, с первого раза взорвать церковь не удалось. Строили ведь на века. Только после третьего взрыва стены здания осели, а серебряные купола накрыли груды камней. А начиналось все гораздо раньше. Местные власти с начала 60-х годов предъявляли претензии к церкви. Судя по решениям районного исполкома того периода оказывается: « …площадь вокруг церкви не благоустроена, забор развален, дом, в котором живет настоятель церкви, длительное время не ремонтируется, земля вокруг церковного здания, где посажен виноград, не обрабатывается, а все вместе портит вид города».

Конечно же, ничего подобного не было. Об этом свидетельствуют и фотографии того времени, и рассказы наших старожилов. Но исполнительный комитет района не унимался: «Настоятель церкви Мокан своими словесными действиями озлобляет верующих против органов государственной власти». Далее: «Служитель культа Мокан П.К. без какого-либо разрешения исполкома и горсовета продолжает устраивать религиозные шествия, совершает обряды и церемонии…» И, как итог всех нападок, решение районного исполкома от 6 сентября 1961года: «Договор расторгнуть. Обязать исполком Чадыр-Лунгского городского Совета ключи от церковного здания, церковного жилого дома и все предметы, предназначенные для культовых целей, принять на хранение от церковной общины, здание церкви закрыть до особого распоряжения».

Для газеты “Знамя”, Стефанида Стамова, директор муниципального историко-этнографического музея. Фото из архива музея

--

--

Ната Чеботарь. Истории из жизни

Журналист, блогер, арт-терапевт. Более 20 лет пишу о традициях, культуре и обычаях гагаузского народа. И не только об этом. Читайте в радость!