Интерес и любопытство — это диаметрально разные понятия

Я раньше всегда путала любопытство и интерес к себе. Друзей в школе у меня было немного, взгляды на обыденные вещи, увлечения и манера поведения были странные, скучные, непонятные.

Я хорошо училась, давала списывать. Думала, так можно получить взамен дружбу. Получала отстраненные взгляды, которые смотрели на меня, но мимо меня, громко напоминая: “Ты не как мы. Странная, тебя надо сторониться, а то еще друзья узнают, что мы общаемся. Но списывать давай, а то у меня два за четверть выйдет”.

Дружить мне хотелось, и малейшее проявление внимания я путала с интересом ко мне и во мне лично. Как личности.

Потом уже я начала понимать, что это щемящее чувство неспроста. Внимание к моему английскому, моему телосложению или моим способностям, даже если выражается в громких комплиментах словами — это не интерес. Так как я путала понятия, искренне считая это проявлением интереса, я старалась людям отдать то же самое — слова, очевидные комплименты, которые они очень ждут, также пребывая в нехватке внимания и искреннего человеческого отношения к себе. Этот обмен довольно странный, все вокруг умиленно щупают и поправляют твое платье, но тебя в упор никто не видит. Только бренд платья, цвет, “тебе идет”, и “где взять такое же”.

Любопытство увидеть легко. Это когда человеку не интересно, но любопытно, можно ли здесь для себя получить выгоду. И если можно, любопытство может расти. Если перспектива выгоды для себя становится туманной или вовсе уходит с горизонта, любопытство очень быстро заканчивается.

Чем вы можете быть мне полезны?
А я вам?

Кто-то продолжает обучать этим “основам” бизнес этикета, которые по сути представляют собой неприкрытое любопытство к возможностям человека, но отнюдь не интерес к человеку. Проявлять неподдельный интерес к человеку на первой встрече не учат, это даже считается несколько “вульгарным”. Как можно, мы едва знакомы!

А вот пощупать человека за выпирающую нехватку внимания на предмет полезности для себя можно, отчего нет? Можно даже сразу намекнуть, что это не просто праздное любопытство, это за деньги. Можно даже сразу заплатить, чтобы подтвердить свое намерение получать для себя выгоду от человека.

Человек, который путает интерес и любопытство, будет рад, что его ценят и даже сразу предлагают деньги.

Любопытные просят кейсы, доказательства, просят чтобы их убеждали в том, что им показалось любопытным. Они громко при всех могут тыкать сарказмом в то, что им показалось, требуя, чтобы их разубедили или согласились с поражением.

Интерес проявляется совсем по-другому. Человек, который интересуется, не требует доказать оправданность своего интереса кейсами. Ему интересно самому разобраться в том, что интересно. Когда интересно, хочется узнать больше, хочется общаться с тем, кто интересен по-настоящему, вне зависимости от того, как он сегодня одет, где живет, и где/чем он сегодня обедает.

Интерес к человеку не имеет ничего общего с получением выгоды от человека. Многие спикеры, например, “проявляют интерес” к своей аудитории взамен на выгоду потом или продажи прямо сейчас.
Но это не интерес. Это любопытное прощупывание выгоды для себя.

Когда интересно, человек пробует сам. Пробует, вдумывается, не спешит, спрашивает, пробует снова. Интересно же!

Когда любопытно, человек хочет сразу все понять (т.е. требует, чтобы ему сразу все объяснили) и если сразу непонятно, быстро разворачивается, разочаровывается, бросает, уходит. Ищет новые любопытные места, занятия, людей.

Я захожу в комнату, тут необычно приятно находиться. Мне любопытно, как оно тут, осматриваюсь. Я вроде нахожусь в комнате, но не до конца. Удовлетворив любопытство, я выхожу из нее и иду обратно в обычную жизнь, обычные комнаты. Рассказываю людям про необычные ощущения в той другой комнате, читаю статьи на тему, подтверждающие мои ощущения, пару дней, пока я на подъёме.

Я захожу в комнату, тут необычно приятно находиться. Мне интересно, почему. А могу я тут находиться все время, не возвращаясь в те обычные комнаты, где гулко и суета? Я исследую пространство, потому что мне интересно. Я исследую себя, чтобы понять, как мы совпадаем, и как через эту комнату пройти в следующую. Я знакомлюсь с людьми, которые уже тут, выясняю для себя, что они другие. И мне интересно, почему, как, и я принимаю решение остаться, изучать, пробовать быть тут дольше.

Интерес к человеку это не интерес к бренду его одежды, его возможностям или профессиональным качествам.
Человек это совсем другое.

Когда человек не знает, что он и кто он, но хочет узнать, пребывая в нехватке знаний, внимания, понимания себя, очень легко перепутать интерес и любопытство. Очень трудно понять, как проявлять интерес самостоятельно. Хочется, чтобы просто кто-то уже быстро дал и объяснил, потому что “мне же надо, что вам жалко?”.

Легче, когда учишься видеть эти процессы. Еще легче, когда учишься и умеешь ими управлять.

--

--

Natalia Tokar/Наталья Токарь

Мои проекты — UpSkillMe.ru & Nataliatokar.me. Публичные выступления на английском. Система обучения алгоритмам самокоррекции мысли для не носителей языка.